Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.
- общекультурные (ОК):
ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;
ОК-2: способен к инновационной деятельности;
ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;
ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;
- профессиональные (ПК):
ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.
ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.
ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.
ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.
ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.
ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.
ПК-8: использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному к деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах.
ПК-9: профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам.
В соответствии с видами деятельности выпускник:
ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.
ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).
ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.
ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.
ПК-15: использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями магистерской программы), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности.
ПК-16: имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству НИР студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей.
7. Структура и содержание практики.
Общая трудоемкость практики составляет 42 зачетных единиц, 28 недель.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | 1. Организация практики | 1.Подготовительный – в процессе обучения, апробации теории собственной тематики применительно к базе практик, составление плана работы, инструктаж по ТБ, ОТ и специфике организации деятельности базы практики. | Промежуточный отчет, дневник | |
2. | Экспериментальный первый | 2. Физиологический - этапы работы по экологической адаптации – физиологический (климатологический, физиолого-гигиенический, клинико-анамнестический, непосредственная регистрация функций, анализ истории болезни, должностных инструкций, журналов ТБ и ОТ, определение стрессорности по параметрам неспецифической защиты крови, кровообращения, дыхания, генетических параметров). | Отчет, дневник | |
3. | Экспериментальный второй | 3.Психофизиологический этап - (анализ свойств нервной системы и высшей нервной деятельности, анализаторов, психоэмоционального состояния, психомоторных реакций | Отчет, дневник | |
4. | Экспериментальный третий | 4. Социальный этап включает использование психологических опросников и данных самоанализа качества физиологических и психофизиологических свойств по опроснику SF-36. Регистрация производственных, семейных, алиментарных факторов риска. | Отчет, дневник | |
5. | Заключительный | Заключительный этап - оформление отчета. Обработка протоколов, форм регистрации (чеки анализаторов, самописцев, опросников, анкет, параметров факторов риска, самооценки). Написание тезисов или статьи, представление отзывов из организации (учреждения) практики. Экология человека представляет два направления: реакция человека на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, а второе – анализ среды обитания, идентификация среди них факторов риска развития препатологий и патологий. Весь набор этапов самостоятельной работы складывается из трех уровней, обозначенных в теории экологической адаптации:: физиологический, психофизиологический, социальный. | Защита оформленного общего отчета, сдача отзыва, дневника | |
6. | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа, по опыту стран, в которых система бакалавр-магистр стала привычной, предполагает прежде всего необходимость осмысления полученных знаний и навыков с последующим неоднократным механизмом самопроверки, а также перекрестной проверки с участием коллег на семинарах и собеседованиях | Самоотчет | |
7. | Зачетный | Написание и защита отчета. | ||
Итого |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.
Научно-исследовательские технологии на кафедре глубоко интегрированы в течении более 40 лет решением одной, регионально ориентированной адаптационной тематикой. Завершающими этапами являются внедрения в учебный план или производственный процесс документальным отражением технологий в отчетах, тезисах, статьях, диссертациях, монографиях. Опыт создания отражен в методических пособиях и диссертациях, имеющихся на кафедре и в тех учреждениях. Технологии образовательного, профилактического, медицинского – пре- и патологического уровней всегда специфичны, что значительно упрощает поиск взаимозависимостей в цикле доза-эффект. Структура образовательного процесса включает большинство технологий регистрации функций по всем уровням экологической адаптации, являющейся константной проблемой устойчивого развития всей Западной Сибири.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.
Учебно-методические рекомендации обеспечения самостоятельной работы на практике. При создании условий проведения практики магистр опирается на методические обеспечение, имеющееся на кафедре или на производстве и которые изложены в разделе перечней и компетенций. Самостоятельность создается в процессе практики дня потому, что все методики обследования и работы на аппаратуре разработаны для исполнения одним человеком. Рекомендации по сбору материалов, их обработке и анализу осуществляются на всем протяжении учебно-научного процесса. Во время практики каждый магистр индивидуально регистрирует функции. Во время практик на производственных предприятиях (заводы, технологические циклы) учитывается завершенность циклов, соотношение автоматизации и механизации, учитываются экологические вредные условия: пыль, шум, температура, вибрация.
Контрольные вопросы
- Физиологические параметры кислотно-щелочного гомеостаза.
- Приспособительные изменения в детском организме, передающееся по наследству.
- Иммунологические механизмы в процессе воздействия стресса?
- Механизм развития артериальной гипертензии.
- Респираторный ответ на трудовое и адаптационное напряжение.
- Энергетический гомеостаз и его роль адаптации человека на Севере.
- Биохимические признаки развития дизадаптации.
- Информационный стресс в механизме психосоциального стресса.
- Физическая активность как адаптоген при адаптации.
- Половые различия конституционного характера при адаптации к стрессу.
- Стадии адаптации организма при приживаемости к новым условиям жизни.
- Гематологический стресс в различном возрасте человека.
- Гипоксия как основа патогенеза дизадаптации кардиогемореспираторной системы.
- Фазы десинхронизации в зависимости от климата на Севере.
- Донозологическая диагностика объективный способ оценки сохранности здоровья.
- Характеристики погоды и климата, потенцирующие развитие гипоксии.
- Метаболические и морфологические параметры, свидетельствующие о гиподинамии.
- Структура питания новопоселенцев как адаптивный механизм.
- Свойства высшей нервной деятельности в приспособлении к социальной адаптации.
- Психофизиологические механизмы качества жизни в онтогенезе человека.
- Эндокринологические компоненты в механизме общего адаптационного синдрома.
- Функциональные нагрузки в оценке деятельности кровообращения и дыхания.
- Способы оценки неспецифической резистентности и адьювантности по параметрам крови.
- Роль психосоциального и психоэмоционального стресса в экстремальных состояниях.
- Важнейшие эндокринные показатели дизадаптации.
- Явление акселерации и децелерации в развитии человека.
* Каждый вопрос предполагает практическое задание с умением регистрировать и читать результат.