Тема 1.2 Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система.

Организм человека как единое целое. Уровни организации жизнедеятельности организма. Единство организма и внешней среды. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Саморегуляция и регуляция функции в организме. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах и железах внутренней секреции. Общие закономерности их деятельности.

Возрастные особенности деятельности эндокринной системы. Нервная регуляция как высший этап развития регуляторных приспособлений организма. Взаимосвязь и гармоничное единство гуморальной и нервной регуляции как необходимое условие нормального развития подростков. Положительные и отрицательные обратные связи и их роль в саморегуляции и регуляции функции в организме.

Тема 1.3 Возрастные особенности соматических и вегетативных функций.

Строение, функции, развитие и значение опорно-двигательного аппарата человека. Особенности реакций организма на физические нагрузки в различные возрастные периоды. Роль движений в физическом и психическом развитии подростков. Развитие двигательных навыков и совершенствование координации движений в онтогенезе. Утомление и физиологические механизмы его возникновения. Активный отдых. Гигиенические требования к организации труда учащихся. Гигиена физического воспитания.

Система крови и сердечно-сосудистая система. Значение крови и кровообращения в организме. Морфофизиологические особенности крови и кровообращения у подростков. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний и их профилактика.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у подростков. Регуляция дыхания в детском возрасте. Половые отличия дыхания. Роль физической нагрузки и тренировки в становлении правильного дыхания. Гигиена дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений.

Общий план строения и функции пищеварительной системы человека. Физиология, значение и возрастные особенности пищеварения. Особенности нейро-гуморальной регуляции секреции пищеварительных желез в онтогенезе.

Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ в организме. Возрастные особенности энергетического обмена. Изменение с возрастом потребности организма в белках. Значение воды, минеральных солей и витаминов в процессе роста и развития человека. Нормы и режим питания. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Строение и функции органов выделительной системы в организме человека и их возрастные особенности. Значение выделения. Правила личной гигиены.

Тема 1.4 Общая физиология нервной системы.

Общий план строения нервной системы. Формирование различных отделов нервной системы в онтогенезе. Нейрон-структурная и функциональная единица центральной нервной системы (ЦНС). Классификация нейронов. Структурно-фукнциональная характеристика синапсов. Возбуждающие и тормозные синапсы. Изменение с возрастом морфофункциональной организации нейрона и синапса.

Рефлекс. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регулярных процессов. Звенья рефлекторной дуги и их функции. Нервный центр, его морфофункциональные особенности и свойства. Значение обратной афферентации в осуществлении приспособительных реакций организма. Торможение в ЦНС. Современные представления о клеточных механизмах торможения. Движение и взаимодействие нервных процессов. Принцип доминанты в деятельности ЦНС А.А.Ухтомского. Особенности протекания нервных процессов у подростков. Совершенствование координации нервных процессов в онтогенезе. Характерные морфофизиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.

Тема 1.5. Частная физиология центральной нервной системы.

Строение и функции спинного мозга. Основные спинальные рефлексы. Развитие головного мозга в постнатальном периоде онтогенеза. Физиология продолговатого мозга. Средний мозг. Зрительные и слуховые ориентировочные рефлексы. Рефлексы выпрямления и установки тела в пространстве. Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентных путей. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и основные функции мозжечка. Структура и функции лимбической системы. Особенности нейронной организации и функции ретикулярной формации, ее роль в формировании бодрствования, концентрации внимания и работоспособности. Ретикуло-кортикальные взаимоотношения.

Наши рекомендации