Использование метода прямого наблюдения эмоциональной экспрессии
Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица[50]
В психологии познания людьми друг друга неоднократно исследовались вопросы, поставленные в связи с проблемой восприятия лиц других людей и дифференциации их выражений. Пристальное внимание исследователей к этой проблеме обусловлено прежде всего тем, что в повседневной жизни человеку, вступающему в контакт с другими людьми, необходимо решать различные по степени трудности задачи на опознание эмоциональных состояний по выражению лица.
Специальные психологические исследования показали, что имеет место избирательное опознание эмоциональных состояний по выражению лица, при этом наблюдаются существенные индивидуальные различия в успешности опознания.
Во многих исследованиях отмечается влияние на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица таких характеристик личности, как уровень экстравертированности, эмоциональной подвижности, тревожности, уровень развития общего интеллекта.
Для исследований, выполненных в области психологии опознания эмоциональных состояний по выражению лица, является характерным то, что в качестве экспериментального материала используются различные изображения экспрессии лица: фотографии, рисунки, схемы, кинофильмы, телефильмы. Однако в подавляющем большинстве исследователи не осознают или игнорируют специфику изображения самого объекта (экспрессии лица), забывая о том, что свойства изображения оказывают огромное влияние на результаты восприятия, опознания, понимания самых различных объектов, в том числе и такого объекта, как мимика.
Фактически на основе тех данных, которые получены в психологии опознания эмоциональных состояний по выражению лица, можно сделать один вывод: любые характеристики объекта восприятия (мимики эмоциональных состояний), особенности ситуации опознания, дифференциально-психологические свойства субъекта, его личностные качества оказывают влияние на успешность опознания эмоциональных состояний другого человека и ни одно из них не определяет полностью окончательные результаты этого процесса.
История исследований в области психологии распознания эмоциональных состояний другого человека хорошо показала, что изучение влияния одного или нескольких факторов на успешность опознания эмоциональных состояний без учета особенностей их взаимодействия не приведет к выяснению причин успешного опознания. В связи с этим более продуктивным может быть тот подход, который предполагает изучение влияния комплекса объективных и субъективных факторов на успешность опознания эмоций по выражению лица.
В целом результаты анализа экспрессии.состояний свидетельствуют, что существует тенденция: 1) ориентироваться на определенное количество признаков экспрессии; 2) выделять только типичные или нетипичные способы выражения состояний; 3) включать в описания обобщающие и конкретные признаки; 4) ориентироваться на определенные средства выразительного поведения.
Кроме того, можно говорить о существовании по крайней мере двух групп испытуемых, обладающих различным уровнем развития способности к опознанию эмоциональных состояний по их выражению. При этом комплекс субъективных факторов, определяющих успешность опознания эмоциональных состояний, изменчивый. Он изменяется под воздействием объективных факторов, таких как интенсивность выражений состояния. Несмотря на изменчивость комплекса субъективных факторов, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний, можно выделить те факторы, которые определяют результаты опознания относительно постоянно, по сравнению с другими субъективными факторами. К таким субъективным факторам можно отнести умение экстериоризировать графическим способом эталоны экспрессии, уровень развития невербального интеллекта, эмоциональной подвижности, направленности на окружающую среду. Такой комплекс субъективных факторов, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица, не случайный. Известно, что на формирование определенных эталонов экспрессии и умение их экстериоризировать оказывает влияние опыт общения человека с другими людьми. Также известно, что люди, которые обладают высоким уровнем экстравертированности, более общительные. Но сама по себе общительность человека не определяет успешность опознания состояний, формирования эталонов экспрессии, умение экстериоризировать их графическим или вербальным способом. Далее, специфика познания людьми друг друга такова, что надо опознавать эмоциональные состояния по их выражению «с места». В связи с этим для процесса опознания состояний другого человека имеет значение не только уровень общительности субъекта, но и уровень развития его невербального интеллекта, образного мышления.
У эмоционально подвижного человека знания об особенностях выражения состояний человека дополняются также богатым личным опытом, что оказывает определенное влияние на формирование различных по содержанию эталонов. Иными словами, все названные выше субъективные факторы определяют успешность опознания эмоциональных состояний только в том случае, когда действуют совместно.
Таким образом, в результате теоретического и экспериментального анализа факторов успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица можно сделать общий вывод: комплекс субъективных и объективных факторов, определяющих успешность опознания эмоциональных состояний, – подвижный. Содержание комплекса субъективных факторов опознания изменяется в соответствии с особенностями предъявляемых для опознания выражений эмоциональных состояний.
Среди субъективных факторов, влияющих на успешность опознания состояний, выделяются те, которые имеют относительно самостоятельное значение: мимический эталон экспрессии состояния и умение экстериоризировать его графическим способом.
Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии[51]
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, – например, исторические документы, кадры кинохроники.
Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называются мимикой, выразительные движения тела – позой, выразительные движения рук – жестом, а совместные выразительные движения организма в целом – пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Необходимо отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.
Различают спонтанную, то есть непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояния (рис. 4.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх – веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». Данные о выразительных движениях тела и рук психологами пока не обобщены и встречаются главным образом в литературе по искусству. Анализ литературы позволил выделить основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.
Рис. 4.1. Схема выражений лица человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях (по Г. де Сюпервилю). Слева направо: спокойное, печальное и веселое выражение лица
Таблица 4.1
Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов
Эмоции | Голова | Лицо | Руки | Корпус | Ноги | Комплексные реакции | ||
брови | глаза | рот | ||||||
Радость | Отклонена назад | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глазных щелей: радиальные складки у наружного угла | Углы приподняты | Подвижны, хватание за бока и т. д. | Отклонен назад | Ступни развернуты | Моторное возбуждение |
Внимание непроизвольное | Прямая или наклонена к объекту | Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован | Приоткрыт | ||||
Внимание произвольное | Прямая или отклонена вбок, иногда вперед | Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними | Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован | Поперечно растянут | Иногда моделируют объект внимания | Наклонен к объекту внимания или от него | Заторможенность, неподвижность; части тела копируют объект внимания | |
Удивление | Неподвижна | Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей, взор на объект | Приоткрыт | Неподвижны, иногда пассивно свисают | Неподвижен или устремлен вперед | Согнуты в коленях | Гипотония мускулатуры |
Безразличие | Брови занимают .горизонтальное положение | Веки полуопущены; взгляд в сторону | Опущены, вялые, малоподвижные | «Сломан», «вдавлен» в бедра | Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе | Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов» | ||
Презрение | Закинута назад | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу | Веки иногда опущены; глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущена | Напряжен и «снят с бедер» | Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты | ||
Печаль и горе | Опущена; при сидении опирается на руку | Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Веки опущены., нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен | Уголки опущены; центр нижней губы приподнят | Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы | Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана; сутулость | Расслаблены; ступни свернуты | Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности |
Гнев | Прямая | Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок | Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь | Размахивают; кисти сжаты в кулак. Дрожание | Наклонен вперед | Топание ногами | Наличие разрушительной тенденции |
Страх | Опущена, иногда отвернута или откинута назад | Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века | Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха | Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание | Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость | Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе | Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться |
Боль | Неподвижна | Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу | Сужение глазных щелей | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята | Отдергиваются от источника боли | Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) | Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками | Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения |
В предлагаемом задании каждый из студентов-испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл. 4.1). Данные, собранные в таблице, могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные не всегда корректен.
Аппаратура и стимульный материал. Кинопроектор (или видеомагнитофон). Набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека. Несколько киносюжетов (или магнитофильмов) одинаковой длительности. В каждом из фильмов должны быть представлены разные эмоциональные состояния людей.
Студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. Заметим, что в целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
Протокол занятия[52]
Задание________________________________Дата_________________
Экспериментатор ______________________________________________
Испытуемый___________________________________________________
Самочувствие испытуемого______________________________________
Измеряемая характеристика ____________________________________
Вид стимула___________________________________________________
Опыт I. Оценка фотографий
(записи ведет экспериментатор)
Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Интенсивность проявления | ||
название | количество | отдельного признака | Суммарно для опорного элемента | ||
... | |||||
п |
Опыт II. Оценка киносюжета
(записи ведет испытуемый)
Номер сюжета и эмоциональное состояние человека в сюжете | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Интенсивность проявления | ||
название | количество | отдельного признака | Суммарно для опорного элемента | ||
... | |||||
п |
Порядок работы. Лабораторное занятие состоит из двух частей. В опыте I испытуемый оценивает произвольные эмоции по фотографиям, в опыте II– непроизвольные эмоции по киносюжету (или по магнитофильму).
Для выполнения опыта I занятия студенты делятся на пары, причем один из членов пары выполняет роль экспериментатора, а второй – испытуемого. Перед экспериментом экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены несколько фотографий, где изображен человек в разных эмоциональных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявляется отчетливо – двойкой».
Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в протокол ее номер и название запечатленной на ней эмоции (об этом можно узнать на обратной стороне фотографии). Потом он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить основной признак эмоционального состояния и дать ему оценку. Все ответы испытуемого экспериментатор фиксирует в протоколе для каждой новой фотографии отдельно. Интенсивность проявления признака оценивают по двубалльной шкале:
– 1 – признак едва проявляется;
– 2 – признак проявляется отчетливо.
Студенты в паре меняются ролями, и экспериментатор становится испытуемым, а испытуемый – экспериментатором. Следует позаботиться о том, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, то есть исходный набор из 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов.
В опыте II занятия все студенты группы становятся испытуемыми. Преподаватель или его помощник показывают фильмы всей группе студентов одновременно. Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просматриваемые киносюжеты. Каждый киносюжет преподаватель показывает 2-3 раза. Для того чтобы не влиять на оценки, даваемые испытуемыми, названия киносюжетов преподаватель сообщает им лишь после предъявления всех фильмов, то есть когда все оценки уже проставлены в протоколе. Перед демонстрацией кинофильмов преподаватель знакомит группу с инструкцией.
Инструкция испытуемым. «Вам будут предложены киносюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту появления каждого признака в киносюжете».
По ходу демонстрации киносюжета испытуемый записывает в графе «Частота появления», сколько раз во время просмотра фильма он заметил искомый признак.
Обработка результатов, в соответствии с тем, что задание состоит из двух частей, сводится к оценке фотографий и оценке киносюжета.
I. Оценка фотографий
1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждой из предъявленных фотографий;
2. Построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов и на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом – суммарную интенсивность.
II. Оценка киносюжета
1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого киносюжета;
2. Построить гистограммы и профили эмоций аналогично таковым при оценке фотографий.
Анализируя результаты выполнения обеих частей задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам киносюжетов. Выделить наиболее и наименее информативные признаки. Сравнить между собой профили полярных эмоций. Обратить внимание на то, что сходные эмоции имеют близкие профили. Сравнить суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях – общую эмоциональность, чувствительность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каждая эмоция имеет свой паттерн.
Контрольные вопросы
1. Что такое экспрессия?
2. Из чего складывается пантомимика?
3. Вспомните и перечислите наиболее информативные признаки эмоций.
Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией»[53]
В предлагаемом задании каждый испытуемый должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. Притом испытуемый может пользоваться таблицей.
Протокол занятия
Форма 1а
Опыт 1. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)
Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Интенсивность проявления | ||
название | количество | отдельного признака | Суммарно для опорного элемента | ||
... | |||||
п |
Форма 1б
Опыт 2. Оценка киносюжета (записи ведет испытуемый)
Номер сюжета и эмоциональное состояние человека в сюжете | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Интенсивность проявления | ||
название | количество | отдельного признака | Суммарно для опорного элемента | ||
... | |||||
п |
Аппаратура и стимульный м а т е р и а л. Для проведения занятия необходим кинопроектор (или видеомагнитофон), а также набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека. Несколько киносюжетов (или магнитофильмов) одинаковой длительности. В каждом из фильмов должны быть представлены разные эмоциональные состояния людей.
Нужно заранее заготовить формы для протокольных записей (формы 1а, 16). В целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
Порядок работы. Занятие состоит из двух частей. В первом опыте обучающиеся оценивают произвольные эмоции по фотографиям, во втором опыте – непроизвольные эмоции по киносюжету (или по магнитофильму).
Для выполнения первого задания обучающиеся делятся на пары, один выполняет роль экзаменатора, а второй – обучаемого.
Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены несколько фотографий, где изображен человек в разных эмоциональных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявляется отчетливо – двойкой».
Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в протокол ее номер и название запечатленной на ней эмоции (об этом можно узнать на обратной стороне фотографии). Потом он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить основной признак эмоционального состояния и дать ему оценку. Все ответы испытуемого экспериментатор фиксирует в протоколе для каждой новой фотографии отдельно. Интенсивность проявления признака оценивают по 2-балльной шкале: 1 – признак едва проявляется, 2 – признак проявляется отчетливо.
Обучающиеся в паре меняются ролями, и экспериментатор становится испытуемым, а испытуемый – экспериментатором. Следует позаботиться о том, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, то есть исходный набор из 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов.
При выполнении второго задания все обучающиеся становятся испытуемыми. Преподаватель или его ассистент показывают фильмы всей группе студентов одновременно. Каждый студент самостоятельно ведет записи в протоколе, оценивая просматриваемые киносюжеты. Каждый киносюжет преподаватель демонстрирует 2-3 раза. Для того чтобы не влиять на оценки, даваемые испытуемыми, названия киносюжетов преподаватель сообщает им лишь после предъявления всех фильмов, то есть когда все оценки уже проставлены в протоколе. Перед демонстрацией кинофильмов преподаватель знакомит группу с инструкцией.
Инструкция испытуемым. «Вам будут предложены киносюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту появления каждого признака в киносюжете».
По ходу демонстрации киносюжета обучающийся записывает в графе «Частота появления», сколько раз во время просмотра фильма он заметил искомый признак.
Обработка результатов, согласно двум частям, задания состоит из оценки фотографий и оценки киносюжета.
I. Оценка фотографий
1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждой из предъявленных фотографий.
2. Построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов и на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом – суммарную интенсивность.
II. Оценка киносюжета
1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого киносюжета.
2. Построить гистограммы и профили эмоций аналогично таковым при оценке фотографий.
Анализируя результаты выполнения обеих частей задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам киносюжетов. Нужно выделить наиболее и наименее информативные признаки, сравнить между собой профили полярных эмоций, суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях – общую эмоциональность, чувствительность к эмоциогенным ситуациям.