Выявление изменчивости организмов
Цель работы: познакомить студентов с разнообразными формами проявления изменчивости отдельных признаков у организмов.
Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, цветные карандаши, раздаточные подносы.
Материал для работы: живые растения или гербарные материалы (растения одного вида): фиалка узумбарская, пастушья сумка, флоксы, космеи, васильки, астры, герани, виолы, львиный зев, календула, сирень, чистотел и другие – по нескольким признакам; пшеница, рожь, ячмень и другие – по признаку количества колосков в сложном колосе; ель, сосна и другие – по признаку внешнего строения шишек у хвойных растений; дуб, клон, рябина, вяз, тополь и другие – по признаку внешнего строения листьев.
Количество исследуемых образцов должно быть от 50 до 100 по каждому признаку; открытки, рисунки с изображением представителей растений одного вида флоксов, астр, львиного зева, календул, фиалки; клест, вьюрок, цапля, аист и другие — различия в форме клюва.
Ход работы. Работа может проводиться в нескольких вариантах — по определенным признакам растения. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради как в форме текстовой таблицы, так и в графическом изображении вариационной кривой.
Наблюдение определенной изменчивости
1. Внимательно рассмотрите экспонаты растений пастушьей сумки по ряду признаков, представленных в таблице; сделайте записи:
Растения | Порядковый номер | Высота растений | Количество листьев | Размер листовой пластинки | Количество цветков в соцветии | Вывод |
Пастушья сумка |
- проведите сравнение признаков у различных экспонатов по данным таблицы и установите черты сходства и различия в строении различных органов;
- сделайте вывод по результатам наблюдений.
2. Определите на облиственных побегах растений (ясеня, рябины и др.) черты сходства и различия в строении листьев по признакам, указанным в таблице:
Растения | Порядковый номер | Листья | Количество листовых пластинок | Длина листа (мм) | Выводы | |||||||
простые | сложные | черешковые | сидячие | опушенные | неопушенные | имеют прилистников | Не имеют прилистников | |||||
- составьте вариационные графики изменчивости длины листьев и числа листовых пластинок изучаемого вида растения (отмечая на оси абсцисс порядковые номера листьев, а на оси ординат при построении первого графического – количество листовых пластинок или при построении второго графика – длину листа);
- какие признаки по результатам наблюдений вы отнесете к варьирующим и какие к постоянным? Почему? Выводы запишите в таблицу.
3. У экземпляров ржи, пшеницы и других растений сосчитайте число колосков в сложном колосе (для наблюдения следует взять не менее 50 образцов одного сорта). Результаты подсчетов запишите в таблицу:
Растение | Номер колоса | Число колосков в колосе | Выводы |
- расположив колосья в порядке возрастания числа колосков в них, постройте вариационный ряд;
- постройте вариационную кривую числа колосков в сложном колосе, отложив на оси абсцисс число колосков в каждом колосе, а на оси ординат число, выражающее частоту встречаемости данного признака (числа колосков). Восстановите перпендикуляры (соответствующие значениям числа колосков к частоте встречаемости данного количества колосков в сложном колосе) к осям абсцисс и ординат. Соединив их точки пересечения, получите вариационную кривую по данному признаку;
- по вариационной кривой определите, с каким числом колосков чаще всего встречаются колосья (минимальным, средним или максимальным);
- обоснуйте зависимость пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.
Наблюдение соотносительной изменчивости
1. Внимательно изучите экспонаты растений: флоксов и львиного зева.
2. Определите зависимость между окраской у различных органов этих растений; результаты запишите в таблицу:
Растения | Порядковый номер | Окраска цветка | Окраска листьев | Окраска стебля | Вывод |
3. Сделайте вывод по результатам наблюдений и запишите его в данную таблицу.
Наблюдение комбинативной изменчивости
1. На экспонатах исходных или гибридных форм космеи определите черты сходства и различия между ними по признакам, указанным в таблице:
2. Сделайте вывод по результатам наблюдений и запишите его в таблицу.
Растения | Порядковый номер | Цветок | Листья | Стебель | Вывод |
3. Ответьте на вопрос: какова причина появления комбинативной изменчивости у организмов?
Наблюдение мутационной изменчивости
1. Внимательно рассмотрите а) листья и цветок экспонатов чистотела; б) отдельные цветки, соцветия сирени или васильков.
2. Определите характерный признак для данного вида и измененный; результаты наблюдений запишите в таблицу:
Растения | Порядковый номер | Признаки | вывод | |||||
Характерные | измененные | |||||||
цветок | лист | стебель | цветок | лист | стебель | |||
3. Сделайте вывод на основании ваших наблюдений.
4. Укажите причину возможного проявления признаков, не характерных для данного вида.
5. Заполните таблицу
Формы изменчивости | Причины изменчивости | Значение для эволюции |
Лабораторная работа №4
Изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений (для фронтального и группового проведения)
Цель работы: убедиться в том, что:
- в основе создания новыхсортом и породлежат различные виды изменчивости;
- культурные формы растения и животных имеют признаки, полезные человеку;
- движущими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор.
Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы.
Материал для работы: наборы раздаточного материала— небольшие снопики, коллекции, гербарные листы различных сортов злаковых культур (пшеницы, ржи, ячменя, овса и др.), пасленовых (картофеля, томата, табака) разнообразных сортов виолы, астр, флоксов, тюльпанов, космеи и других цветов;живые экспонаты различных сортов комнатной фиалки, розы, традесканций, бегоний, кактусов и других комнатных цветов; таблицы, рисунки, наборы открыток с изображением диких и культурных форм различных пород животных и сортов растений (волк, шакал – породы собак; банкивская кура – породы кур; дикая кряковая утка – породы уток; дикий тур – породы крупного рогатого скота; дикий кабан – породы свиней; дикий вид капусты – сорта капусты; дикий голубь – породы голубей). Рисунок с головными придатками у петухов различных пород, многочисленные сорта различных декоративных цветов и их дикие формы.
Ход работы.
1. Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида (на примере нескольких видов злаковых, различных сортов декоративных цветов):
- определите черты сходства и различия между ними;
- сравните сорта пасленовых (томатов, картофеля, табака), капусты, виолы с исходной формой, используя натуральную и изобразительную наглядность;
- укажите, по каким признакам сорта культурных растений отличаются от диких предков;
- определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Вид | Исходная форма (дикий предок) | Сорта данного вида | Изменяемые признаки, органы | Черты сходства культурных и диких форм | Черты отличия культурных и диких форм | Причины многообразия сортов |
Ответьте на вопросы:
- по каким признакам можно судить о принадлежности к одному виду?
- о чем свидетельствуют факты: свисающий гребень у
испанского петуха был превращен в стоячий через 5 лет, а
куры, имеющие бороды, были выведены через 6 лет?
- что является движущими силами эволюции культурных форм растений?
II. Внимательно рассмотрите таблицы, рисунки, открытки с изображением представителей различных пород животных и их диких предков:
- определите сходства и различия между породами одного вида животных (на примере пород кур, уток, голубей, овец и других);
- сравните представителей различных пород одного вида с исходной дикой формой;
- укажите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Вид | Исходная форма (дикий предок) | Породы данного вида | Изменяемые признаки, органы | Черты сходства культурных и диких форм | Черты отличия культурных и диких форм | Причины многообразия пород |
Ответьте на вопросы:
- Что лежит в основе всей работы по созданию новых сортов и пород?
- Можно ли вывести новую породу, если в хозяйстве имеется одна, две лошади или несколько овец?
- Что является движущими силами эволюции культурных форм животных?
III. Третий вариант работы может включать исследование по изучению сортов и пород на примере лишь одного вида растения или животного.
Выводы:
1. У культурных форм )сортов и пород) преобладают полезные человеку признаки.
2. В основе возникновения культурных форм (сортов и пород) лежат различные виды наследственной изменчивости: соотносительной, комбинативной, мутационной.
3. Движущие силы эволюции культурных форм растений и животных определяют различные виды наследственной изменчивости и искусственный отбор.
Лабораторная работа №5