Билет 8. Мотивационные конфликты и их типы. Когнитивный диссонанс и его исследования.
Используя физическое понятие «поле» К. Левин разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.
Жизненное пространство человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния называются психологическими фактами и включают в себя внутренние «события», такие как голод или усталость, и внешние события, например социальную ситуацию, воспоминания о прошлом опыте.
Левин представлял личное жизненное пространство в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. Каждый психологический факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие (+) или неблагоприятно (–). Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию.
· Типы мотивационных конфликтов:
ü Первый тип конфликта - человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу. Классической иллюстрацией считается случай Буриданова осла, в конце концов, умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена.
ü Второй тип конфликта предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Выбор "из двух зол меньшего" затруднен равенством интенсивности мотивов избегания.
ü Третий тип конфликта- это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет "и плюсы, и минусы", как об этом говорят в обыденной речи. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием "за" и "против".
Когнитивный диссонанс - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие было введено Леоном Фестенгером в 1957 году. Он же предложил теорию когнитивного диссонанса, целью которой было объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса.
Основные гипотезы:
1)Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень
диссонанса и по возможности достичь консонанса.
2)В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его
уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.
Нерелевантные отношения – отношения, не связанные друг с другом никоим образом.
Когнитивный диссонанс может возникнуть из-за следующих причин:
1)Логическая несовместимость
2) Культурные обычаи
3)Одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения(Это как если психоаналитик, согласился с гуманистом в плане свободы человека)
4)На основе прошлого опыта.
Одним из опытов, проверяющих теорию диссонанса, был опыт Брема. Суть такова: Девушкам говорилось, что проходит исследование рынка. Им нужно было оценить предметы, лежащие перед ними, по 8бальной шкале. Затем, им предлагалось выбрать себе подарок из двух предметов, оцененных ими как привлекательный. Затем, по прошествии какого то времени(двушкам давалось прочитать какой то очтет), их просили оценить предметы еще раз.
Цитата о том, что получилось в результате эксперимента: «Рассмотрим данные, представленные в этой таблице, с точки зрения теории диссонанса. Стремление к уменьшению диссонанса, возникающего после принятия окончательного решения, должно проявиться в увеличении привлекательности выбранного объекта и уменьшении привлекательности отвергнутого объекта. Во всех случаях, где диссонанс был создан принятием окончательного решения (кроме условий, связанных с вручением «подарка»), имело место некоторое уменьшение диссонанса. Величина уменьшения диссонанса была значительной как в условиях высокой, так и низкой степени диссонанса в том случае, когда испытуемой был предоставлен для чтения отчет, касающийся изделий, не входящих в пару для выбора.»