Внимание. Основные характеристики внимания.
Внимание. Основные характеристики внимания.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Направленностью избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, а также сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность, чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, а также отвлечение от всего постороннего.
Свойства внимания и методы их изучения.
Устойчивость - способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Для измерения таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз, и таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Распределением - способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Исследование распределения используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). Переключаемости - способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Объем - количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Рассеянностью обычно называют два разных явления: 1. результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность). 2. когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь (подлинная рассеянность).
Понятие об адаптации человека. Уровни адаптации.
Адаптация- это процесс приспособления организма к условиям среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда». Адаптация является свойством любого живого организма. Выделяют три функциональных уровня адаптации: физиологический, психологический и социальный. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Уровни адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма.
Структура волевых действий.
Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. Ясное осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность. Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятою решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека. Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии. Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
Внимание. Основные характеристики внимания.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Направленностью избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, а также сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность, чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, а также отвлечение от всего постороннего.