Внимание. Основные характеристики внимания.

Внимание. Основные характеристики внимания.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото­рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто­роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психиче­ских явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Внимание - направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном. Направленностью избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси­хической деятельности, а также сохране­ние деятельности на определенный промежуток времени. Сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность, чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность вни­мания, а также отвлечение от всего постороннего.

Свойства внимания и методы их изучения.

Устойчивость - способность определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Для измерения таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередова­ния отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз, и таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания. Распределением - способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Исследование распределения используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). Переключаемости - способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Объем - количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа од­новременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быст­ро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Рассеянностью обычно называют два разных явления: 1. результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность). 2. когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь (подлинная рассеянность).

Понятие об адаптации человека. Уровни адаптации.

Адаптация- это процесс приспособления организма к условиям среды. Благодаря процессу адаптации достигается опти­мальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в сис­теме «человек—среда». Адаптация является свойством любого живого организма. Выделяют три функ­циональных уровня адаптации: физиологический, психологический и социальный. Более того, существуют определенные физиологические и психические механиз­мы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Уровни адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определя­ют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамич­ное образование, которое принято называть функциональным состоянием организ­ма.

Структура волевых действий.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. Ясное осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием В за­висимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и же­лания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание. Прежде чем желание превратит­ся в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмо­циональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего дей­ствия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. Пси­хическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борь­бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направ­лении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность. Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятою решения, поскольку борьба мотивов и сле­дующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека. Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необ­ходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии. Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выра­жение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (та­кое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Внимание. Основные характеристики внимания.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото­рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто­роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психиче­ских явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это по­знавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и дея­тельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Внимание - направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном. Направленностью избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода пси­хической деятельности, а также сохране­ние деятельности на определенный промежуток времени. Сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность, чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность вни­мания, а также отвлечение от всего постороннего.

Наши рекомендации