Летние творческие работы учащихся по биологии
Летние творческие работы учащихся по биологии
Из опыта работы
Разработанная нами система летних творческих заданий для учащихся 5–10-х классов включает подготовительный, рабочий и отчетный этапы. Тематика работ охватывает весь курс школьной биологии.
Предлагаются задания разного уровня. Ребята могут выбрать задание в соответствии со своими интересами и возможностями. При выполнении задания учащиеся получают методическую помощь:
– по разным видам заданий составлены инструктивные карточки;
– накоплена подборка методик биоэкологических исследований,
– организуются индивидуальные и групповые консультации в течение учебного года и в каникулярное время.
Важнейшим результатом своей работы считаем успехи наших учащихся. Они становятся призерами и победителями городских и областных олимпиад по биологии и экологии; призерами городских конкурсов исследовательских работ учащихся в области экологии и дипломантами областных экологических конференций.
Выпускники 9-х и 11-х классов ежегодно на итоговой аттестации защищают рефераты исследовательского характера. Свои исследовательские работы и коллективные проекты наши учащиеся представляют на научной конференции студентов естественно-географического факультета ШГПУ.
Тематика летних заданий по курсу «Растения, бактерии, грибы, лишайники»
I. Изготовление учебно-наглядных пособий
Общее знакомство с цветковыми растениями
1.1. Органы цветкового растения.
1.2. Однолетние и двулетние растения.
1.3. Многообразие деревьев.
1.4. Многообразие кустарников.
1.5. Многообразие кустарничков.
Корень
2.1. Типы корневых систем.
2.2. Влияние пикировки на развитие корневых систем.
2.3. Влияние удобрений на рост и развитие растений.
Побег
3.1. Развитие побега из почки.
3.2. Влияние пинцировки на рост побега.
3.3. Листья простые и сложные.
3.4. Листорасположение.
3.5. Жилкование листьев.
3.6. Растения-паразиты.
3.7. Видоизменения листьев.
3.8. Осенняя раскраска листьев.
3.9. Спилы стволов деревьев.
3.10. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ.
3.11. Передвижение по стеблю органических веществ.
3.12. Корневище – видоизмененный побег.
Цветок и плод
4.1. Обоеполые цветки с простым и двойным околоцветником.
4.2. Раздельнополые цветки. Однодомные растения.
4.3. Раздельнополые цветки. Двудомные растения.
4.4. Виды соцветий.
4.5. Многообразие сухих плодов.
4.6. Распространение плодов и семян ветром.
Экология растений
5.1. Растения луга.
5.2. Растения леса (смешанного, соснового, елового).
5.3. Растения сухих мест обитания.
5.4. Водные и прибрежные растения.
5.5. Растения болот.
5.6. Эфемероиды.
Классификация цветковых растений
6.1. Строение цветков растений различных семейств.
6.2. Многообразие растений различных семейств.
Сельскохозяйственные растения
7.1. Фазы развития пшеницы.
7.2. Многообразие масличных культур.
7.3. Многообразие плодово-ягодных культур.
Основные отделы растений
8.1. Многообразие водорослей.
8.2. Многообразие моховидных.
8.3. Многообразие папоротникообразных.
8.4. Многообразие голосеменных растений.
Бактерии. Грибы. Лишайники»
9.1. Грибы – паразиты растений.
9.2. Многообразие лишайников.
II. Опытническая работа
• Сортоизучение полевых, овощных, плодово-ягодных, декоративных растений.
• Изучение эффективности разных способов вегетативного размножения:
– картофеля целыми клубнями, верхушками, глазками, ростками;
– крыжовника горизонтальными, дуговидными, вертикальными отводками;
– смородины одревесневшими и зелеными черенками;
– чеснока воздушными луковичками и зубками;
– пионов делением куста, черенками, отводками.
• Изучение влияния на рост, развитие, урожайность растений таких агроприемов, как:
– различные способы предварительной обработки посадочного материала (прогревание, закаливание, яровизация, химическое воздействие, облучение и др.);
– сроки посева, окучивание, орошение, рыхление;
– пасынкование, пинцировка, пикировка;
– изменение площади питания, использование пленочных укрытий;
– использование разных видов удобрений (органических, минеральных, бактериальных), их дозы, способы внесения и т.д.
Инструктивная карточка
Изготовление наглядного пособия (раздаточного материала) «Фазы развития пшеницы»
1. Посейте пшеницу 5–10 мая на небольшом участке.
2. Наблюдайте за ее развитием, фиксируя даты:
1) всходов, 2) появления третьего листа, 3) кущения, 4) выхода в трубку, 5) колошения, 6) цветения, 7) созревания (молочной, восковой, полной зрелости).
3. Выкапывайте и засушивайте по нескольку растений в каждой фазе развития.
4. Аккуратно смонтируйте растения в разных фазах развития в наблюдаемой последовательности на плотном листе бумаги форматом А4 с указанием фаз и дат их появления.
5. Приготовьте 5–15 таких монтажей.
6. Сопроводите свое наглядное пособие описанием биологических особенностей культуры и сорта.
Инструктивная карточка
Инструктивная карточка
Тема «Основы генетики»
1. Основные закономерности наследования признаков.
• Моногибридное скрещивание: «Наследование признаков окраски семян у гороха (кукурузы)».
• Неполное доминирование: «Наследование признаков остистости у пшеницы»; «Наследование окраски околоцветника у ночной красавицы (львиного зева, космеи)».
• Дигибридное скрещивание: «Наследование приз-наков окраски и формы семян у гороха»; «Наследо-
вание формы и окраски плодов у томатов».
• Анализирующее скрещивание: «Выяснение чис-
тосортности гороха с желтыми гладкими семенами».
• Взаимодействие генов: «Наследование формы плодов у тыквы»; «Наследование окраски плодов у тыквы»; «Наследование способности земляники образовывать усы».
• Сцепленное наследование: «Наследование признаков окраски семян и характера эндосперма у кукурузы».
• Сцепленное с полом наследование: «Закономерности наследования окраски оперения у кур (канареек)».
2. Основные закономерности изменчивости признаков.
• «Закономерности модификационной изменчивости признаков у организмов».
• «Изучение полиплоидов у пшениц, сахарной свеклы».
• «Знакомство с генными мутациями, иллюстрирующими закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».
Тема «Основы селекции»
• «Изучение различных видов, разновидностей и сортов капусты, пшеницы, подсолнечника и др.».
• «Изучение гетерозиса у томатов».
• «Проведение индивидуального отбора у пшеницы».
• «Проведение массового отбора у ржи».
• «Получение новых сферотекоустойчивых сортов крыжовника на основе межвидовой гибридизации».
• «Изучение пород кур с разным направлением продуктивности».
• «Изучение пород кроликов с различной окраской и качеством шерсти».
Тема «Эволюционное учение»
• Роль изменчивости в эволюции: «Изучение изменчивости признака в популяции».
• Внутривидовая борьба за существование: «Влияние густоты посадки (площади питания) на рост, развитие и урожай моркови, на продолжительность цветения астр и др.».
• Межвидовая борьба за существование: «Изучение взаимного угнетения видов на дарвиновской площадке»; «Изучение взаимного благоприятствования видов в совместных посевах гороха и овса, кукурузы и фасоли, люцерны и житняка и др.».
Тема «Основы экологии»
Изучение влияния различных абиотических факторов на рост и развитие растений.
• «Влияние длины дня на развитие растений длинного дня. Опыт с редисом».
• «Влияние длины дня на развитие растений короткого дня. Опыт с просом».
• «Влияние среды обитания на рост и развитие стрелолиста».
• «Влияние различной освещенности на рост и развитие одуванчика».
• «Влияние различной освещенности на окраску листьев колеуса».
• «Влияние изменения температуры на окраску цветков у китайской примулы».
• «Влияние температуры на окраску шерсти кроликов».
Инструктивная карточка
Натуральные объекты 1. Комнатные растения 2. Гербарии 3. Коллекции насекомых 4. Коллекция семян растений 5. Поперечные спилы веток деревьев 6. Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые» 7. Шишки голосеменных растений
Летние творческие работы учащихся по биологии
Из опыта работы
Разработанная нами система летних творческих заданий для учащихся 5–10-х классов включает подготовительный, рабочий и отчетный этапы. Тематика работ охватывает весь курс школьной биологии.
Предлагаются задания разного уровня. Ребята могут выбрать задание в соответствии со своими интересами и возможностями. При выполнении задания учащиеся получают методическую помощь:
– по разным видам заданий составлены инструктивные карточки;
– накоплена подборка методик биоэкологических исследований,
– организуются индивидуальные и групповые консультации в течение учебного года и в каникулярное время.
Важнейшим результатом своей работы считаем успехи наших учащихся. Они становятся призерами и победителями городских и областных олимпиад по биологии и экологии; призерами городских конкурсов исследовательских работ учащихся в области экологии и дипломантами областных экологических конференций.
Выпускники 9-х и 11-х классов ежегодно на итоговой аттестации защищают рефераты исследовательского характера. Свои исследовательские работы и коллективные проекты наши учащиеся представляют на научной конференции студентов естественно-географического факультета ШГПУ.