ЗАНЯТИЯ№ 36 : ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНТЕГРАТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Цель занятия: контроль качества знаний по физиологии ВНД, психических функций и ноцицепции
Оснащение занятия: бланки для ответов на тесты, образцы тестовых заданий, вопросы и задачи для устного собеседования.
Для успешной сдачи этапного контроля необходимо:
- знать лекционный и учебный материал,
- решить задания тестового контроля знаний (по тестам ) и задач по интегративной физиологии из сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И.,
- материалов настоящей методической разработки.
- ознакомиться и выполнить набор компьютерных программ по разделу “Физиология ВНД и психических функций”
На итоговом занятии студент должен ответить на 50 тестов по теме (I этап), решить одну ситуационную задачу (II этап), и ответить на один из контрольных вопросов по данной теме (III этап).
Вопросы для устного собеседования:
1. Методы исследования функций коры больших полушарий:
2. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, виды, свойства, значение).
3. Приобретенные формы поведения
4. Физиологические механизмы образования условных рефлексов.
5. Современные представления о формировании временных связей.
6. Явление торможения в высшей нервной деятельности. Виды торможения.
7. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.
8.Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение в приобретении трудовых навыков. Образование стереотипа у людей.
9. Современные представления о локализации функций в коре головного мозга.
10 Функциональная асимметрия коры больших полушарий.
11 Сон, вид сна, фазы, сновидения.
12 Свойства корковых процессов возбуждения и торможения.
13 Учение И.П. Павлова о типах ВНД.
14 Понятие о сигнальных системах. Речь, функции речи. Значение речи в практической деятельности врача.
15 Понятие о темпераментах и их значении в профессиональной деятельности врача.
16 Понятие о психических функциях человека (сознание, мышление). Роль восприятий, ощущений, представлений в формировании сознания. Виды психической деятельности.
17 Мотивации: классификация, теории возникновения. Роль мотивации в формировании поведенческого акта.
18 Физиология эмоциональных состояний. Теории эмоций, структурная организация, вегетативные и моторные компоненты эмоций. Значение эмоций.
19 Архитектура целенаправленного поведенческого акта, этапы формирования (афферентный синтез, принятие решения, афферентное возбуждение, результат действия). Роль акцептора результата действия.
20 Центральные механизмы ноцицепции и антиноцицепции.
21 Функциональное значение болевой чувствительности
22 Барьеры организмы (кожа, слизистые оболочки, клеточные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры).
23 Защитная роль слизи.
24 Иммунитет,его виды. Центральные и периферические органы иммунитета.
25 Защитные рефлексы. Защитное поведение животных и человека.
26 Функциональная система обеспечения целостности тканей организма.
Структура рейтинговой оценки за этапы занятия
Этапы | Коли-чество | Min балл | Max балл | Количество баллов для оценки | ||
Отлично | Хорошо | Удовл. | ||||
I - тесты | 46-50 | 41-45 | 35-40 | |||
II - задача и опрос | 9-10 | 7-8 | 6-7 |
Итоговая оценка за контрольную по теме «Физиология ВНД и психических функций» рассчитывается по формуле:
Оценка = А*0,3 + С*0,7
Где А – оценка за практический навык, В –оценка за тесты, С – оценка за устный ответ.
Критерии оценки знаний при устном собеседовании на контрольной
ОЦЕНКА | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
ОТЛИЧНО | Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа. |
ХОРОШО | Ответ правильный, но не совсем полный. Допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно. |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный. Ошибки и неточности при устном ответе студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускается не более двух не исправленных ошибок. |
НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений о механизмах физиологических процессов, нормативах показателей гомеостаза. |