Тема: Общая нозология; повреждение клетки; патогенное действие факторов внешней и внутренней среды; патология наследственности. Контрольное занятие.

Вопросы к контрольному занятию.

1. Патофизиология как фундаментальная и интегративная научная специальность и учебная дисциплина. Структура и методы патофизиологии. Моделирование как основной и специфический метод патофизиологии.

2. Структура учебного курса патофизиологии. Понятие об экспериментальной и клинической патофизиологии. История кафедры патофизиологии КрасГМУ.

3. Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии, типовом патологическом процессе, типовых формах патологии органов и функциональных систем. Характеристика понятия “болезнь”. Стадии болезни.

4. Общая этиология. Роль причин и условий в возникновении болезней. Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней.

5. Общий патогенез. Причинно-следственные связи в патогенезе; первичные и вторичные повреждения. Местные и общие реакции на повреждение, их взаимосвязь. Ведущие звенья патогенеза; «порочные круги».

6. Исходы болезней. Выздоровление, ремиссия, рецидив, осложнение. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма. Механизмы выздоровления. Патогенетический принцип лечения болезней.

7. Действие на организм пониженного атмосферного давления. Горная болезнь.

8. Действие на организм повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

9. Механизмы повреждения органов и тканей при электротравме.

10. Принципы оживления организма, подвергшегося действию электротока.

11. Ожоговая болезнь. Стадии ожоговой болезни. Патогенез нарушений функций органов и систем в различные стадии ожоговой болезни.

12. Местные и общие явления при ожогах.

13. Механизмы повреждающего действия ионизирующего излучения. Роль процессов перекисного окисления липидов биомембран, нарушения структурно-функциональных свойств биомакромолекул (белков, нуклеиновых кислот).

14. Острая лучевая болезнь. Формы. Периоды.

15. Хроническая лучевая болезнь. Условия возникновения.

16. Отдаленные последствия действия ионизирующего излучения.

17. Местное и общее действие ультрафиолетового излучения на организм.

18. Механизмы фотобиологического действия лазерного излучения на организм.

19. Причины повреждения клетки.

20. Общие механизмы повреждения клетки (повреждение мембран и ферментов клетки; значение перекисного окисления липидов (ПОЛ) в повреждении клетки; прооксиданты и антиоксиданты; альтерация клеточных мембран; повреждение рецепторов клеточных мембран).

21.Нарушение механизмов регуляции функции клеток. Роль вторичных мессенджеров. Нарушение механизмов энергообеспечения клеток. Значение дисбаланса ионов и жидкости. Повреждение генетического аппарата. Повреждение мембран. Механизмы цитолиза.

22. Типовые формы патологии клеток (гипотрофия, атрофия, гипертрофия, дистрофии, дисплазии, метаплазии, некроз, апоптоз);

23. Клеточно-молекулярные механизмы апоптоза (стадии). Роль нарушений процессов апоптоза в патогенезе заболеваний.

24. Механизмы адаптации клеток к повреждению (внутриклеточные, межклеточные).

25. Методы выявления повреждения клеток различных органов и тканей в клинике.

26. Наследственные формы патологии (наследственные, врожденные, приобретенные, семейные формы патологии). Фенокопии.

27. Механизмы стабильности и изменчивости генотипа. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы, их виды. Факторы риска наследственных болезней.

28. Мутации генные, хромосомные, геномные, спонтанные, индуцированные. Типовые варианты патогенеза наследственной патологии.

29. Генные болезни: моно- и полигенные. Общие закономерности патогенеза, примеры генных болезней с нарушением синтеза транспортных, структурных и ферментативных белков.

30. Типы передачи наследственный болезней: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с полом, ко-доминантный, промежуточный и смешанный типы наследования.

31. Хромосомные болезни, их проявления и патогенез.

32. Методы изучения наследственных болезней. Методы профилактики и лечения.

33. Виды реактивности (видовая, групповая, индивидуальная; физиологическая и патологическая; специфическая и неспецифическая). Формы реактивности (нормергическая, гиперергическая, гипергическая, дизергическая, анергическая.) Методы оценки специфической и неспецифической реактивности у больного.

34. Резистентность организма: пассивная и активная, первичная и вторичная, специфическая и неспецифическая. Взаимосвязь реактивности и резистентности.

Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная

1. Патофизиология: учебник / под ред. В.В. Новицкого [и др.].- М.: ГЭОТАР-Медиа,

2012.

Дополнительная

1.Руководство к практическому курсу патофизиологи: учебное пособие /Э.Н.Баркова и др.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

2.Барсуков В.И. Патологическая физиология. Конспект лекций.- М.: ЭКСМО, 2007.

3. Долгих В.Т. Общая патофизиология: учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

4.Ефремов А.А. Патофизиология. Основные понятия: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

5.Патологическая физиология: учебное пособие для внеауд. работы по спец.- лечебное дело, педиатрия /сост. Е.Ю. Сергеева и др.- Красноярск: тип.КрасГМУ, 2010. Т.1., Т.2.

6. Патология: в 2-томах: учебник / ред. В.А. Черешнев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

7.Патофизиология: руководство к практическим занятиям: учебное пособие /ред. В.В.Новицкий.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

8.Патофизиология и физиология в вопросах и ответах / Л.Э.Тель, и др.- М.: МИА, 2007.

9.Тель Л.Э. Патологическая физиология: интерактивный курс лекций.- М.: МИА, 2007.

10.Robbins and Cotran pathologic basis of disease =Патологические основы болезней по Робинсону и Котрану / V.Kumar, F.Abbas, N. Fausto.- Philadelphia: Elsevier Inc, 2010.

11.Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: учебное пособие.- М.: МИА, 2007.

Электронные ресурсы

1.ЭБС КрасГМУ

2.БД MedArt

3.ЭБД Консультант студента

4. БД Ebsco

Наши рекомендации