Тема 2.6. Функциональное состояние.

Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Методы диагностики функциональных состояний. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования.

Физиология сна. Виды сна. Онтогенез физиологического сна. Стадии формирования сна. Фазовые состояния ЦНС. Сон «быстрый» и «медленный». Изменение сознания во время сна. Теории развития сна. Сновидения. Функциональное значение сна.

Физиология стресса. Определение стресса. Классификация стрессов. Физиологический механизм развития стресса. Г.Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме. Стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Стресс, поведение и здоровье человека. Управление стрессорными реакциями. Обратная связь в регуляции функциональных состояний и поведения человека.

Тема 2.7. Психофизиология профессиональной деятельности.

Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Психофизиологические функциональные состояния. Биологическая обратная связь как средство саморегуляции, эффективности выполнения профессиональной деятельности, поддержания работоспособности и надежности человека. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности

Тема 2.8. Биологические ритмы.

Биологические ритмы. Хронобиология и биоритмология. Природные и биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Внешняя и внутренняя синхронизация биоритмов. Пейсмекеры. Биоритмы и работоспособность. Индивидуальные биоритмы работоспособности. Десинхроноз, причины его возникновения и значение. Профилактика десинхроноза. Значение учения о биоритмах в педагогике.

Тема 2.9. Психофизиология умственного труда.

Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда; эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде; интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха);

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Возрастная физиология и психофизиология» используются следующие формы:

● лекции; практические занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы;

● тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий; подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра

● консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения ситуационных задач, подготовке к деловым и ролевым играм.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема: возрастные особенности соматических и вегетативных функций

Практическое занятие 1

Тема: «Физиология крови»

Цель: изучить строение и функции крови. Рассмотреть возрастные особенности системы крови.

Задание 1. Составить сравнительную характеристику клеток крови.

Задание 2. Провести микроскопирование клеток крови человека.

Задание 3. Изучить классификацию групп крови человека.

Задание 4. Изучить процесс свертывания крови.

Задание 5. Изучить сущность и виды иммунитета.

Задание 6. Составить словарь новых терминов, встречающихся в тексте и в учебно-методической литературе по теме «Физиология крови», дать им определение.

Задание 7. Ответить письменно на вопросы.

1. Какие функции выполняет кровь?

2. Каков химический состав плазмы?

3. Что представляет собой сыворотка крови?

4. Каков механизм транспорта кровью кислорода и углекислого газа?

5. Дайте характеристику фагоцитарным свойствам лейкоцитов.

6. Какую роль в иммунитете играют лимфоциты?

Практическое занятие 2

Тема: «Физиология сердечно-сосудистой системы»

Цель: освоить методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Измерить частоту сердечных сокращений.

Задание 2. Измерить уровень артериального давления.

Задание 3. Рассчитать величину должного артериального давления.

Задание 4. Определить резервы сердечно-сосудистой системы.

Задание 5. Составить прогноз физического состояния организма человека методом регрессии по Е.А. Пироговой.

Практическое занятие 3

Тема «Физиология дыхательной системы»

Цель: овладеть методами оценки показателей внешнего дыхания. Изучить возрастные особенности дыхательной системы.

Задание 1. Определить минутный объем дыхания.

Задание 2. Определить показатели фактической и должной жизненной емкости легких.

Задание 3. Определить тренированность дыхательной мускулатуры

Задание 4. Определить объем форсированного выдоха и индекс Тиффно.

Задание 5. Провести пробы с задержкой дыхания в состоянии покоя.

Задание 6. Пробы с задержкой дыхания после физической нагрузки.

Практическое занятие 4

Тема: «Обмен веществ»

Цель: изучить методы определения основного обмена и возрастные особенности обмена веществ.

Задание 1. Рассчитать «должный» основной обмен по таблицам Гаррис-Бенедикта.

Задание 2. Определить основной обмен по формуле Рида и номограмме.

Задание 3. Определить основной обмен по данным площади поверхности тела.

Практическое занятие 5

Тема: «Физиология терморегуляции»

Цель: изучить механизмы терморегуляции; овладеть методами исследования системы терморегуляции.

Задание 1. Определить средневзвешенную температуру кожи по формуле Витте.

Задание 2. Определить среднюю температуру тела по Бартону.

Задание 3. Определить средневзвешенную температуру кожи и среднюю температуру тела после физической нагрузки средней тяжести.

Задание 4. Определить средневзвешенную температуру кожи и среднюю температуру тела после тяжелой физической нагрузки.

Наши рекомендации