Изучаемые показатели и результаты диагностики

Справка

по результатам исследования:

«Определения особенностей адаптации учащихся 5 классов»

Согласно плану работы психологической службы гимназии на 201-201 учебный год в октябре 201 года была проведена работа с учащимися 5 классов, с целью изучения особенностей процесса адаптации к обучению в среднем звене школы. Для выявления факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на определение уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.

В исследовании приняли участие учащихся 78 (5А – 28человек, 5Б класса – 26 человек, 5В- 24 человек). На момент проведения диагностики отсутствовали – учащихся (5А- 4, 5Б-5 , 5В-5). Результаты диагностики представлены в таблицах и графиках.

Краткое освящение проблемы

Понятие «школьная дезадаптпция» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций. Повышенного уровня тревожности. Искажений в личностном развитии, которые могут быть как у здоровых детей, так и у детей с различными нервно - психическими расстройствами. По мнению психологов и физиологов при переходе на вторую ступень обучения возрастают нагрузки на психику ребенка, учащиеся переживают период адаптации (или приспособления) к новым условиям обучения. Усложнение требований предъявляемых к школьнику, учителя – предметники с различным стилем преподавания, темпом речи – все это является серьёзным испытанием для ребенка. Для 70 – 80 % школьников характерны функциональные отклонения в той или иной форме адаптационный период. Это снижение работоспособности, дети могут стать забывчивыми, неорганизованными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными. У них иногда может нарушиться сон, аппетит. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2 – 4 недели после начала учебы, однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и более. В случае длительного периода адаптации, множестве функциональных отклонений, ребенку необходима педагогическая, психологическая помощь и поддержка.

Одно из проявлений дезадаптации – школьная тревожность. Это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность. Неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие пробле6мы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находится среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Школьная тревожность ребенка является признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства личности.

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

Учителям по отношению к детям, имеющим высокий и повышенный уровень тревожности, рекомендуется особый педагогический подход.

Помощь дезадаптированным детям заключается в повышении мотивации и формированию адекватной самооценки. Для этого важно:

- Моделировать ситуацию успеха у тревожных детей;

- Демонстрировать оптимизм, веру в ребенка;

- Оценивать поступки, а не личность ребенка;

- Избегать публичного подчеркивания его промахов;

- Опираться на сильные стороны ученика, делать упор на успешность;

- Быть открытым для общения с детьми;

- Найти время для беседы на различные внешкольные темы.

Особенности оценивания – оценка должна быть содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность, а отдельные элементы.

Важна общая эмоциональная позитивная атмосфера в классе, необходимо поддерживать атмосферу принятия, безопасности от поведения – всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.

Учителям – предметникам желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

Рекомендации родителям тревожного ребенка

Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей. Создайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности помогайте ребенку в выполнении задания, но не делайте вместо него.

Чаще разговаривайте с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться. Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями. Поддерживайте авторитет учителя. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Повышайте самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых). Организуйте совместную деятельность с ребенком.

Учите ребенка не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу. Проигрывайте с ребенком сложные для него жизненные ситуации, учите его управлять собой. Не уговаривайте ребенка не бояться и не высмеивайте его.

Родителям необходимо самим быть более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт – глаза в глаза.

Ели вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

Результаты диагностики могут быть доведены до сведения родителей в индивидуальной форме и по их желанию. Родителям могут сообщаться результаты их ребенка и класса в цело (сведения о других детях позитивные или негативные не сообщаются.)

Феодорова Э.З., педагог - психолог

Формы агрессивных и враждебных реакций 5А   5Б   5В  
Высокий уровень Средний показатель Высокий уровень Средний показатель Высокий уровень Средний показатель
Физическая агрессия            
Косвенная агрессия            
Раздражительность            
Негативизм            
Обидчивость            
Подозрительность            
Вербальная агрессия            

Агрессия присуща практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция, и ребенок, не способный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.

Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Физическая агрессия проявляется в виде склонности решать вопросы с позиции силы. Эта стратегия поведения свойственна неуравновешенным, незрелым и неуверенным людям, имеющим негативный опыт общения, подкрепленный неправильным воспитанием.

Косвенная агрессия проявляется в бессмысленных и разрушительных действиях, цель которых – сброс негативных эмоций (вандализм, битье посуды, хлопанье дверями). Косвенная агрессия свойственна трусливым, неуравновешенным, незрелым и неуверенным людям, имеющим негативный опыт общения, подкрепленный неправильным воспитанием.

Раздражение также является одной из форм проявления агрессивного поведения. Раздражение, то есть демонстрируемое недовольство ситуацией или другим человеком, проявляется в виде презрительной мимики, пренебрежительных жестов, язвительных высказываний. В основе раздражения нередко лежат личностные проблемы, проблемы со здоровьем, переутомление, необходимость заниматься нелюбимым делом, недостатки воспитания. Раздражительный человек передает свое состояние окружающим, снижая свою и чужую работоспособность.

Негативизм – реакция, типичная для подростков, однако нередко проявляется у эмоционально незрелых взрослых, совершающих бессмысленные и вредные в первую очередь для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». Основой негативизма могут быть личностные проблемы, проблемы со здоровьем, неправильное воспитание.

Обидчивость – ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Основой обидчивости могут быть личностные проблемы, проблемы со здоровьем, негативный опыт, неправильное воспитание.

Подозрительность – ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная (словесная) агрессия ется в речевой несдержанности. Обидное, неуместное, грубое или язвительное слово способно разрушить отношения между людьми и запустить любую форму агрессии.

Если у вас повышенный уровень агрессии, вы должны задуматься над ее истоками. Основой агрессии могут быть личностные проблемы, негативный опыт, неправильное воспитание. Неспособность контролировать свои эмоции может быть признаком психического заболевания. За агрессивным поведением многие люди скрывают свою слабость и неуверенность. Иногда агрессия вызвана элементарным хамством. Независимо от своих причин, агрессивное поведение разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты.

Неспособность контролировать проявление своих негативных эмоций резко ограничивает выбор профессии: при высоком уровне раздражения, физической, косвенной и вербальной (словесной) агрессии вам не следует выбирать профессии, связанные с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. Обращение с животными также требует умения контролировать себя, сдерживать раздражение.Людям с повышенным уровнем агрессии необходимо учиться контролировать свои эмоции. Попробуйте направить их в мирное русло — спорт, творчество.

Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

Уровень эмоциональности варьируется от эмоциональной холодности до сверхчувствительности, при которой легко передаются эмоции собеседника.

негативные эмоции и управлять ими.

Приложение 1

Приложение2

Приложение 3

Приложение 1

Приложение2

Приложение 3

Б» класса

    №   ФИ Виды мотивов уровень мотивации учения
учебный мотив социальный мотив позиционный мотив оценочный мотив игровой мотив внешний мотив
 
 
 
 
 

Мотивация 5В класс

  № ФИ Виды мотивов уровень мотивации
учебный мотив социальный мотив позиционный мотив оценочный мотив игровой мотив внешний мотив
 
 
 
 
 

Справка

Краткое освещение проблемы

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Это связанно снижением учебной мотивации. Главным мотивом поведения и деятельности подростков является стремление к общению со сверстниками. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и т. п. имеют туже цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неповторимость Негативные характеристики учебной мотивации у подростка объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

При проведении уроков или мероприятий важно учитывать значимость социальных мотивов для школьника : стремлении к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками, интерес групповым формам работы. Нельзя опираться на отрицательную мотивацию ребенка . в таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода не приятностей.

Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в подростковом возрасте может состоять в том, что учитель добивается углубления знаний у учащихся и их конкретизации, а со школьниками, имеющими выраженные стержневые интересы, учитель работает прежде всего над всесторонним расширением кругозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей. Если раскрыть для школьников обобщенность того или иного способа работы (например, математической или лингвистической задачи), то у учащихся появляется желание использовать этот способ и в новых ситуациях. Если систематически вводить школьников в ситуации коллективной учебной работы, то у них повышается действенность вновь возникшего учебно-познавательного мотива, так как возникает самостоятельное устойчивое побуждениеподелиться обобщенными способами работы с товарищами по классу. Особое значение для формирования зрелых форм учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки школьников, а также различные виды взаимоконтроля и взаимооценки.

Таблица 1

Виды мотивов   5А   5Б   5В
Учебный мотив   %   %   %  
Социальный мотив %   %   %  
Позиционный мотив   %   %   %  
Оценочный мотив %   %   %  
Игровой мотив %   %   %  
Внешний мотив 2 %   %   %  

В результате психологического диагностирования было установлено, что у учащихся 5 классов значительно выражен позиционный мотив (5А – %, 5Б- %, 5В- %). Это означает, что учащиеся желают получить, одобрение учителя, выделиться среди товарищей, занять определенное место в классе. Им характерна завышенная самооценка и лидерские наклонности. Возможно постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Низкие возможности творческих поисков. Завышенный уровень притязаний со средними способностями приводит к аффективным реакциям (таблица 1).

Было выявлено, что учащиеся 5А класса считают, что они заслуживают более высокой оценки (оценочный мотив %). Также в данном классе отсутствует произвольность в регуляции поведения. Они не готовы принять роль школьника. Не замечают своих ошибок, повторяют их после замечаний учителя (внешний мотив %) (таблица 1).

Результаты диагностики показали, что в 5Б и 5В выражен учебный мотив (5Б- %, 5В – %). Это говорит о том, что интерес к процессу учения зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми пришел ребенок в школу. Дети проявляют достаточную активность на уроке, проявляют интеллектуальную активность, стремятся преодолеть трудности. Характерна ситуативность, носит внешний, формальный характер (таблица 1).

Таблица 2

Уровни мотивации учения   5А   5Б   5В
Очень высокий уровень мотивации % % %
Высокий уровень мотивации учения % % %
Нормальный уровень мотивации учения % % %  
Сниженный уровень мотивации учения % % %
Низкий уровень мотивации учения % % %

Рекомендации педагогам по повышению мотивации обучения у учащихся

Учебно-познавательный мотив

Зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми пришел ребенок в школу, и интереса к процессу учения. Дети проявляют достаточную активность на уроке, проявляют интеллектуальную активность, стремятся преодолеть трудности. Характерна ситуативность, носит внешний, формальный характер. Часто бывает неустойчив.

Общие рекомендации - формирование внутренней мотивации познавательных интересов. Необходимо определенное содержание и организация учебного процесса, чтобы возникло желание у ребенка думать, рассуждать, придумывать новые задачи, задания. Чтобы ребенок испытывал удовлетворение от процесса анализа вещей и их происхождения. Через конкурсы, викторины, олимпиады.

Социальный мотив

Определяет положительное отношение к учебной деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Происходит осознание значимости учения (быть умным, культурным, развитым). После школы продолжить учебу, хорошо работать. На формирование оказывают влияние родители и детский сад. Происходит соответствие мотива учения ценностным ориентациям взрослых. Но младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем. Первоначально мотивы долга и ответственности не осознаются, но требования и задания учителя все выполняются. Низкий уровень личной ответственности. В своих ошибках и неудачах ученик винит других. Это результат некритичного отношения к себе, завышенная самооценка.

Общие рекомендации - необходимо формировать ответственное отношение к учению. Учить ребенка подчинять свои действия более важным целям и задачам. Анализ условий ее достижения (давать поручения, распределять обязанности).

Позиционный мотив

Представлен желанием ребенка получить одобрение учителя, выделиться среди товарищей, занять определенное место в классе. Характерна завышенная самооценка и лидерские наклонности. Возможно постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Низкие возможности творческих поисков. Завышенный уровень притязаний со средними способностями приводит к аффективным реакциям.

Общие рекомендации – групповые формы работы. Сплоченность коллектива – мероприятия. Коллективные творческие дела.

Оценочная мотивация

Отметка – как мотивация учения (жетонная система):

1. Повышает тревожность.

2.Большинство детей считают, что они заслуживают более высокой оценки, учителя их занижают.

Понижается уровень учебной мотивации.

Общие рекомендации - использовать содержательную оценку, т.е. разработать критерии той или иной оценки, замечания, похвалы. Использовать самооценивание, взаимооценивание. Оценка необходима как обратная связь.

Игровой и внешний мотивы

Отсутствие произвольности в регуляции поведения. Не готов принять роль школьника. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Общие рекомендации - посмотреть уровень развития познавательной сферы (нет ли задержки развития). Возможен возрастной аспект. Для поддержания интереса к происходящему в классе использовать нравственные методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении.

Рекомендации родителям по повышению мотивации обучения у подростка.

1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).

6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).

9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

Результаты диагностики могут быть доведены до сведения родителей в индивидуальной форме и по их желанию. Родителям могут сообщаться результаты их ребенка и класса в цело (сведения о других детях позитивные или негативные не сообщаются.)

Феодорова Э.З., педагог - психолог

Справка

по результатам исследования:

«Определения особенностей адаптации учащихся 5 классов»

Согласно плану работы психологической службы гимназии на 201-201 учебный год в октябре 201 года была проведена работа с учащимися 5 классов, с целью изучения особенностей процесса адаптации к обучению в среднем звене школы. Для выявления факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на определение уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.

В исследовании приняли участие учащихся 78 (5А – 28человек, 5Б класса – 26 человек, 5В- 24 человек). На момент проведения диагностики отсутствовали – учащихся (5А- 4, 5Б-5 , 5В-5). Результаты диагностики представлены в таблицах и графиках.

Краткое освящение проблемы

Понятие «школьная дезадаптпция» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций. Повышенного уровня тревожности. Искажений в личностном развитии, которые могут быть как у здоровых детей, так и у детей с различными нервно - психическими расстройствами. По мнению психологов и физиологов при переходе на вторую ступень обучения возрастают нагрузки на психику ребенка, учащиеся переживают период адаптации (или приспособления) к новым условиям обучения. Усложнение требований предъявляемых к школьнику, учителя – предметники с различным стилем преподавания, темпом речи – все это является серьёзным испытанием для ребенка. Для 70 – 80 % школьников характерны функциональные отклонения в той или иной форме адаптационный период. Это снижение работоспособности, дети могут стать забывчивыми, неорганизованными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными. У них иногда может нарушиться сон, аппетит. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2 – 4 недели после начала учебы, однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и более. В случае длительного периода адаптации, множестве функциональных отклонений, ребенку необходима педагогическая, психологическая помощь и поддержка.

Одно из проявлений дезадаптации – школьная тревожность. Это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность. Неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие пробле6мы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находится среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Школьная тревожность ребенка является признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства личности.

Изучаемые показатели и результаты диагностики

Результаты исследования приведены в таблице 1, где в % отношении отражено количество детей имеющих высокий или повышенный уровень тревожности по различным составляющим школьной тревожности

Показатели уровня школьной тревожности

Таблица1

Показатели тревожности 5А   5Б   5В  
Высокий уровень Повышен. уровень Высокий уровень Повышен уровень Высокий уровень Повышен уровень
Общая тревожность % % % % % %
Социальный стресс % % % % % %
Фрустрация % % % % % %
Страх самовыражения % % % % % %
Страх ситуации проверки знаний % % % % % %
Страх несоответствовать   % % % % % %
Физиологическая сопротивляемость   % % % % % %
Проблемы и страхи в отношениях с учителями % % % % % %

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Высокий уровень общей тревожности - ч.(%), повышенный - ч. (%). Наиболее органично включены в общую школьную жизнь учащиеся 5 Б класса, где высокий уровень тревожности по данному фактору выражен не значительно.

Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его со­циальные контакты (прежде всего - со сверстниками). Высокий уровень – человека, повышенный - ч. (%) в 5 классах.

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Высокий уровень – человек, повышенный – человек (%) в параллели 5 классов.

Страх самовыражения -негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Высокий уровень тревожности по этому показателю имеют -% учащихся, повышенный уровень - % учащихся 5 классов. Самый высокий показатель неблагополучия в этом вопросе в 5 А классе, так учащихся ( ) в большей или меньшей мере боятся открыть себя другим, опасаясь по – видимому негативных оценок со стороны одноклассников и педагогов.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. По результатам диагностики %учащихся (2человек) в параллели 5 классов испытывают сильные отрицательные эмоции в ситуациях проверки знаний. Повышенный уровень тревожности в данной ситуации испытывают % учащихся ( человек). Самый высокий уровень тревожности по данной шале у учащихся 5 В класса – %, 5 А – %, 5 Б -%. Данная ситуация неблагополучна тем, что приводит к нарушению у школьников адекватной мотивации, формируется мотивация избегания неудачи, следствием которой могут стать пропуски уроков, снижение познавательного интереса и т.д.

Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Изучаемые показатели и результаты диагностики - student2.ru Страх не соответствовать ожиданиям окружающихориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Высокий уровень – % (человек) в 5 классах, повышенный % ( человек).

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Высокий уровень – ч. (%), повышенный – ч. (%) в 5 классах.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эм<

Наши рекомендации