ЗАНЯТИЕ № 30 . ВЫДЕЛЕНИЕ. ФИЗИОЛОГИЯ ПОЧЕК
Цель семинара: сформировать представление об организации выделительной системы и роли почки в поддержании гомеостаза.
Контрольные вопросы
Понятие о выделительной системе.
Почки и их функции: мочеобразовательная и не мочеобразовательные (гомеостатическая, экскреторная, инкреторная, метаболическая,).
Нефрон как функциональная единица почки. Виды нефронов, их роль в гомеостатической функции почек.
Отделы нефрона, их функции.
Процесс мочеобразования. Понятие о фильтрации, реабсорбции, секреции и их роль в процессе мочеобразования.
Клубочковая фильтрация. Параметры, определяющие условия фильтрации.
Канальцевая реабсорбция и механизмы канальцевой реабсорбции для различных веществ.
Секреторная функция почек.
Структурная организация противоточно-поворотной системы и ее роль в мочеобразовании.
Синтетическая функция почек.
Роль почек в поддержании осмоса, рН, ионного состава крови.
Нервная и гуморальная регуляция функции почек.
Мочевыведение. Понятие о диурезе. Состав мочи.
Решение заданий: 1) из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№1-12, 15-17 на стр. 60-61, 2) из учебного пособия “Практические навыки функциональных физиологических исследований” Савченкова Ю. И., Киселева В. И. (1993) №5.2.13 на стр. 144.
Профильные вопросы для студентов стоматологического факультета:
Выделительная функция слюнных желез.
(ответы см. на стр. №№110-111 учебного пособия “Нормальная физиология” под ред. В. А. Полянцева, 1989, «Физиология для стоматологов», под ред .Ю.И. Савченкова, 2000).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ- см. «Сборник тестов для смостоятельной работы студентов по нормальной физиологии» для соответвующго факультета, Красноярск, 2007.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Практическая работа №1. Заключение о выделительной функции почек.
Ход работы: рассмотреть предложенный результат общего анализа мочи реального больного, оценить и дать заключение о выделительной функции почек (см. стр. 138-144 учебного пособия “Практические навыки функциональных физиологических исследований” Савченков Ю. И., Киселева В. И. (1993)).
Интерпретация результатов: Выделительная функция почек характеризуется клубочковой фильтрацией, канальцевой реабсорбцией и секрецией. Для заключения о ее состоянии оценивают результаты анализа мочи, включающего химическое и микроскопическое исследования, а также исследования физико-химических свойств мочи и функциональные пробы.
Оценка результатов проводится при сравнении их с нормальными значениями:
Показатель | Нормальное значение |
Количество мочи, выделенное за сутки (суточный диурез), мл | 1100-1600, причем дневная порция больше ночной |
Цвет | Соломенно-желтый |
Реакция (рН) | 4,5-8,4 |
Удельный вес | 1,014-1,025 |
Химический состав: Белок Сахар Ацетон Желчные пигменты | Нет, следы Нет Нет Нет |
Микроскопическое исследование: Эритроциты, в поле зрения Лейкоциты, в поле зрения Эпителий Цилиндры | 0-1 До 10 Единичный, только плоский Нет |
Бактериологическое исследование | Бактерий нет |
Физиологические показатели: Клубочковая фильтрация (по клиренсу креатинина), мл/мин Почечный плазмоток, мл/мин Почечный кровоток, мл/мин Фильтрационная фракция, % Максимальная канальцевая реабсорбция глюкозы, мг/мин Максимальная канальцевая секреция кардиотраста, мг/мин | 100-130 580-650 1100-1200 16-19 350-370 90-98 |
Функциональные пробы: Проба Зимницкого (диурез для каждой порции, кроме первой, мл) Удельный вес каждой порции | 80-250 1,012-1,025 |
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимают под процессом выделения?
2. Что такое выделительная система?
3. Перечислите исполнительные органы выделительной системы.
4. Перечислите невыделительные функции почек.
5. Назовите функциональные системы, в которых почки являются исполнительным органом.
6. Что является структурно-функциональной единицей почки?
7. Перечислите виды нефронов.
8. Какие отделы выделяются в нефроне?
9. Какие биологические активные вещества образуются в почке?
10. Что такое экстракорпоральный гемодиализ?
11. Какие процессы образования мочи выделяются?
12. Что такое клубочковая фильтрация?
13. Что следует понимать под фильтрационным давлением?
14. Напишите формулу расчета фильтрационного давления.
15. Какой параметр вещества влияет на его фильтрацию?
16. Каковы значения молекулярных масс веществ, свободно фильтрующихся и фильтрующихся с трудом? Приведите примеры таких веществ.
17. Каков суточный объем фильтрата почек?
18. Что такое первичная моча?
19. Чем первичная моча отличается от вторичной?
20. Что такое почечный клиренс?
21. Как кровоток коркового слоя почек зависит от системного артериального давления?
22. Как кровоток мозгового слоя почек зависит от системного артериального давления?
23. Как адреналин и ангиотензин влияют на почечный кровоток?
24. Какова направленность активного транспорта натрия в канальцах?
25. Какова направленность активного транспорта калия в канальцах?
26. Что в мочеобразовании подразумевается под процессом секреции?
27. Что такое порог реабсорбции?
28. Для каких веществ существует порог реабсорбции?
29. Что такое неионная диффузия и для каких веществ она существует?
30. Каков процент канальцевой реабсорбции воды?
31. Какова последовательность реабсорбции воды и электролитов в канальцах по мере удаления от капсулы Боумена?
32. Назовите гормоны, влияющие на обмен воды и электролитов.
33. Что такое альдостерон?
34. Где синтезируется альдостерон?
35. Какое влияние на процесс мочеобразования оказывает альдостерон?
36. Какой отдел нефрона является местом реализации эффектов альдостерона?
37. Какой тип диуреза формируется при значительной водной нагрузке?
38. Какой тип диуреза формируется при поступлении в организм чрезмерного количества солей?
39. Назовите функцию поворотно-противоточной системы почки?
40. Какие структуры образуют поворотно-противоточную систему почки?
41. Что такое мочевыведение?
42. Что такое энурез?
ЗАНЯТИЕ № 31. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФА КУЛЬ-ТЕТОВ ПО ФИЗИИОЛОГИИ ВИСЦЕРАЛЬНОЙ СФЕРЫ (ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ, ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ И ВЫДЕЛЕНИЯ)
Общая цель занятия: контроль за усвоением тем «Физиология дыхания, пищеварения и обмена веществ, терморегуляция и выдлние», а также уровня знаний о закономерностях их регуляции.
Конкретная цель: Оценить умение каждым студентом проанализировать основные физиологические свойства дыхательной и пищеварительной систем с помощью простейших методов исследования, а также практических умений из списка практических навыков для студентов указанных факультетов.
При подготовке к итоговому занятию студентам необходимо освоить:
1. Раздел учебника по физиологии под редакцией Покровского В.М.,.
2. Лекции по указанным темам.
3. Практические навыки и умения по сборнику «Практические навыки…»,
4. Ситуационные задачи с ответами по сборнику задач и упражнений
5. Тестовые задания с ответами из «Сборника тестов по физиологи, Красноярск,2007»I,
Этапы занятия
I этап – тестовый индивидуальный контроль знаний, с разбором ошибок.
II этап –решение 3х задач каждым студентом из числа экзаменационных по теме по сборнику задач и упражнений стр. 38-46.
III этап – подведение итогов занятия, объявления рейтинговой оценки и заполнение результата в зачетную книжку практических навыков и в кафедральный журнал .