Опросник «Актуальное состояние» (АС)
Назначение методики АС– определение уровня актуального психического состояния. В отличие от опросника ДС данный опросник определяет параметры психического состояния в более коротком интервале времени, другими словами, то состояние, особенности которого могут быть обусловлены влиянием конкретных событий сегодняшнего дня, текущим моментом (экзамен, долгое ожидание, плохое физическое самочувствие из-за бессонной ночи и т. д.).
Предмет данной методики – актуальное психическое состояние, его важнейшие параметры, включая доминирующие чувства и общую оценку жизненных событий субъективного настоящего.
Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют актуальное состояние человека. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но достаточно коротким. В методике 5 шкал.
Шкалы методики
□ Шкала «Ак–АС»: «активация – деактивация». Шкала характеризует интенсивность актуализированных мотивов.
Высокие оценки. Готовность действовать, выраженное стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности.
Низкие оценки. Отсутствие готовности действовать, безынициативное отношение к текущей ситуации.
□ Шкала «То–АС»: «тонус: высокий – низкий».
Высокие оценки. Ощущения бодрости, энергии. Повышенная работоспособность.
Низкие оценки. Утомление, инертность, заторможенность, ощущения вялости. Сниженная работоспособность.
□ Шкала «Са»: «самочувствие физическое: комфортное – дискомфортное».
Высокие оценки. Благоприятное физическое самочувствие, ощущения телесного комфорта.
Низкие оценки. Неудовлетворительное физическое самочувствие, ощущения телесного дискомфорта.
□ Шкала «Сп–АС»: «спокойствие – тревога».
Высокие оценки. Уверенность в благоприятном развитии ситуации, уверенность в своих силах
Низкие оценки. Тревога, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.
□ Шкала «Во»: «возбуждение эмоциональное: низкое – высокое».
Высокие оценки. Эмоциональное возбуждение. Оживление, напряжение, нервозность – в зависимости от конкретных числовых величин оценок по данной и другим шкалам. Невоздержанное реагирование на изменения ситуации, неуравновешенное поведение. Неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование.
Низкие оценки. Спокойствие, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, сдержанное, ровное поведение. Хорошее эмоциональное саморегулирование.
Оценка выраженности свойства. Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Т-баллам. Десять Т-баллов равны одной сигме. (Сигма – среднеквадратичное отклонение.)
Повышенные оценки по той или иной шкале – это оценки в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы. Пониженные оценки – это оценки в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы.
Высокие оценки – это оценки в 60 и более Т-баллов. Низкие оценки – это оценки в 40 и менее Т-баллов.
Оценка достоверности отличий часто необходима при сравнительном анализе полярных групп. Эти группы выделяют, учитывая различную выраженность определенного целевого признака (характеристики) изучаемого явления. Обычно анализ начинают с подсчета первичных статистик выделенных групп, затем оценивают достоверность отличий.
Инструкция. «В приведенном ниже списке суждений предложены характеристики состояний человека. Опишите свое текущее состояние – то, в котором Вы находитесь в настоящее время (а не чаще всего). Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:
1 – полностью не согласен;
2 – согласен в малой степени;
3 – согласен почти наполовину;
4 – согласен наполовину;
5 – согласен более чем наполовину;
6 – согласен почти полностью;
7 – согласен полностью.
Выбрав один из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7, Вы выразите степень своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта. Обратите внимание, что Вашим выбором может быть не только 7 или 1, но и любое другие число между ними.
Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте.
Для исправления перечеркните ненужную цифру и напишите справа новую.
Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время начала работы и приступайте к опроснику».
Текст опросника
1. Я очень сильно возбужден.
2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо.
3. Я чувствую себя усталым, вялым.
4. У меня потные ладони.
5. Мне совершенно ясно, как решить стоящие передо мной проблемы.
6. У меня сильно устали глаза, мне приходится напрягать зрение.
7. У меня значительное дрожание рук, подергивание мышц лица или конечностей.
8. Меня очень тревожат предстоящие трудности.
9. Мне трудно переносить яркий свет, громкие звуки, резкие запахи.
10. Мои мышцы сильно напряжены.
11. Мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.
12. Я настойчиво стремлюсь добиться своего.
13. Чувствую, что события настоящего могут принести мне значительные неприятности.
14. Мне совершенно не хочется двигаться.
15. У меня большое желание отдохнуть.
16. Я падаю духом, потому что все против меня.
17. Я сейчас сильно обеспокоен другими делами.
18. Я ощущаю тяжесть в голове.
19. Я чувствую себя в большом нервном напряжении.
20. Я сильно раздражен.
21. Мне хочется активно действовать.
22. Я спокоен, меня трудно вывести из равновесия.
23. Чтобы справиться со стоящими передо мной проблемами, у меня достаточно сил.
24. Я испытываю сейчас беспокойство, не вполне понимая отчего.
25. Я сильно напрягаюсь, чтобы понять что-либо прочитанное.
26. Я сильно встревожен.
27. Я полон сил.
28. Я чувствую себя бодрым, свежим.
29. Я очень нервничаю.
30. Я чувствую явное общее недомогание.
31. Мне хочется все ломать и крушить.
32. У меня достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями.
33. Я чувствую общую заторможенность и действую как бы по инерции.
34. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.
35. Сейчас я вполне могу волевым усилием преодолеть усталость.
36. У меня хватит духа, чтобы вынести все предстоящие трудности.
37. Я работаю за счет того, что пересиливаю себя.
38. Я очень подвижен.
Бланк для ответов
ФИО (полностью)__________________________________________
Число, месяц, год рождения____________________Пол __________
Образование ___________________ Должность________________
Дата опроса ______________________________________________
Опросник АС | |||||||
Обработка результатов
Ключ
Шкала «Ак – АС»: 12, 21, 23, 32, 35, 36, 38. В шкале 7 пунктов.
Шкала «Во»*: 1,17, 19, 20, -22,29, 31. В шкале 7 пунктов
Шкала «Са»: 2,4, 6, 7, 10, 18, 30. В шкале 7 пунктов
Шкала «То – АС»*: 3, 9, 14, 15, 25, -27, -28, 33, 37. В шкале 9 пунктов.
Шкала «Сп – АС»*: 5, 8, 11, 13, 16, 24, 26, 34: В шкале 8 пунктов.
Подсчет сырых баллов. Во всех шкалах, которые не отмечены звездочками (*), подсчет суммарного балла производится простым арифметическим суммированием баллов, написанных испытуемым в перечисленных пунктах листа ответов.
Шкалы, отмеченные звездочками, содержат пункты со знаком минус – инвертированные пункты. По этим пунктам в суммарный балл идут не те баллы, которые написаны испытуемым, а та разница, которая получается после вычитания написанных баллов из восьми. То есть необходимо использовать формулу: S = 8 - М, где М– балл, написанный испытуемым, S – балл, который пойдет в суммирование. Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета баллов.
Написанный балл | Балл, который пойдет в сумму |
Например, в пункте № 22 написан балл 5, в сумму идет 3.
Целесообразно сделать пять (по числу шкал) копий листа для ответов и изготовить ключи-шаблоны. Процедура их изготовления описана в разделе руководства, посвященном методике ДС (с. 50-51).
Если далее предполагается лишь корреляционный анализ, то можно оперировать сырыми оценками. Во всех других случаях целесообразно перевести сырые шкальные баллы в стандартные Т-оценки. Для этого используются таблицы перевода. Таких таблиц две: для мужчин и женщин (табл. 2.10, 2.11 на с. 70-73). Процедура перевода описана в разделе руководства, посвященном методике ДС (с. 50-51).
При групповом обследовании целесообразно ввести все числа из листов для ответов в какую-либо базу данных. Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами Excel, Paradox, функционирующие в среде Windows. Как обычно, в электронной таблице данным каждого субъекта отводится своя строка, в 38 столб цах будут записаны все 38 пунктов вопросника. Далее для каждой шкалы надо провести суммирование и получить шкальные оценки.
Рис. 2.3. Бланк для построения профиля АС
Рис. 2.4. Профиль средних величин шкальных оценок АС группы студентов накануне экзамена
Перевод сырых шкальных оценок в стандартные целесообразно осуществлять, используя формулу (для всех шкал, кроме «Ак»):
где: Т – стандартный балл, Р – сырой балл по шкале, М – средняя (математическое ожидание), а – сигма (среднеквадратическое отклонение).
Таблица 2.8
Средние, сигмы и ошибки средней величины, вычисленные на нормативной выборке мужчин*
Шкалы | Средняя | Сигма | Ошибки |
«Ак–AC» | 37,01 | 6,69 | 0,36 |
«То–AC» | 25,48 | 9,11 | 0,49 |
«Са» | 15,68 | 6,41 | 0,35 |
«Сп–АС» | 20,40 | 8,47 | 0,46 |
«Во» | 17,67 | 7,19 | 0,39 |
* Выборка: мужчины, 339 человека в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Таблица 2.9
Средние, сигмы и ошибки средней величины, вычисленные на нормативной выборке женщин*
Шкалы | Средняя | Сигма | Ошибки |
«Ак–АС» | 34,18 | 7,57 | 0,36 |
«То–АС» | 29,40 | 11,06 | 0,53 |
«Са» | 17,10 | 7,05 | 0,34 |
«Сп–АС» | 24,50 | 10,49 | 0,50 |
«Во» | 19,59 | 8,56 | 0,41 |
* Выборка: женщины, 432 человека в возрасте от 20 до 55 лет (больше 20 и меньше 55 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
В табл. 2.8, 2.9 приведены средние и сигмы, вычисленные по данным нормативных выборок мужчин и женщин.
В качестве примера представим профиль средних величин параметров АС, полученных при обследовании студентов факультета прикладной математики и процессов управления СПбГУ в период экзаменационной сессии (n = 17) (рис. 2.4). Обследование проводилось в день консультаций, перед завтрашним экзаменом.
Таблица 2.10
Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы для методики АС (нормативная выборка: мужчины, n = 330)
Сырые | Стандартные Т-баллы | ||||
баллы | «Ак–АС» | «То-АС» | «Са» | «Сп-АС» | «Во» |
– | – | ||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | – | ||||
– | – |
Таблица 2.11
Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы для методики АС (нормативная выборка: женщины, п = 503)
Сырые | Стандартные Т-баллы | ||||||||||||||||||
баллы | «Ак–АС» | «То–АС» | «Са» | «Сп–АС» | «Во» | ||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | |||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
.25 | – | – | |||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
– | – | ||||||||||||||||||
Занятие 4