Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

- общекультурные (ОК):

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2: способен к инновационной деятельности;

ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

- профессиональные (ПК):

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.

ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.

ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.

ПК-8: использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному к деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах.

ПК-9: профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам.

В соответствии с видами деятельности выпускник:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

ПК-15: использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями магистерской программы), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности.

ПК-16: имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству НИР студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей.

7. Структура и содержание практики.

Общая трудоемкость практики составляет 42 зачетных единиц, 28 недель.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. 1. Организация практики 1.Подготовительный – в процессе обучения, апробации теории собственной тематики применительно к базе практик, составление плана работы, инструктаж по ТБ, ОТ и специфике организации деятельности базы практики. Промежуточный отчет, дневник
2. Экспериментальный первый 2. Физиологический - этапы работы по экологической адаптации – физиологический (климатологический, физиолого-гигиенический, клинико-анамнестический, непосредственная регистрация функций, анализ истории болезни, должностных инструкций, журналов ТБ и ОТ, определение стрессорности по параметрам неспецифической защиты крови, кровообращения, дыхания, генетических параметров). Отчет, дневник
3. Экспериментальный второй 3.Психофизиологический этап - (анализ свойств нервной системы и высшей нервной деятельности, анализаторов, психоэмоционального состояния, психомоторных реакций Отчет, дневник
4. Экспериментальный третий 4. Социальный этап включает использование психологических опросников и данных самоанализа качества физиологических и психофизиологических свойств по опроснику SF-36. Регистрация производственных, семейных, алиментарных факторов риска. Отчет, дневник
5. Заключительный Заключительный этап - оформление отчета. Обработка протоколов, форм регистрации (чеки анализаторов, самописцев, опросников, анкет, параметров факторов риска, самооценки). Написание тезисов или статьи, представление отзывов из организации (учреждения) практики. Экология человека представляет два направления: реакция человека на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, а второе – анализ среды обитания, идентификация среди них факторов риска развития препатологий и патологий. Весь набор этапов самостоятельной работы складывается из трех уровней, обозначенных в теории экологической адаптации:: физиологический, психофизиологический, социальный. Защита оформленного общего отчета, сдача отзыва, дневника
6. Самостоятельная работа Самостоятельная работа, по опыту стран, в которых система бакалавр-магистр стала привычной, предполагает прежде всего необходимость осмысления полученных знаний и навыков с последующим неоднократным механизмом самопроверки, а также перекрестной проверки с участием коллег на семинарах и собеседованиях   Самоотчет
7. Зачетный Написание и защита отчета.  
Итого  


Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.

Научно-исследовательские технологии на кафедре глубоко интегрированы в течении более 40 лет решением одной, регионально ориентированной адаптационной тематикой. Завершающими этапами являются внедрения в учебный план или производственный процесс документальным отражением технологий в отчетах, тезисах, статьях, диссертациях, монографиях. Опыт создания отражен в методических пособиях и диссертациях, имеющихся на кафедре и в тех учреждениях. Технологии образовательного, профилактического, медицинского – пре- и патологического уровней всегда специфичны, что значительно упрощает поиск взаимозависимостей в цикле доза-эффект. Структура образовательного процесса включает большинство технологий регистрации функций по всем уровням экологической адаптации, являющейся константной проблемой устойчивого развития всей Западной Сибири.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

Учебно-методические рекомендации обеспечения самостоятельной работы на практике. При создании условий проведения практики магистр опирается на методические обеспечение, имеющееся на кафедре или на производстве и которые изложены в разделе перечней и компетенций. Самостоятельность создается в процессе практики дня потому, что все методики обследования и работы на аппаратуре разработаны для исполнения одним человеком. Рекомендации по сбору материалов, их обработке и анализу осуществляются на всем протяжении учебно-научного процесса. Во время практики каждый магистр индивидуально регистрирует функции. Во время практик на производственных предприятиях (заводы, технологические циклы) учитывается завершенность циклов, соотношение автоматизации и механизации, учитываются экологические вредные условия: пыль, шум, температура, вибрация.

Контрольные вопросы

  1. Физиологические параметры кислотно-щелочного гомеостаза.
  2. Приспособительные изменения в детском организме, передающееся по наследству.
  3. Иммунологические механизмы в процессе воздействия стресса?
  4. Механизм развития артериальной гипертензии.
  5. Респираторный ответ на трудовое и адаптационное напряжение.
  6. Энергетический гомеостаз и его роль адаптации человека на Севере.
  7. Биохимические признаки развития дизадаптации.
  8. Информационный стресс в механизме психосоциального стресса.
  9. Физическая активность как адаптоген при адаптации.
  10. Половые различия конституционного характера при адаптации к стрессу.
  11. Стадии адаптации организма при приживаемости к новым условиям жизни.
  12. Гематологический стресс в различном возрасте человека.
  13. Гипоксия как основа патогенеза дизадаптации кардиогемореспираторной системы.
  14. Фазы десинхронизации в зависимости от климата на Севере.
  15. Донозологическая диагностика объективный способ оценки сохранности здоровья.
  16. Характеристики погоды и климата, потенцирующие развитие гипоксии.
  17. Метаболические и морфологические параметры, свидетельствующие о гиподинамии.
  18. Структура питания новопоселенцев как адаптивный механизм.
  19. Свойства высшей нервной деятельности в приспособлении к социальной адаптации.
  20. Психофизиологические механизмы качества жизни в онтогенезе человека.
  21. Эндокринологические компоненты в механизме общего адаптационного синдрома.
  22. Функциональные нагрузки в оценке деятельности кровообращения и дыхания.
  23. Способы оценки неспецифической резистентности и адьювантности по параметрам крови.
  24. Роль психосоциального и психоэмоционального стресса в экстремальных состояниях.
  25. Важнейшие эндокринные показатели дизадаптации.
  26. Явление акселерации и децелерации в развитии человека.

* Каждый вопрос предполагает практическое задание с умением регистрировать и читать результат.

Наши рекомендации