Б 86 Ботаника: метод. указания / Сост.: Г.Я. Петров, Е.В. Соколова. €

В методических указаниях изложены требования к выполнению и оформлению контрольных работ по ботанике. Включены контрольные вопросы, которые охватывают основные разделы дисциплины.

Предназначены для студентов 1-2 курсов заочного отделения зооинженерного факультета.

УДК 58(078)

ББК 28.5я73-9

ã Петров, Г.Я., составление, 2012

ã Соколова, Е.В., составление, 2012

ã ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание……………………………………………………………..
Введение………………………………………………………………….
1. Методические указания по изучению дисциплины………………….
2. Методические советы по изучению отдельных тем дисциплины и вопросы для самостоятельной проверки знаний………
3. Методические указания по выполнению контрольной работы………
4. Перечень вопросов для выполнения контрольной работы…………..
5. Список рекомендуемой литературы………………………………….
6. Приложения………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Ботаника – это наука о растениях. Ее задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции. Изучение как вегетативных, так и репродуктивных органов важно не только для понимания путей исторического развития важнейших органов и тканей цветковых растений, но и для обоснованного использования приемов, повышающих продуктивность сельскохозяйственных культур. Таким образом, ботанические знания в сельскохозяйственном вузе закладывают основу для изучения специальных сельскохозяйственных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированных специалистов.

Цель изучения дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для освоения программ дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров сельского хозяйства.

Задачи:

- получение знаний о строении основных вегетативных органов растений на клеточном, тканевом и органном уровнях, их метаморфозов;

- получение представления о многообразии растительного мира, о закономерностях развития растительных сообществ;

- выработка навыков определения и диагностики кормовых и сорных растений по морфологическим признакам.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способность осуществлять сбор, анализ и интерпретацию материалов в области животноводства и растениеводства;

- распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионе дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние.

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В сельскохозяйственных вузах на факультетах с биологическим профилем ботаника является фундаментальной наукой, создающей основу для изучения специальных дисциплин. Так на зооинженерном факультете ботаника тесно связана с такими дисциплинами, как луговодство, кормопроизводство, технология производства продукции растениеводства и др.

Ботанические знания, полученные в вузе, в дальнейшем окажут специалистам большую помощь в производственной деятельности.

Порядок изучения курса «Основы ботаники»

Согласно учебному плану, утвержденному Министерством образования и науки, все разделы ботаники изучаются на первом курсе. Необходимо придерживаться следующего плана:

а) самостоятельная работа с учебниками специальной литературы

б) выполнение контрольной работы

в) проведение наблюдений и геоботанических исследований в природе

г) гербаризация растений

д) учебная работа в период сессии в вузе.

Ботаника содержит много специальных терминов, поэтому нужно составить словарь, помогающих их запоминанию. Кроме изучения теоретического курса, студент должен ознакомиться с основными типами растительности своего района. В этот период необходимо собрать растения для гербаризации в количестве 50 видов.

Студент выполняет одну контрольную работу согласно своему шифру, причем для проверки она должна быть заблаговременно представлена на кафедру. В период сессии студенты обобщают и углубляют свои теоретические знания.

После того, как прослушаны лекции и выполнены все виды работ на лабораторно-практических занятиях, студенты сдают зачет. Для получения зачета необходимо представить тетрадь с оформленными результатами лабораторного практикума; зачтенную контрольную работу; отчет по гербарию.

Самостоятельная работа над учебником

Самостоятельная работа – основной вид работы студента-заочника. Для работы в межсессионный период следует иметь учебник из основного списка литературы. Дополнительная литература используется при отсутствии необходимого материала в основной литературе. Приступая к изучению дисциплины, необходимо завести общую тетрадь для учебной работы, куда полезно записывать краткие ответы на вопросы, приводить схемы, таблицы, делать необходимые рисунки. Сюда же нужно заносить результаты наблюдений в природе и список определенных видов растений.

Требования к рисункам

Ряд тем дисциплины следует оформлять рисунками. Они способствуют успешному запоминанию материала, позволяют конкретно представлять формы, структуру и закономерности строения клеток, тканей, органов и их системы. Выполняются простым карандашом в крупном плане, а затем по мере необходимости закрашиваются цветными карандашами. Каждый рисунок должен быть правильно назван, а его части детально обозначены.

Гербаризация растений

Для получения зачета студент должен собрать, определить, научно оформить 50 видов определенных растений на русском и латинском языках, и отчитаться по ним.

Растения следует собирать в той местности, где проживает студент. Рекомендуется собирать только дикорастущие растения (лесные, луговые, болотные, сорные), относящиеся к группе кормовых, вредных и лечебных растений. В гербарии должны быть представлены растения разных семейств. Запрещается собирать растения на территориях парков, заказников. Собирая растения, нужно помнить о бережном отношении к природе. Не следует собирать редкие, особо ценные растения, необходимо бережно относиться к корневищным и луковичным растениям.

Собранные растения сушат в газетной бумаге под прессом, ежедневно меняя прокладочную бумагу. Растения должны быть определены по определителю и представлены на плотных листах размером А4. На гербарный лист приклеивается этикетка в правом нижнем углу размером 7 х 13 см, которая заполнятся по следующему образцу:

13 см

  Семейство Fabaceae Бобовые Вид Trifolium pratenze L. Клевер луговой Игринский район, с. Чутырь, пойменный луг Дата Фамилия  

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Наши рекомендации