Раздел 1 Возрастная физиология
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«возрастная физиология и психофизиология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки « Правоведение и правоохранительная деятельность»
профилизаций: « Правозащитная деятельность»,
« Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»,
« Административно-правовое регулирование в сфере образования»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 31 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | к.п.н., доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности | Е.А. Югова |
Рецензент: |
Одобрена на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от «___»______________2011 г. № _____.
Заведующая кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности | С.Г. Махнева |
Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от «___»______________2011 г. № _____.
Председатель методической комиссии СоИн | С.П. Миронова | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор СоИн | А.И. Ткаченко |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Югова Е.А., 2011 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» являются формирование у студентов базиса знаний о возрастных особенностях функционирования организма человека и физиологических основах психической деятельности.
Задачи дисциплины:
1. Сформировать у студентов базовые знания о биологической сущности человека, необходимые для полноценного усвоения курсов психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин.
2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности организма человека на различных возрастных этапах онтогенеза.
3. Опираясь на современные достижения в области физиологии и психофизиологии, вооружить студентов знаниями о физиологических механизмах восприятия, внимания, памяти, функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, эмоциональных состояний, стресса и других психофизиологических процессов и явлений.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла.
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Биология».
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения возрастной физиологии и психофизиологии имеют практическую направленность и необходимы для дальнейшего изучения таких учебных дисциплин как «Общая психология», «Общая и профессиональная педагогика»,«Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Безопасность жизнедеятельности».
Основное значение возрастной физиологии и психофизиологии в образовании бакалавра заключается в приобретении навыков и умений, необходимых для работы с детьми и подростками в школе и средних специальных учебных заведениях. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом психофизиологических особенностей студентов.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Биология»:
Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
Умения: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· общая психология;
· общая и профессиональная педагогика;
· введение в профессионально-педагогическую специальность;
· безопасность жизнедеятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.
Общекультурные компетенции:
· Осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1)
· Понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3)
· Владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12)
· Имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14)
· Способен выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16)
· Готов использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17)
· Способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25)
Профессиональные компетенции:
· Способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16)
· Способен организовать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3)
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· основные физиологические понятия;
· вопросы общей и частной возрастной физиологии;
· нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков;
· физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Уметь:
· самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой;
· формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов;
· использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· методиками изучения функционального состояния организма;
· методиками оценки психофизиологических показателей человека.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры |
з/о полный срок | з/о сокращенный срок обучения | |||
Общая трудоемкость дисциплины | 5/180 | 5/180 | 5/180 | 1-й |
Аудиторные занятия | 1-й | |||
лекции | 1-й | |||
практические занятия | ||||
семинарские занятия | - | - | - | |
лабораторные работы | - | - | - | |
другие виды аудиторных занятий | - | - | - | |
Самостоятельная работа | 1-й | |||
изучение теоретического курса | 1-й | |||
курсовая (контрольная) работа | - | |||
домашние задания | - | - | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | 1-й |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
Возрастная физиология | ||||||||
1.1 | Введение в возрастную физиологию | - | - | Еженед. | Контрольные вопросы – 1 |
Продолжение табл. 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1.2 | Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система | - | Еженед. | Выступление на семинаре – 2 Домашнее семестровое задание - 2 | ||||
1.3 | Возрастные особенности соматических и вегетативных функций | Еженед. | Практическое задание- 3 Программированный контроль – 3 | |||||
1.4 | Общая физиология нервной системы | Еженед. | Практическое задание- 4 Программированный контроль – 4 | |||||
1.5 | Частная физиология центральной нервной системы | - | Еженед. | Анализ и решение конкретной ситуации – 5 Контрольные вопросы проблемного Характера – 5 | ||||
1.6 | Физиология больших полушарий головного мозга | - | Еженед. | Выступление на семинаре - 6 Практическое задание – 6 Домашнее семестровое задание - 6 |
Продолжение табл. 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1.7 | Физиология сенсорных систем | Еженед. | Практическое задание – 7 Программированный контроль – 7 | |||||
1.8 | Физиология высшей нервной деятельности | Еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера – 8 Практическое задание – 8 | |||||
1.9 | Врожденная и приобретенная деятельность организма | - | Еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера – 9 Выступление на семинаре – 9 Домашнее семестровое задание - 9 | ||||
1.10 | Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности | Еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера – 10 Практическое задание – 10 |
Продолжение табл. 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1.11 | Биологическое созревание и психическое развитие | - | Еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера – 10 Выступление на семинаре – 10 Домашнее семестровое задание - 10 | ||||
Психофизиология | ||||||||
2.1 | Введение в психофизиологию | - | - | Выступление на семинаре – 10 | ||||
2.2 | Психофизиология эмоционально–потребностной сферы | - | Еженед. | Выступление на семинаре – 11 Домашнее семстровое задание - 11 | ||||
2.3 | Психофизиология внимания и восприятия информации | Еженед. | Деловая игра – 11 Анализ и решение конкретной ситуации – 11 |
Окончание табл. 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
2.4 | Психофизиология памяти и научения | Еженед. | Ролевая игра - 12 Анализ и решение конкретной ситуации – 12 | |||||
2.5 | Психофизиология речи и мыслительной деятельности | - | - | Еженед. | Анализ и решение конкретной ситуации – 13 Домашнее семестровое задание - 13 | |||
2.6 | Функциональное состояние | - | Еженед. | Домашнее семестровое задание – 13 Программированный контроль – 13 | ||||
2.7 | Психофизиология профессиональной деятельности | - | Еженед. | Ролевая игра – 14 Домашнее семестровое задание - 14 | ||||
2.8 | Биологические ритмы | - | Еженед. | Выступление на семинаре – 15 Домашнее семестровое задание - 15 | ||||
2.9 | Психофизиология умственного труда | - | Еженед. | Анализ и решение конкретной ситуации – 15 Домашнее семестровое задание - 15 | ||||
Итого за семестр | экзамен |
4.3. содержание дисциплины
Раздел 2. Психофизиология
Тема 2.1. Введение в психофизиологию.
Психофизиология – наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Предмет, цель и задачи психофизиологии, ее связь с другими науками. Методы психофизиологии. Методы исследований работы головного мозга, электрической активности кожи, полиграфия.
Практическое занятие 1
Тема: «Физиология крови»
Цель: изучить строение и функции крови. Рассмотреть возрастные особенности системы крови.
Задание 1. Составить сравнительную характеристику клеток крови.
Задание 2. Провести микроскопирование клеток крови человека.
Задание 3. Изучить классификацию групп крови человека.
Задание 4. Изучить процесс свертывания крови.
Задание 5. Изучить сущность и виды иммунитета.
Задание 6. Составить словарь новых терминов, встречающихся в тексте и в учебно-методической литературе по теме «Физиология крови», дать им определение.
Задание 7. Ответить письменно на вопросы.
1. Какие функции выполняет кровь?
2. Каков химический состав плазмы?
3. Что представляет собой сыворотка крови?
4. Каков механизм транспорта кровью кислорода и углекислого газа?
5. Дайте характеристику фагоцитарным свойствам лейкоцитов.
6. Какую роль в иммунитете играют лимфоциты?
Практическое занятие 2
Тема: «Физиология сердечно-сосудистой системы»
Цель: освоить методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и рассмотреть ее возрастные особенности.
Задание 1. Измерить частоту сердечных сокращений.
Задание 2. Измерить уровень артериального давления.
Задание 3. Рассчитать величину должного артериального давления.
Задание 4. Определить резервы сердечно-сосудистой системы.
Задание 5. Составить прогноз физического состояния организма человека методом регрессии по Е.А. Пироговой.
Практическое занятие 3
Тема «Физиология дыхательной системы»
Цель: овладеть методами оценки показателей внешнего дыхания. Изучить возрастные особенности дыхательной системы.
Задание 1. Определить минутный объем дыхания.
Задание 2. Определить показатели фактической и должной жизненной емкости легких.
Задание 3. Определить тренированность дыхательной мускулатуры
Задание 4. Определить объем форсированного выдоха и индекс Тиффно.
Задание 5. Провести пробы с задержкой дыхания в состоянии покоя.
Задание 6. Пробы с задержкой дыхания после физической нагрузки.
Практическое занятие 4
Тема: «Обмен веществ»
Цель: изучить методы определения основного обмена и возрастные особенности обмена веществ.
Задание 1. Рассчитать «должный» основной обмен по таблицам Гаррис-Бенедикта.
Задание 2. Определить основной обмен по формуле Рида и номограмме.
Задание 3. Определить основной обмен по данным площади поверхности тела.
Практическое занятие 5
Тема: «Физиология терморегуляции»
Цель: изучить механизмы терморегуляции; овладеть методами исследования системы терморегуляции.
Задание 1. Определить средневзвешенную температуру кожи по формуле Витте.
Задание 2. Определить среднюю температуру тела по Бартону.
Задание 3. Определить средневзвешенную температуру кожи и среднюю температуру тела после физической нагрузки средней тяжести.
Задание 4. Определить средневзвешенную температуру кожи и среднюю температуру тела после тяжелой физической нагрузки.
Практическое занятие 6
Тема: «Физиология центральной нервной системы»
Цель: приобрести навыки исследования функционального состояния центральной нервной системы человека и ознакомиться с ее возрастными особенностями.
Задание 1. Изучить возрастные особенности нервной системы.
Задание 2. Исследовать сухожильные рефлексы.
Задание 3. Исследовать двигательные функции мозжечка.
Практическое занятие 7
Тема: «Физиологи вестибулярной сенсорной системы»
Цель: исследовать состояние вестибулярной сенсорной системы с помощью функциональных проб.
Задание 1. Наблюдать нистагм головы и глаз при вращении.
Задание 2. Определить функциональные возможности вестибулярной сенсорной системы (проба Воячека).
Тема: «Физиология кожной сенсорной системы»
Цель: ознакомиться с методами изучения свойств кожной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.
Задание 1. Определить пространственный порог тактильной чувствительности разных участков кожи.
Задание 2. Исследовать температурную адаптацию рецепторов кожи.
Практическое занятие 8
Тема: «Физиология зрительной сенсорной системы»
Цель: ознакомиться с методами изучения функционального состояния зрительной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.
Задание 1. Определить остроту зрения.
Задание 2. Определить поле зрения.
Задание 3. Выявить слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).
Задание 4. Наблюдать за изменением диаметра зрачка в зависимости от освещения.
Задание 5. Изучить аккомодацию глаза.
Практическое занятие 9
Тема: «Физиология условных рефлексов»
Цель: ознакомиться с условиями выработки условных рефлексов и с возрастными особенностями их образования.
Задание 1. Выработать зрачковый условный рефлекс.
Задание 2. Выработать условный мигательный рефлекс на звуковой раздражитель.
Задание 3. Выработать навык зеркального письма.
Практическое занятие 10
Тема: «Функциональная межполушарная асимметрия»
Общие положения
Цель: исследовать функциональную межполушарную асимметрию.
Задание 1. Определить степень функционального доминирования правой руки.
Задание 2. Выявить сенсорную асимметрию.
Тема: «Сигнальные системы действительности»
Цель: овладеть методами определения типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем. Изучить возрастные особенности формирования сигнальных систем.
Задание. Определить тип высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем.
Практическое занятие 11
Тема: «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека»
Цель: исследовать свойства нервной системы человека и определить тип высшей нервной деятельности.
Задание 1. Определить силу нервной системы методом многократной рефлексометрии.
Задание 2. Определить уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Задание 3. Определить подвижность нервных процессов (тест Бурдона).
Практическое занятие 12
Тема: «Физиология внимания»
Цель: изучить свойства внимания и его возрастные особенности.
Задание 1. Изучить величину колебания внимания.
Задание 2. Исследовать устойчивость произвольного внимания пробой «Перепутанные линии».
Задание 3. Изучить избирательность вынимания (тест Мюнстерберга).
Практическое занятие 13
Тема: «Физиология памяти»
Цель: изучить свойства памяти и ее возрастные особенности.
Задание 1. Определить объем кратковременной вербальной памяти.
Задание 2. Определить объем кратковременной невербальной памяти.
Задание 3. Определить объем кратковременной образной памяти.
Задание 4. Определить объем смысловой кратковременной памяти.
Тема: Биологические ритмы
Практическое занятие 14
Тема: определение внутреннего отсчета времени
Цель: выявить преобладание в коре больших полушарий процессов возбуждения или торможения.
Задание 1. Дать характеристику понятия уравновешенности нервных процессов.
Задание 2. Провести пробу «индивидуальная минута»
Практическое занятие 15
Тема: определение биоритмологического типа человека
Цель: определить биоритмологический тип человека.
Задание 1. При помощи теста определить свой биоритмологический тип.
Задание 2. Составить рекомендации по рациональному использованию бюджета времени с учетом биоритмологическог типа.
Практическое занятие 16
Тема: исследование целенаправленной деятельности человека
Цель: выявить влияние предварительной постановки цели на результат деятельности.
Задание 1. Провести пробу с таблицей (цифра-буква).
Задание 2. Сделать вывод о зависимости результата деятельности от поставленной цели.
Практическое занятие 17
Тема: влияние обстановочной афферентации на результат деятельности
Цель: выявит влияние различных поз человека на результат действия и скорость его достижения.
Задание 1. Провести эксперимент по решению задач в двух различных позах Задание 2. Оформить протокол исследования.
5.2. Домашние семестровые задания
Выполнение, оформление и подготовка к защите домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Задания, необходимые для выполнения домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, выдает преподаватель, осуществляющий проведение практических занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.
Домашние семестровые задания выполняются с целью практической проработки разделов дисциплины, что способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивает творческую инициативу и самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы. Домашние семестровые задания по дисциплине выполняются каждым студентов в рамках самостоятельной работы по следующим тематикам:
ДСЗ 1 . «Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система» состоит из пояснительной записки (не менее 12–15 страниц), которая обязательно должна содержать следующие разделы:
1. Введение.
2. Уровни организации жизнедеятельности организма. Единство организма и внешней среды. Внутренняя среда организма. Гомеостаз.
3. Заключение
ДСЗ 2 . «Физиология больших полушарий головного мозга» состоит из пояснительной записки, включающей следующие разделы:
1. Введение.
2. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе.
3. Рефлексометрия как метод оценки функционального состояния ЦНС. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами. Основные ритмы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Формирование ЭЭГ в онтогенезе.
4. Заключение.
ДСЗ 3. «Врожденная и приобретенная деятельность организма » состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов.
3 Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.
4. Заключение.
ДСЗ 4. «Биологическое созревание и психическое развитие» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности.
3. Динамика и гетерохронность созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие. Гетерохронность в созревании больших полушарий головного мозга и формирование особенностей психики человека.
4. Заключение.
ДСЗ 5 «Психофизиология эмоционально–потребностной сферы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и эмоции. Эмоции и здоровье. Влияние эмоций на деятельность человека.
3. Заключение.
ДСЗ 6. «Психофизиология речи и мыслительной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство.
3. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия.
4. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления. Электроэнцефалографические корреляты мышления. Интеллект, его физиологическая основа и аспекты. Факторы, определяющие уровень развития интеллекта.
5. Заключение.
ДСЗ 7 «Функциональное состояние» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Методы диагностики функциональных состояний.
3. Физиология стресса. Определение стресса. Классификация стрессов. Физиологический механизм развития стресса. Г.Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме. Стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Стресс, поведение и здоровье человека. Управление стрессорными реакциями. Обратная связь в регуляции функциональных состояний и поведения человека.
4. Заключение.
ДСЗ 8. «Психофизиология профессиональной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
3. Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
4. Заключение.
ДСЗ 9. «Биологические ритмы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Биологические ритмы. Хронобиология и биоритмология. Природные и биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Внешняя и внутренняя синхронизация биоритмов. Пейсмекеры.
3. Биоритмы и работоспособность. Индивидуальные биоритмы работоспособности. Десинхроноз, причины его возникновения и значение. Профилактика десинхроноза. Значение учения о биоритмах в педагогике.
4. Заключение.
ДСЗ 10. «Психофизиология умственного труда» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:
1. Введение.
2. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда). Эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде.
3. Интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха.
4. Заключение.
Каждое домашнее семестровое задание выполняется, оформляется и защищается студентом самостоятельно.
Подготовка к защите домашнего семестрового задания осуществляется самостоятельно каждым студентом с проработкой разделов лекционного материала, охватывающего тему данного ДСЗ, включает в себя выполнение ДСЗ и оформление пояснительной записки в соответствии с требованиями.
Пояснительная записка оформляется на листах белой бумаги форматом А4 и включает следующие разделы: титульный лист, введение, четкое и логичное изложение материала, сопровождаемые в случае необходимости графическими иллюстрациями и рисунками.
В конце пояснительной записки приводится список литературных источников, используемых студентом при выполнении ДСЗ, в том числе дается библиография методических указаний и пособий.
Защита домашних семестровых заданий проводится в форме беседы или тестирования, предусматривает решение ситуационных задач или тестовых заданий и призвана выявить уровень знаний студента по теме защищаемого ДСЗ.
Студенты, не выполнившие ДСЗ, к их защите не допускаются. Защита ДСЗ без пояснительной записки не допускается. Пояснительная записка и графический материал, оформленные небрежно или не в соответствии с предъявляемыми требованиями, к защите не допускаются.
Прием защит ДСЗ проводится преподавателями, осуществляющими проведение практических или лекционных занятий.
5.3. Задания к контрольной работе
Вариант 1.
1. Физиология эндокринных желез организма. Гормоны, их свойства и функции.
2. Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе. Строение кости.
Вариант 2
1. Анатомия и физиология продолговатого мозга.
2. Строение мышечного волокна. Физиология мышечного сокращения.
Вариант 3
1. Нервная ткань. Особенности строения и функции нейрона и глиона.
2. Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Совы, жаворонки, аритмики.
Вариант 4
1. Структура и функции синапсов. Механизм передачи возбуждения и торможения в синапсе.
2. Работоспособность детей и подростков. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
Вариант 5
1. Понятие об онтогенезе, росте и развитии организма человека. Возрастная периодизация онтогенеза человека.
2. Кровь как разновидность соединительной ткани. Функции крови. Возрастные морфофизиологические особенности крови.
Вариант 6
1. Анатомия и физиология промежуточного мозга.
2. Система кровообращения. Круги кровообращения, их функции. Возрастные особенности системы кровообращения у детей и подростков.
Вариант 7
1. Ретикулярная формация ствола мозга. Особенности ее строения и функции.
2. Строение и функции сердца. Регуляция работы сердца. Автоматия работы сердца. Гемодинамика.
Вариант 8
1. Иммунитет. Иммунная система организма человека.
2. Методы оценки функционального состояния ЦНС. Рефлексометрия. Электроэнцефалография.
Вариант 9
1. Анатомия и физиология мозжечка.
2. Общий план строения и функции дыхательной системы. Механизмы регуляции дыхания. Возрастные анатомо-морфологические особенности дыхательной системы человека.
Вариант 10
1. Функциональная асимметрия правого и левого полушарий.
2. Физиология пищеварения. Нейрогуморальная регуляция секреции пищеварительных желез.
Вариант 11
1. Анатомо-физиологические особенности лимбической системы и базальных ядер.
2. Общий план строения и функции органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Возрастные морфофизиологические особенности органов системы пищеварения.
Вариант 12
1. Строение и функции больших полушарий головного мозга.
2. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности обмена веществ.
Вариант 13
1. Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков.
2. Основы организации рационального питания. Гигиенические требования к организации питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Вариант 14
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Классификация анализаторов. Структурно-функциональная характеристика анализаторов. Значение анализаторов в познании окружающего мира.
2. Теплообразование. Баланс теплопродукции и теплоотдачи. Терморегуляция. Теплообмен у детей и подростков.
Вариант 15
1. Сенсорная система зрения. Гигиена зрения.
2. Роль выделительной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма.
Вариант 16
1. Сенсорная система слуха. Гигиена слуха.
2. Типы высшей нервной деятельности и темперамента, их классификация и характ