Билет 17 Связь эмоций с мотивацией

А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.

В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).

Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.

Билет 18. Классификации эмоций (Рубинштейн, Леонтьев).

· Рубинштейн

1) Определение

Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.

Эмоциональные переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).

Объективная роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между собой события в жизни человека с его потребностно - мотивационной сферой. Эмоции всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по отношению к каким-либо событиям.

2) Классификация

Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности.

Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:

ü Чувства (эмоции) - переживания, передающие отношение человека к внешнему миру.

Выделяют 3 уровня чувств (в связи с мотивационно - потребностной сферой личности и по возможности осознания):

1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека.

2. Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека.

3. Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Пр.: чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.

ü Аффекты – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

ü Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов.

ü Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние.

· Леонтьев

1) Определение

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.

2) Классификация

Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни.

Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:

ü Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Не являются управляемыми.

ü Собственно эмоции– более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

ü Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации.

Наши рекомендации