Группы детей раннего возраста


Первые три года жизни ребенка являются периодом наиболее быстрого развития организма. Но в этом возрасте здоровье детей может нарушиться от самой незначительной причины, поэтому основной задачей является укрепление здоровья и обеспечение полноценного физического развития. Кроме правильного питания и организации гигиенических условий, используются природные факторы: воздух, вода и солнце.
Для физического развития маленьких детей большое значение имеют самостоятельные действия. Дети ощущают потребность в движении. Самое большое удовольствие испытывает ребенок, начавший ходить самостоятельно. Теперь он интересуется всем, что его окружает, а это очень важно для умственного развития.
У ребенка развивается внимание, память, он привыкает смотреть и видеть, слушать и слышать. Формируются первые обобщения. Например, для него птичка — это и живая, поющая птичка в клетке, и свистящая игрушка, и птичка, изображенная на картинке. Зарождается любознательность.
Действуя с игрушками, дети знакомятся с их свойствами. Например, играя с мячом, ребенок видит, что мяч катится, он круглый. При помощи образных игрушек узнают некоторых животных: медведя, зайца, лисицу.
Многое дети познают в повседневной жизни, в быту: умываясь, получают представление о воде (она прозрачная, течет, бывает холодная и теплая).
Самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре.
Из окон групповой комнаты воспитатель показывает малышам двор, улицу или дорогу в парк, лес, поле, обращает внимание на намеченный объект и рассказывает о нем.
Надо так организовать наблюдение, чтобы детям все было хорошо видно. Им не надоедают повторные наблюдения. Очень важно, чтобы свои наблюдения дети закрепляли в играх.
Наиболее эффективный способ знакомства с окружающей природой — наблюдения во время прогулок. Дети уже задают вопросы: «Где?», «Куда?», «Почему?». Процесс восприятия природных явлений у них должен сопровождаться радостными переживаниями.
Дети раннего возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных — зайку, собачку, птичку. Воспитатель приучает действовать с ними: кормить птичку, укладывать спать мишку, катать на лошадке куклу.
Встречая на прогулках настоящих животных, малыши тянутся к ним. Педагог поощряет доброжелательное отношение детей к животным: кормит их, ласково называет, читает короткие стихотворения.
Например, слушая, как лает собака, обращается к ней:
Ты, собаченька, не лай,
Наших деток не пугай.
Детей второй группы раннего возраста следует знакомить с птицами и животными, обращая внимание на их движения и части тела. Наблюдая птиц, воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотрите: птички прилетели и клюют — у них есть клюв. А теперь птички улетели — у них есть крылья».
На следующей прогулке, увидев кошку, воспитатель обращает внимание: «Послушайте, как мяукает кошка. Сейчас я ее покормлю, дам молока. Посмотрите, как она лакает. А теперь она прыгнула на забор — у нее сильные ноги. Дети, посмотрите: кошка умывается. Ах ты, кисонька-мурысенька!»
Животные привлекают детей своей динамичностью, а вот к неподвижным растениям они более равнодушны. Поэтому большое значение имеют ознакомление детей с комнатными цветущими растениями в группе и уход за ними взрослого при детях.
Рассмотрите с детьми цветущие растения в цветнике: «Посмотрите, какой красивый красный цветочек, а где еще такой же?» (Ребенок находит и показывает.) «А кто покажет синий цветочек?». Поливая землю вокруг растения, взрослый говорит: «Сейчас я полью все цветы водой — они будут красивее, их вырастет много».
Покажите и деревья. Чтобы малыши хорошо отличали их от другой растительности, поиграйте в прятки. Воспитатель предлагает детям спрятаться за дерево, ищет их и не может найти. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за другим, никак не могла найти.
Потом детей ищет игрушечный заяц или кукла. Затем дети ищут зайца, которого воспитатель прячет за дерево. «За этим деревом нет, за этим тоже нет. Как много деревьев!» — говорит она.
Обратите внимание детей на то, что у деревьев есть листья. С ними малыши тоже играют. Предложите поднять желтые листья, помахать и подкинуть, как будто их сорвал ветер, затем собрать букеты и отнести в групповую комнату для украшения.
Приучать детей бережно относиться к природе необходимо с самого раннего возраста. Никогда не следует срывать при маленьких детях цветущие растения или листья с деревьев. Весной в комнату вносятся ветки с распустившимися листьями.
На прогулках дети всегда активны, оживленны, они любят гулять и что-нибудь делать: сгребать снег, катать машину, собирать листья. В теплое время года на участки выносят тазики с водой или надувные бассейны. Дети переливают воду из одного сосуда в другой, пускают плавающие игрушки. Так они познают свойства воды и ее применение: вода льется, водой умываются, поливают растения, в воде плавают рыбы.
Дети знакомятся и со свойствами песка, под руководством воспитателя насыпают влажный песок совками в формочки и делают пирожки.
Педагог обращает внимание детей на изменение погоды: на дворе тепло, светит солнышко, на другой день дождь, мокро.
Нужно приучать детей с самого раннего возраста на прогулках ничего не брать в рот. Поговорите и с родителями, которые кладут иногда в карман пальто конфету, яблоко, чтобы ребенок съел на прогулке. Это может развить плохую привычку: брать в рот все, что попадется.
Пребывание на свежем воздухе, общение с другими детьми, интересные игры, наблюдения в природе делают ребенка раннего возраста бодрым и жизнерадостным.





Вторая младшая

Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

ОСЕНЬ

Солнце. Выйдя на участок, обратите внимание детей на теплую погоду: «Сегодня греет солнышко — тепло». Предложите протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло. После этого поиграйте с солнечным зайчиком.
На другой прогулке задайте вопрос: «А где солнышко?»
В облачный день спросите детей, что они видят в небе. В начале осени еще видны кучевые облака. Рассмотрите, какие они красивые, белые, пушистые, похожие на кусочки ваты. В пасмурный день обратите внимание детей, что солнца на небе не видно: его закрыли тучи.
Красива осенняя листва, освещенная солнцем после дождя: «Посмотрите, как блестят капельки дождя на листьях, на траве! Это солнышко светит»,— поясните детям. После дождя бывают лужи. В солнечный день они высыхают. Спросите, куда делась вода. (Ее высушило солнце.) Вымойте вместе с детьми резиновые игрушки, вынесите их на солнце, и дети увидят, что предметы на солнце высыхают.
Но вот похолодало, все пришли в теплых пальто и шапках. «Греет сегодня солнце?» — спрашиваете вы у детей. И почти все отвечают, что солнце сегодня светит, но не греет, сегодня холодно.
Постепенно обращайте внимание детей, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздух становится все холоднее.
Ветер. Осенью часто дуют порывистые ветры. Выходя на прогулку, дайте каждому ребенку цветной флажок, предложите поднять его и посмотреть, как он колышется. Поясните, что дует ветер и колышет флажки.
Попросите старших детей сделать для малышей бумажные шарики из цветной плотной бумаги. Для этого надо вырезать три круга, сложить их пополам, склеить между собой, вклеив в середину веревочку. Эти шарики воспитатель раздает детям во время прогулки, говоря при этом: «Сегодня дует ветер, погода ветреная, от ветра шарики крутятся».
Малышам раздают также вырезанные из бумаги птички и самолеты. Они любят бегать, держа их за ниточки. Объясните, что бумажные птички летают от ветра. После наблюдений разрешите ребятам поиграть с флажками или вертушками, но старайтесь, чтобы они берегли эти игрушки, так как в течение осени вы будете использовать их неоднократно, да и весной они пригодятся для наблюдений.
Предложите детям подумать, от чего качаются деревья.
«А сегодня есть ветер? — спрашивает воспитатель на прогулке в тихую погоду.— А как вы узнали, что ветра нет?»
Дождь. Дети любят наблюдать за дождем с открытой веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Разучите с детьми потешку:
Дождик, дождик кап да кап!
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять —
Наденем галошки.
А когда идет сильный дождь предложите детям послушать, как он стучит по крыше, прочитайте им народную потешку:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Посмотрите, как одеты люди во время дождя, скажите, что они его не боятся: надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонты.
Систематически наблюдая за дождем, дети замечают, что он идет все чаще, становится холоднее, и вот появляются первые снежинки, лужи покрываются прозрачным, как стекло, ледком, но не прочным — от легкого удара детской лопатки льдинки разлетаются в разные стороны.
Скажите детям, что сейчас осень. Осенью часто идут дожди. В начале осени еще можно услышать гром и увидеть молнию. Хорошо понаблюдать за последними грозами из окна групповой комнаты. Приучайте детей не бояться грозы.
Рассмотрите после дождя, какие предметы стали мокрыми, перечислите их. (Крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава.) Пока песок еще не очень охлажден, дети могут с ним играть. После дождя песок сырой, и нужно показать, как набирать его совками, как выкладывать из формочек. Когда песок сухой, лепить из него нельзя. Таким образом во время игр малыши продолжают знакомиться со свойствами песка.
Луна и звезды. Осенью рано темнеет и прогулки проводятся при свете прожектора или фонарей. Поясните детям, что вечером небо темное; предложите посмотреть вверх и рассказать, что они там видят.
Рассмотрите светящиеся звезды. Когда появится луна, понаблюдайте ее во всех фазах: то она большая, круглая, то видна только ее часть. Дети заинтересуются и в дальнейшем будут сами замечать, есть ли луна на небе. Иногда на вечернем небе можно увидеть красные движущиеся огоньки. «Это летит самолет»,— поясняет воспитатель.
Растительный мир. Наиболее наглядные изменения происходят осенью в растительном мире. В конце лета нет-нет да и мелькнут среди зелени желтые листья. Это почувствовали приближение осени березы и липы. Предложите детям рассмотреть дерево, скажите, что у него есть ствол, ветки и листья.
Обратите внимание, что под деревьями лежат опавшие листья. Детям нравится их собирать: они разноцветные, разной формы. Предложите собрать осенний букет, принести в группу и поставить в уголок природы.
На последующих прогулках продолжайте наблюдать за листьями. Они являются прекрасным материалом для развития наблюдательности. Спросите: у всех ли деревьев одинаковые листья? Пусть ребята посмотрят, сравнят их по цвету и убедятся, что у разных деревьев разная окраска листьев. Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросите, почему они нравятся ребенку.
Ваши вопросы помогут детям лучше всмотреться и заметить разнообразие цвета и формы листьев.
Для развития наблюдательности и расширения кругозора детей используйте листья в играх. Воспитатель берет на прогулку куклу, одетую по-осеннему, и предлагает ей показать, с какого дерева осыпалось много листьев.
«Принесите мне лист березы»,— просит кукла, и все дети приносят по листику. Кукла берет лист в руку и спрашивает: «Сколько у меня в руке листьев березы? А у вас? Какого они цвета?». «А теперь все принесите по одному листу красного цвета»,— продолжает кукла.
Затем воспитатель предлагает детям разложить листья на скамейке, чередуя красные с желтыми. Получается красочная полоса. Полюбовавшись, возьмите листья в детский сад, наклейте их на большой лист бумаги и украсьте кукольный уголок.
Получившийся разноцветный ковер дети очень любят рассматривать. Им вспоминаются прогулки, и каждый показывает «свой» лист. Воспитатель объясняет, как можно использовать листья в ролевых играх.
«Сегодня у нашего Миши день рождения. К нему придут гости, и он будет их угощать. А где взять тарелки?»
Если дети часто играют с листьями, то почти всегда их предлагают.
Во время прогулки воспитатели делают из листьев шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черешками, а также лото, которое можно использовать для игр и занятий с детьми в течение года.
Для лото подготавливаются картонные карточки одинакового размера (примерно в половину открытки), подбираются парные листья одного дерева, одинаковые по цвету и величине. Их разглаживают утюгом, наклеивают по одному на две карточки и заклеивают полиэтиленом (для прочности).
Дети подбирают парные, раскладывают карточки по цвету листьев по убывающей величине, сравнивают похожие и непохожие. Лото можно использовать и на занятиях.
Во время прогулок обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими, по дорожкам их гонит ветер, они приятно шуршат под ногами. На деревьях и под ними можно найти семена. Собирайте их с детьми для зимней подкормки птиц. Скоро деревья останутся совсем без листьев. Обратите на это внимание детей.
Для закрепления знаний об осенних явлениях воспитатель проводит игру «Мы — осенние листочки». В руках у детей осенние листочки. Педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Слова:

Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали —
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок —
Все уселися в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул,
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Движения:

Стоят кружком, держа в руках листочки.
Разбегаются по дорожке. Бегают, помахивая листочками.
Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.
Снова разбегаются и помахивают листочками.
Подкидывают листочки вверх.

В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотрите с детьми форму и окраску цветков, обратите внимание на их красоту. У каждого растения есть зеленые листья, но форма их разная.
Нельзя разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.
Животный мир. Осенью часто можно видеть, как на телеграфных проводах сидят и негромко щебечут похожие на черные бусы ласточки. Другие птицы собираются в большие стаи и стремительно летают над землей. Обратите на них внимание детей и объясните, что скоро птицы улетят в теплые края.
Остаются голуби и воробьи, которых малыши хорошо знают: они кормили их в прошлом году крошками хлеба. Покажите, как старшие дети подкармливают птиц на кормушке, как много на земле следов птичьих лапок.
Много интересного увидят малыши на огороде. Они с удовольствием следят за тем, как старшие ребята собирают урожай. Надо так организовать их труд, чтобы малыши видели дружную работу старших товарищей, бережное отношение к продуктам своего труда.
Дети укладывают овощи в красивые корзиночки, а малыши рассматривают их и знакомятся с некоторыми названиями.

ЗИМА

Зимой воспитатель с детьми наблюдает, что солнце появляется реже, стало холодно, идет снег, вода замерзла, превратилась в лед. Люди надевают теплые шубы, шапки, ботинки, валенки, варежки. Дома отапливаются. Дети катаются на санках, лепят снеговиков. Старшие катаются на коньках и лыжах, наблюдают за зимующими птицами, подкармливают их.
Снег. Уже в конце хмурой осени появляются отдельные снежинки, потом они падают гуще, и все вокруг становится белым, чистым. Это удивляет маленьких детей, и, придя в детский сад, они спешат поделиться новостью с воспитателем, с другими детьми.
Разделите их радость, скажите, что сегодня на прогулке обязательно рассмотрите снег.
Выйдя на прогулку, обратите внимание детей, какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось. Объясните, что наступила зима.
Раздайте детям маленькие деревянные лопаты и предложите подкинуть снег вверх. Он разлетится. «Вот какой снег: пушистый, легкий»,— уточняет педагог. Вместе с детьми расчистите дорожку, все время повторяя, что снег легкий, пушистый.
Малыши непременно захотят потрогать его руками. В конце прогулки предложите положить снег на ладошку: пусть почувствуют, что он холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его нет на руке. Объясните, что он растаял на теплой ладошке.
Прогулка никогда не покажется детям скучной, если вы будете с ними играть, трудиться и наблюдать за зимней природой. Игры со снегом не просто развлечение: в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой.
Малыши двух-трех лет любят лепить из снега пирожки, печенье, используя формочки, совки, ведра. Игры будут интереснее, если раздать детям резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и елок на подставках (чтобы удобнее было вставлять в снег).
Приучайте детей сначала очищать от снега место для игры, подметать его маленькой метелкой; закончив постройки, подправлять их. Уходя с прогулки, предложите посмотреть, не насорили ли они, не сломали ли снеговика.
Дети, даже самые маленькие, очень быстро привыкают к порядку, стараются беречь свои постройки и играют около них по нескольку дней.
Обращайте внимание детей на зимние явления. Понаблюдайте, как падает снег. Спросите, куда он падает. (На скамейки, на ступени лестницы, на забор, на деревья, на крышу веранды и т. д.)
Дети очень любят такие наблюдения и сами предлагают их повторить на следующих прогулках. Посмотрите, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Прочитайте слова из детской песенки:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица...
После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело вокруг. Собирайте снег на участке для будущих построек в одно место. Выделите площадку для подвижных игр. Она должна быть ровной, хорошо расчищенной и достаточно просторной.
Сделайте не очень высокую горку с широкими ступенями сзади, снежную машину или пароход. Для игр с куклами вылепите 2-3 комнатки из снега, расположите в них стол, стулья, кровати (сиденья стульев и крышку стола нужно покрыть дощечками).
Делая постройки, рассказывайте детям о свойствах снега: «Сегодня снег липкий — из него можно лепить стол в комнате у кукол»; «Польем горку водой — она замерзнет и будет скользкой»,— замечает воспитатель.
В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном рукаве пальто. Скажите, что снежинки похожи на красивые звездочки, загадайте загадку А. Рождественской:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
Лопат в морозный день давать не следует. Лучше предложить санки, кукол, одетых в зимнюю одежду. Дети очень любят наблюдать, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки, с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, украшающие участок.
В оттепель малыши поправляют свои постройки, сооружают новые, бросают в цель снежками. При этом укрепляются мышцы тела, развивается глазомер.
Поставьте корзинку или таз на расстоянии 70—80 см. Когда дети научатся попадать в цель, отодвиньте ее на расстояние до 1,5 м. Снежки для малышей делают старшие.
Иногда дети пытаются брать снег в рот. Наберите немного снега на блюдечко или в чашку. В помещении он растает, и на дне останется грязная вода. Покажите ее ребенку и сделайте вывод, что снег есть нельзя: можно заболеть, так как он грязный и холодный.
Пойдите с детьми на каток и понаблюдайте, как катаются школьники. Лед твердый, прозрачный. Расскажите, что его поливают водой и вода замерзает на морозе.
Дети уже привыкли наблюдать и, выходя на участок, могут ответить на вопросы: тепло или холодно сегодня? Есть ли солнце на небе? Идет снег или нет? Есть ли ветер?
Приучайте детей пользоваться игрушками и другими предметами в зависимости от погоды. Если выпало много снега, воспитатель предлагает взять лопаты и почистить дорожки. «Сегодня снег не падает,— говорит воспитатель на следующей прогулке,— чистить дорожки не надо. Лопаты не возьмем. Сегодня снег липкий — будем лепить снеговика».
В мороз обратите внимание детей, как тепло одеты люди: в теплых пальто, шапках, поднимают воротники, на руках у всех варежки, на ногах теплая обувь. Все стараются идти быстро, чтобы согреться. Покажите детям глубокие сугробы, которые спрятали под снегом даже елочку.
Ближе к весне снег становится ноздреватым, твердым — из него уже нельзя лепить. Сверху он грязный. Растопив снег, еще раз покажите, сколько в нем грязи.
Постепенно солнце греет все сильнее. Появляются сосульки. Наблюдайте за ними в мороз и оттепель. Теперь дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают и с них капает вода. «Сегодня послушаем, как звенит капель»,— предлагает воспитатель и, взяв ведро, ставит его под сосульки.
Деревья. Во время прогулок в парк проводите наблюдения за деревьями. Покажите, что у каждого дерева есть ствол и ветки. У одного дерева кора темная (липа), у другого — светлая (тополь). На ветках нет листьев: они опали осенью. Дети любят рассматривать ель, увешанную многочисленными шишками. Скажите, что у ели тоже есть ствол и ветки. Вместо листьев у нее зеленые иголки (хвоя).
С прогулки принесите еловые шишки, рассмотрите их с детьми и положите в уголок природы. В тепле они раскроются и из них высыплются семена. Сделайте из шишек смешные фигурки, приделав к ним руки и ноги из палочек.
На следующей прогулке покажите детям, что деревья разные по высоте: есть низкие, есть высокие. Поиграйте в игру «Раз, два, три — к низкому (высокому) дереву беги!», наметив низкие и высокие деревья.
Объясните детям, что деревья зимой надо беречь: не обламывать веток, не играть у самых корней. Когда выпадет много снега, люди отряхивают снег с веток, чтобы они не сломались.
Птицы. Понаблюдайте и покормите с детьми голубей. Голуби — птицы крупные, их хорошо можно рассмотреть: они не так пугливы, как другие.
Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять крошки хлеба, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотрите их, спросите, много ли голубей. Затем предложите посмотреть, как они будут клевать. Подзывайте голубей, ласково разговаривая с ними. Дети всегда внимательны к словам и действиям воспитателя. Затем дайте каждому ребенку немного крошек и предложите покормить птиц.
Обратите внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают; есть клюв — они клюют крошки; у них есть ноги — они ходят; есть хвост.
На следующих прогулках рассмотрите внешний вид птиц подробнее. Отметьте, что у них есть крылья — они летают, что голуби бывают разного цвета, разной величины. Скажите, что голубей называют иногда сизарями. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Сизари»:
Голуби, голуби, раз, два, три...
Прилетели голуби, сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».
В течение зимы наблюдайте с детьми повадки голубей: они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом.
Всегда начинайте наблюдать после того, как покормите птиц. Дети поймут, что голуби не боятся людей, они к ним привыкли. Наблюдения должны быть непродолжительными, но частыми. Покажите детям, что вместе с голубями кормятся и другие птицы. Это воробьи.
Наблюдайте за воробьями: сначала рассмотрите внешний вид, затем изучите повадки. После этого сравните птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует — воробей чирикает, голубь ходит — воробей прыгает.)
Во время наблюдения прочитайте детям маленькое стихотворение про воробьев:
Жили-были два воробушка,
Два маленьких, два хорошеньких,
Один Чик, другой Чирик,
Оба вместе Чик-Чирик!
После наблюдений за птицами поиграйте с детьми в игры.
«Голуби и воробьи». Разделите детей на три группы: одни — голуби, другие — воробьи, третьи — дети. Предложите послушать рассказ и выполнить то, о чем в нем говорится. Рассказ может быть таким:
«Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зерен и крошек, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними — воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур-ур-ур, а воробьи чирикают: чик-чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».
«Вороны». Воспитатель делит детей на две группы: одни изображают ворон, другие — собак. Воспитатель говорит: «Возле елочки зеленой скачут, каркают вороны: кар-кар-кар». Дети скачут и каркают. Воспитатель продолжает: «Вот собаки прибежали, и вороны улетели». Вороны с карканьем разбегаются, а собаки их пугают.
«Птицы». Каждый ребенок сообщает, какой птицей он хочет быть. Затем устраивает себе гнездо, рисуя круг, и встает в него. Воспитатель говорит: «Полетели все птички из гнездышек!» Птички вылетают из гнезд. (Дети бегают по участку.) По сигналу (гудок, звонок, хлопок) они возвращаются в гнезда. (Дети движутся свободно, кто как хочет.)
Малыши наблюдают, как старшие дети кормят птиц у себя на участке, насыпая корм в кормушки. После этих наблюдений повесьте кормушку под окном своей группы и каждое утро насыпайте корм. Скажите детям, что, когда птицы накормлены, им и мороз не страшен. Только будьте сами аккуратны: никогда не забывайте накормить птиц, даже в самую метельную или морозную погоду. Дети вместе с воспитателем наблюдают через окно, как птицы клюют зерна и крошки.
Педагог может предложить: «Какая сладкая была сегодня морковка! Давайте и птичек покормим». Натирает при детях морковь на мелкой терке, пересыпает ее сухарями и кладет на кормушку. Дети смотрят, как птицы сначала отлетают, а потом, когда воспитатель уйдет, возвращаются и начинают клевать. После этого малыши сами предлагают: «Давайте дадим птичкам яблоко». Так дети постепенно узнают, чем можно кормить птиц.
После Нового года старшие ребята выносят на участок елку и устраивают праздник для птиц, развесив на ней самое различное птичье угощенье: тут и зерна, и семечки, и кусочки несоленого сала для синичек. Если птицы посещают кормушки систематически, то на елку их соберется много и вы с детьми сможете их рассмотреть. Не забывайте отмечать заботу старших детей о птицах, их любовь к ним.
Для закрепления знаний о птицах и их повадках поиграйте в игру «Кто прилетел на кормушку». Вырежьте из картона несколько знакомых детям птиц (птицы должны быть крупными, на подставке). На столе расстелите белую бумагу, вокруг стола посадите детей так, чтобы им хорошо были видны ваши действия.
Воспитатель говорит: «Вот кормушка, я насыплю... (называет корм), сейчас прилетят птицы. Вот прилетел... Кто это, дети? (Показывает голубя, дети отвечают.) Поклевал голубь, позвал... Кого позвал? (Дети говорят.) Прилетел еще голубь. Теперь положу кусочек сала. Кто сейчас прилетит? (Дети называют). Да, синичка любит сало, вот и она прилетела. Клюет синичка».
Труд людей. Гуляя с детьми по улицам, обращайте внимание на труд дворников: они скалывают лед и посыпают дорожки песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами и скребками. Их труд облегчает большая снегоуборочная машина. Понаблюдайте за ее работой.
Ближе к весне взрослые сбрасывают снег с крыш и сбивают сосульки. Рассмотрите с детьми, какие они ледяные, холодные и прозрачные. Воспитатель напоминает, что брать их в рот нельзя.
К концу зимы воспитатель вместе с детьми делает вывод, что зимой солнце не грело, часто шел снег, было холодно. Люди надевали теплую одежду и холода не боялись. Дети с воспитателем кормили птиц, чтобы им не было холодно и голодно.

ВЕСНА

Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. Воробьи громко чирикают, купаются в лужах, вороны каркают.
Прилетели грачи, ласточки и другие птицы. Можно увидеть бабочек, жуков, мух. У животных появляется молодняк. Люди сменяют теплую зимнюю одежду на более легкую. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках — цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их.

Наши рекомендации