Ковальчук Т.А., Вдовиченко В.М.
Ковальчук Т.А., Вдовиченко В.М.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
ЧЕЛОВЕК И МИР»
В 1 классе
Учебно-методическое пособие
для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Общее количество страниц __202____
Общее количество рисунков __10__
Мультимедиапрезентаций__27_____
Дата «____» ______________________2015 г.
Подпись авторов_____________________
Минск
Рекомендации по проведению экскурсии
В классе учащимся сообщается тема и цель экскурсии, место ее проведения, напоминается о необходимости соблюдения правил дорожного движения, актуализируются правила безопасного движения по дороге зимой. Если требуется перемещение на городском транспорте, учащимся напоминают правила поведения в транспорте.
На местности учитель заранее определяет маршрут движения, объекты наблюдения, помня правило, что лучше более обстоятельно познакомить с 2- 3 объектами, чем поверхностно со многими. Иногда целесообразно познакомить только с одним объектом, например, каким-то предприятием, памятником, другим историческим и знаменательным объектом, местом, улицей и т.п. Определяются места подкормки птиц (лучше те, которые находятся в районе школьного двора, вблизи школы).
Перед экскурсией с помощью фотографий на слайдах можно создать целостный образ своего населенного пункта или микрорайона.
Рассказ учителя во время экскурсии должен быть очень кратким (чтобы учащиеся долго не стояли на одном месте), ярким, образным, охватывать только те аспекты, что доступны для восприятия учащихся первого класса и требуют их наблюдения. Более детальную информацию лучше сообщить в классе. Предпочтение отдается информации, которая подчеркивает уникальность, особенность объекта. В классе экскурсоводами могут быть и отдельные учащиеся, которые могут сопровождать рассказ демонстрацией слайдов о своем любимом уголке, объектах родного населенного пункта. (К созданию мультимедиапрезентации привлекаются родители, а точнее к созданию фотоматериалов).
Если погода или другие обстоятельства не позволяют провести экскурсию на местности, ее можно заменить заочной, т.е. демонстрацией мультимедиа-презентаций, имеющихся видеоматериалов. Учитель предусматривает приемы учебной работы во время и после демонстрации, например, предлагает учащимся узнать объекты во время демонстрации, назвать те объекты, которые им больше всего нравятся и объяснить, почему; рассказать, где они любят гулять со своими родителями. Можно попросить учащихся сообщить родителям о том, что они узнали нового, интересного о своем населенном пункте или своей местности; где бы они хотели побывать и т.п. Заочная экскурсия может сопровождаться чтением стихотворений о родном крае, рисунками учащихся.
К следующему уроку отдельным учащимся предлагается выучить стихотворения о семье.
Урок 19. Я и моя семья
Цель: обеспечить осознание учащимися значения семьи в жизни человека.
Задачи: сформировать представление о семье как родных людях, об обязанностях и правах детей в семье, а также всех членов семьи;
– содействовать воспитанию уважительных и заботливых отношений детей к членам их семьи.
Основные ожидаемые результаты: учащиеся объясняют, что означает понятие «семья», ее значение в жизни каждого человека; перечисляют свои права и обязанности в семье.
Оборудование:мультимедиапрезентация, карточки с заданиями, карточки «светофора».
Ход урока
Оргмомент. Демонстрируется рисунок семьи (слайд 2), после чего он закрывается, а учащиеся отвечают на следующие вопросы: Как вы думаете, кто изображен на рисунке? (Папа, мама, сын, дочь; семья). Что делает мама?Сколько цветков стоит на подоконнике? Кто нарисован на картине, которая висит на стене?
Введение в тему, целеполагание. Учитель просит еще раз посмотреть на рисунок семьи (слайд 2) и спрашивает: Правильно ли вы ответили на предыдущие вопросы? Как вы думаете, какое настроение у всех членов семьи? Почему?
Далее учащимся предлагается отгадать загадки:
Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? /Мама Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш... /папа. | Она лучше всех на свете Без неё прожить нельзя Есть она у Кати,Пети И конечно у меня. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... / бабушка. |
Он – мужчина, и он сед, Папе – папа, мне он –… /дед. | Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший …/брат. |
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... / семья. | Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» – Что получится? / семья. |
После отгадывания загадок учащиеся определяют тему урока, учитель формулирует задачи: выяснить, знают ли учащиеся, что означает слово «семья», какие обязанности должен выполнять каждый ребенок в семье.
Изучение нового учебного материала. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.Учащиеся рассматривают рисунки на с. 80 учебного пособия и пытаются ответить самостоятельно на вопросы: Что означает слово «семья»? Что такое семья? После ответов детей читается стихотворение «Семья» (М. Шварц).
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! … / М. Шварц |
После чтения стихотворения учитель просит перечислить тех семь человек, которые составляют семью. Выясняется, почему называют семьей семья, в которой 3 или 5 человек, больше 7.
Далее учащиеся выполняют задание на карточке (индивидуально), которое дано на слайде 3:Отметь знаком «+» те слова, которые отражают значение семьи в нашей жизни. После проверки (с использованием метода самоконтроля на основе эталона ответа на том же слайде) данного задания организуется работа в микрогруппахпо составлению пословиц о семье; каждое слово пословицы или поговорки пишется на отдельной карточке. После составления пословиц, учащиеся зачитывают их и объясняют, как понимают их смысл.
Пословицы для выполнения задания (на выбор):
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Сердце матери греет лучше солнца.
Дружная семья не знает печали.
Отец наказывает, отец и хвалит.
Отца с матерью почитать — горя не знать
Далее учащиеся читают стихотворения:
Семья – это громкое слово! Семья – это звонкое слово! Семья – это слово важное, Об этом вам скажет каждый. Семья – это солнце светит, Семья – это звезды на небе, Семья – это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам!... / А.В. Сидорова | Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты… Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! /М. Лангер, «Семья это счастье, любовь и удача» |
Текущая рефлексия:На какие вопросы мы ответили в этой части урока?
Доброжелательные отношения в семье. Права и обязанности детей и родителей в семье. Выполняются задания к с. 81 учебного пособия. Задание № 3 лучше заменить следующим (слайд 4): Прочитайте слова в прямоугольниках. Назовите обязанности детей в семье. Кого еще нужно слушаться в семье? (Бабушек, дедушек, старших сестер, братьев). Назовите обязанности общие для всех членов семьи.После выполнения задания под № 4 к с. 81 можно предложить также стихотворение «Мамины слезы»:
Зачем у меня вырвалось снова
Злое, жестокое, гадкое слово?
Как нелегко мне теперь подойти,
Как трудно сказать: «Мама, прости!»
Обидел тебя я, родная, словами.
– Но только не плачь,– умоляю я маму,
Ну, отругай, накажи меня строго.
Но только прости, не сердись, ради Бога!
А мама моя улыбнулась вдруг мило
И тихо сказала: «Я давно уж простила».
Я маминых слез никогда не забуду,
И больше грубить никому я не буду. / Т. Петухова
Вопросы для анализа стихотворения: Почему так названо стихотворение? Что так огорчило маму? Что нужно делать для того, чтобы ваши мамы не плакали?
К стихотворению на с. 101(задание 7 к с. 81) можно добавить и следующее –«Памятки»:
Прихожу домой – записки
Мне для памяти повсюду:
«Замени водичку киске»,
«Съешь обед – помой посуду»,
«Повторить уроки надо»,
«Телевизор не включай»,
И «Поменьше шоколада –
С мёдом пей зелёный чай».
Список этот – он не полный,
Но не надо добавлять,
Я и так об этом помню –
Не забуду погулять! /О.С. Бундура
Примерные вопросы для анализа: Как вы думаете, сделал ли герой стихотворения все то, о чем напоминала ему мама? О каких обязанностях в своей семье забыл герой стихотворения?
Текущая рефлексия: О чем шла речь последние несколько минут? Почему важно знать не только свои права в семье, но и обязанности?
Если время позволяет, можно продемонстрировать рисунки, фотографии на слайдах 5, 6 и спросить, что могут учащиеся сказать о семьях, изображенных на них.
Итоговая рефлексия: Как вы думаете, можно ли считать нашу (или свою) работу на уроке успешной? Интересной?(Учащиеся поднимают карточку с зеленым цветом, если согласны; если нет – карточку с красным цветом).
Учитель советует учащимся: «Постарайтесь, придя домой, обязательно сказать приятные слова маме, папе, бабушке, дедушке, выполнить особенно старательно те обязанности по дому, которые определены вам в вашей семье».
Нескольким учащимся предлагается выучить стихотворения к следующему уроку (см. разработку следующего урока).
Урок 20. Опасные ситуации в доме. Сигналы тревоги
Цель:создать условия для осознания учащимися необходимости выполнения правил безопасного поведения при обращении с предметами домашнего обихода, учить обращаться за экстренной помощью в случае опасных ситуаций в доме.
Задачи:сформировать представление об опасных ситуациях в доме, их причинах и последствиях, сигналах тревоги;
– содействовать формированию умений анализировать опасные ситуации в доме, прогнозировать последствия опасного обращения с предметами домашнего обихода, формулировать правила безопасного поведения в быту, принимать правильное решение в различных ситуациях;
– способствовать развитию мышления, продуктивной коммуникации в процессе совместной работы.
Основные ожидаемые результаты:учащиеся различают опасные ситуации в доме, объясняют причины их возникновения, возможные последствия; знают, куда обращаться за экстренной помощью в случае возникновения опасных ситуаций в доме.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиапрезентация, кастрюля с крышкой, сковорода, прихватка, удлинитель, карточки «светофора».
Ход урока
Оргмомент.Учитель может продемонстрировать в течение нескольких секунд несколько предметов на слайде, например, утюг, электрочайник, газовая плита, ножницы, ножи. После закрытия кадра учащихся просят сказать, сколько предметов было на слайде, перечислить, какие предметы были показаны (слайд 2).
Введение в тему, целеполагание. Учащихся просят открыть учебное пособие на с. 82 – 83, рассмотреть рисунки и сказать, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Формулируется тема урока, учащиеся пробуют формулировать вопросы к названной теме, объясняют, почему так важно знать об опасных ситуациях в доме, почему каждый должен знать правила безопасного обращения с некоторыми опасными предметами в доме. Можно спросить, что объединяет все предметы, которые были показаны в начале урока.
Изучение нового учебного материала. Опасные ситуации в доме и их причины. Учащиеся объединяются в микрогруппы или в пары, каждая из которых выполняет одно из следующих заданий (задания даются на карточках).
Задание 1 (слайд 3): Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать источником пожара в доме.
Задание 2 (слайд 4): Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать причиной ожогов, ран.
Задание 3 (слайд 5). Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать причиной отравления.
Проверка правильности выполнения задания может осуществляться на основе предложенных эталонов ответов (слайды 6-8). В процессе обсуждения результатов выполнения заданий выясняется, в каком случае: утюг, газовая плита, свеча, спички, елочная гирлянда могут стать причиной пожара; утюг, кастрюля, сковородка, горящий газ, кипящая вода, духовка и т.п. могут стать причиной ожога, а острые предметы – причиной разнообразных ран; газ, таблетки, другие лекарства, а также моющие и другие средства – причинойотравления (ситуации выбираются по усмотрению учителя).
В процессе обсуждения результатов выполнения заданий может быть организована игра «Что будет, если…». Каждой микрогруппе или паре предлагается порассуждать над следующими ситуациями (предлагается по одной ситуации):Что может быть, если:
–оставить утюг включенным? (Может случиться пожар)
–оставить на плите кастрюлю с кипящей водой? (Вода может залить горящий газ, произойдет утечка газа, люди могут отравиться).
–бегать рядом с плитой, где на огне стоит сковородка с готовящейся едой? (Может задеть ручку сковородки; если горячая сковородка упадет на ноги, может быть ожог).
Текущая рефлексия: О чем мы сейчас узнали? Для чего мы должны знать, какие опасные ситуации могут возникать в доме? О чем должна речь идти дальше, как вы думаете?
Правила безопасного поведения с предметами домашнего обихода. Организуется обсуждение следующих ситуаций:Как открыть крышку с горячей кастрюли или сковородки?Как правильно выключать телевизор из розетки? Учащиеся высказывают свои суждения, учитель организует показ ими выполняемых действий (при показе, как правильно выключать телевизор из розетки используется удлинитель, но, естественно, не включенный в розетку ).
Далее учитель предлагает учащимися сформулировать правила безопасного поведения в доме: каждая пара или микрогруппа получает набор карточек, на которых записаны отдельные слова того или иного правила. Задача учащихся – как можно быстрее составить одно из правил:
Не играй со спичками – это опасно!
Будь осторожен с открытым огнём.
Будь осторожен с кипящей водой.
Не разбрасывай по дому острые предметы.
Не трогай незнакомые предметы.
Не подходи к газовой плите.
Будь осторожен при обращении с источником тока.
После составления правил безопасного поведения в домеподготовленные учащиеся читают стихотворения или отрывки из них (авторы Г. Шалаева, О. Журавлёва), посвященные каждому из правил (в случае нехватки времени читаются отдельные стихотворения или отрывки из них).
Будь осторожен с открытым огнём С открытым огнём обращаться опасно! Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,… Но если случилось свечу уронить, Бросайся огонь без заминки тушить: Материей плотной, тяжёлой накрой, А после залей поскорее водой! | Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками Все дети должны обязательно знать: Электроприборы нельзя выключать Тогда, когда руки мокры от воды. Такая халатность – шаг до беды! Руки ты вытри получше, дружок, Потом выключай самовар, утюжок. Шутить с электричеством очень опасно! Зачем же тебе рисковать понапрасну? |
Не разбрасывай вокруг острые предметы Если кнопки из коробки Разлетелись – собери, Если гвозди на дороге Ты увидел – подбери! Эти острые предметы Не должны быть на полу. Сам наступишь незаметно Иль на гвоздь, иль на иглу. | Не ешь незнакомые таблетки Все маленькие детки Обязаны узнать: Пилюли и таблетки Тайком нельзя глотать!... Ведь отравиться можно И даже умереть! Так будьте осторожней – Зачем же вам болеть? |
С целью закрепления усвоенных знаний, учащиеся оценивают ситуации, изображенные на рисунках слайдов 9 – 11: определяют, является ли данная ситуация опасной (поднимают карточку с красным цветом), в случае необходимости объясняют почему или формулируют правило, которое нарушают дети (ситуации учитель выбирает по своему усмотрению).
Текущая рефлексия: О каких важных правилах мы сейчас узнали на уроке?
Сигналы тревоги. Выполняются задания к с.83 учебного пособия. Закрепление знаний о сигналах тревоги осуществляется с помощью схемы на слайде № 12 на основе игры «Заверши фразу». Фразы для завершения:
Если пожар, нужно звонить по номеру…
Если кто-то незнакомый пытается проникнуть в квартиру, нужно звонить по номеру…
Если кто-то в семье заболел, нужно звонить по номеру…
Если утечка газа, нужно звонить по номеру…
Номера телефонов появляются на экране только после названия их учащимися.
После игры при наличии времени могут быть прочитаны стихотворения (авторы – Г. Шалаева, О. Журавлёва):
Если увидел пожар – зови на помощь Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай, И в «101» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! … | Не открывай дверь чужим людям Коль дверной звонит звонок – Посмотри сперва в глазок, Кто пришёл к тебе, узнай, Но чужим не открывай!... Если в дверь начнут ломиться – То звони скорей в милицию! |
Текущая рефлексия: О чем мы сейчас говорили? Почему нам так важно знать сигналы тревоги?
Учитель советует учащимся понаблюдать за собой, соблюдают ли они правила безопасного поведения в доме.
Итоговая рефлексия:Чему был посвящен урок? Что мы узнали на уроке? Что бы вы сказали детям, которые не знают и не выполняют правила безопасного поведения в доме?«Зажгите светофор»: поднимите карточку с зеленым цветом те, кто доволен сегодня своей работой, считает ее успешной.
ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
Урок 21. Ранняя весна. Весна – время пробуждения растений(проводится, если нет возможности по разным причинам провести экскурсию)
Цель:сформировать представление о причинах весенних изменений в неживой природе и в жизни растений.
Задачи: продолжить формировать умения объяснять и устанавливать причинно-следственные связи в природе, убеждение в том, что в природе все взаимосвязано;
– обеспечить формирование представлений о раннецветущих растениях, учить различать несколько раннецветущих растений;
– формировать представление о правилах безопасного поведения на водоемах, побуждать учащихся к их выполнению;
– организовать ситуацию, обеспечивающую формирование способности видеть и сохранять красоту природы;
– создать условия для развития умений сравнивать, способности к плодотворному взаимодействию (коммуникации) при выполнении учебных заданий, обогащению словарного запаса.
Основные ожидаемые результаты: учащиеся перечисляют признаки наступления весны в неживой природе и в жизни растений, объясняют причины весенних изменений в неживой природе и в жизни растений; различают несколько раннецветущих растений; объясняют необходимость выполнения правил поведения на водоемах весной.
Оборудование:мультимедиапрезентация, рисунки раннецветущих растений, картина с изображением природы ранней весной, разборная схема «Признаки весны в неживой природе», веточки ивы, березы, тополя, липы, карточки с заданиями.
Ход урока
Оргмомент.Демонстрируется слайд 2 с несколькими рисунками; учащиеся называют лишний рисунок, объясняют свой выбор (лишний рисунок веточки весной, так как остальные имеют отношение к зиме).
Актуализация ранее изученного учебного материала.Учитель спрашивает, чему учились учащиеся на прошлом уроке, учащиеся сообщают результаты своего наблюдения, т.е. соблюдали ли они правила безопасного поведения в доме. Демонстрируются слайды 3,4, учащиеся определяют, по какому номеру нужно звонить в том или ином случае.
Введение в новую тему, целеполагание. Учащиеся отгадывают предложенные загадки:
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) | Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ... (Весна) |
После отгадывания загадок называется тема урока. Учитель говорит о том, что весна по календарю уже пришла, но за окном еще зима. «Зима, видно, заколдовала фею Веснянку. Надо помочь Веснянке, освободить ее от чар зимы. Для освобождения Веснянки нужно отправиться в далекое путешествие. Согласны? А поможет нам в этом вот этот чудесный волшебный паровозик со своими вагончиками (демонстрируется слайд 5). На каждой станции мы будем пересаживаться в новый вагончик. Чтобы в пути мы не скучали, в каждом вагончике приготовлены нам интересные рассказы, а также задания. Итак, в путь! Помогать нам в нашем путешествии будет вот это Солнышко».
Станция «Проталинка». Доехать до этой станции нужен билет, а чтобы его дали, надо выполнить несколько заданий. Первое задание: Как называется первый месяц весны? Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? / (Март) |
Второе задание: Что такое проталина? (участок земли с оттаявшим снегом или участок земли, где растаял снег). Рассмотрите рисунки (слайд 6). Назовите признаки наступления весны в неживой природе. (В случае отсутствия возможности использовать мультимедиапрезентацию, работа организуется с рисунком на с. 46 учебного пособия или картиной аналогичного содержания).
Объявляется игра «Почемучка», в которой главный вопрос «Почему?». Учащиеся отвечают на вопросы: Почему тает снег и появляются проталины? (Становится теплее). Почему становится теплее? (Солнце светит ярче, греет сильнее). Обращается внимание детей на то, что зимой они шли в школу, когда было темно, а сейчас уже заметно светлее. Что это означает? (Что дни стали длиннее). Почему появляются первые звонкие ручейки на дорогах? (Потому что снег быстро тает.) Если учащиеся работают в быстром темпе можно предложить можно спросить, что изображено на верхнем рисунке (сосульки). Что происходит с ними днем? (Тают и капли воды падают на землю). Таяние сосулек весной называется капелью. Капель – это еще один признак наступления весны в неживой природе. Но капель не только радует человека, так как сообщает о приходе весны. Сосульки опасны для человека, потому что могут отломаться и упасть человека, нанести травму. Отсюда правило: нужно обходить осторожно те места, где висят сосульки, особенно большие.
Далее читается текст на с. 44 учебного пособия, учащиеся отмечают, какие признаки были ими названы, правильно ли они ответили на поставленные вопросы. Закрепление знаний осуществляется на основе содержания слайда 7 (лучше разборной схемы на доске аналогичного содержания; в этом случае текст печатается на отдельных листах, которые последовательно появляются на доске):
Текущая рефлексия: Накакой станции мы побывали? Что узнали благодаря нашему «путешествию»?
Сообщается, что все успешно добрались до нужной станции, объявляется название новой станции – «Ледоход» (слайд 8). «Обычно ледоход на наших реках начинается в апреле. Этот месяц называют месяцем большой воды, возникает вопрос – почему?» – говорит учитель. Найти ответ на этот вопрос и другие нам предложат по дороге к этой станции». Затем выполняются первые два задания, предложенные к с. 45. Учитель уточняет, что представляет собой половодье (Весной тает снег, все больше воды стекает в реки, вода в реке поднимается и заливает окрестности). Теперь учащиеся могут объяснить, почему апрель называют месяцем большой воды. Можно спросить, зависят ли размеры половодья от того, сколько выпало снега зимой. (Да, если зима была снежной, и снег таял быстро, половодье особенно сильное).
Выясняется, что нельзя делать с приходом весны на водоемах. Демонстрируется слайд 9, с помощью рисунков и слов которого, учащиеся составят коллективный рассказ (или отдельные предложения) о том, что нельзя делать весной на водоемах.
Следующий слайд (№ 10) поможет учащимся ответить на вопрос, какая опасность может ожидать на водоемах весной или почему нельзя гулять, кататься на водоемах весной (тонкий лед, проруби).
Текущая рефлексия: Что узнали благодаря нашему «путешествию» к станции «Ледоход»?
Следующая станция «Пробуждение растений»(слайд 11).Задание к слайду 12: Рассмотрите рисунок. По каким признакам вы узнали, что на рисунке изображена ранняя весна? Назовите признаки пробуждения растений весной. (Набухают почки, появляются первые цветущие растения). Почему растения пробуждаются весной? (Стало тепло.) Назовите растения, изображенные на рисунке.У некоторых растений маленькие цветочки собраны в сережки. Назовите, у каких растений ранней весной появляются сережки. (Береза, орешник, ива; могут быть названы также осина, тополь, ольха). Орешник, ива – это кустарники, а береза что? (Дерево). Заметили ли вы, что раньше появляется у изображенных деревьев и кустарников: цветки или зеленые листья? (Цветки). Учитель сообщает, что многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев, так их цветки более заметные для насекомых. Раньше других растений встречает весну ива. В марте на иве появляются серебристые «пуховички», напоминающие сережки. Цветки ивы скоро наполнят сладким ароматом леса, берега рек. Пчелы начнут собирать с них пыльцу и нектар. Если возможно, демонстрируется веточка ивы с набухшими или распустившимися почками.
Цветки березы, осины, ольхи и др. опыляются с помощью ветра. Если бы эти растения зацветали тогда, когда распустились листья, то большая часть пыльцы застряла бы в листьях, и опыления бы не произошло, не образовались бы плоды.
Далее учитель может продемонстрировать две веточки – одну с набухшими почками (например, веточку ивы или тополя, осины) и вторую – со спящими). Учащимся предлагается сравнить веточки и установить, какая веточка уже «проснулась», а какая нет. Можно обратить внимание, что из набухших почек выглядывают нежные маленькие зеленые листочки, которые располагаются на совсем крохотных стебельках. Еще раз подчеркивается, что набухшие почки и появление первых цветущих растений – это признаки пробуждения растений весной.
Текущая рефлексия: Что мы узнали на станции «Пробуждение растений»?
Станция «Раннецветущие растения или подснежники» (слайд 13).Сначала учащиеся разгадывают загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. / Весна.
Выясняется, какие растения называются раннецветущими или первоцветами. Эти растения называют также подснежниками, так как расти они начинают еще под снежной «шубой» и зацветают тогда, когда еще лежит снег. Читается текст на с. 46. Затем учащиеся распознают с помощью рисунков учебного пособия на с. 47 растения, изображенные на слайде 14 или на предложенных учителем рисунках. Учитель сообщает интересную информацию об одном из растений, а также то, что ветреница лесная и прострел луговой являются редкими растениями, поэтому занесены в Красную книгу РБ.
При наличии времени учащиеся выполняют затем задание (дано на слайде 15; работа в парах): Рассмотрите рисунки раннецветущих растений. Отметьте зеленым кружком растения, которые назывались в тексте. Цель задания – создать условия для формирования умений распознавать растений, развития памяти, внимания.С помощью эффектов анимации (тот же слайд) учащиеся проверяют правильность выполнения предложенного задания.
После выполнения читается стихотворение на с. 47 учебного пособия, выполняются задания 3, 4 к с. 47.
Текущая рефлексия: Накакой станции мы побывали? Что узнали на этой станции? Чему учились?
Объявляетсяконечная станция «Веснянка»и последнее испытание.Сначала организуется игра «Верно ли, что …»: если учащиеся считают верными высказывания учителя, стучат по парте пальчиками, если нет, встают. Примерное содержание высказываний:
Признаки наступления весны в неживой природе: яркое солнце, проталины, звонкие ручейки, капель.
Весной солнце опускается ниже над землей. (Нет)
Нельзя кататься, гулять весной на водоемах.
Раннецветущие растения – это ветреница, перелеска благородная, прострел луговой. Какое еще растение вы можете назвать? (мать-и-мачеху).
Нельзя рвать раннецветущие растения, потому что они являются единственным кормом для вылетающих насекомых.
Раннецветущие растения – украшение природы.
Учитель говоритотом, что учащиеся прибыли на конечную станцию, успешно справились со всеми заданиями, поэтому им удалось расколдовать Веснянку (демонстрируется первый рисунок на слайде 16). Далее появляются остальные рисунки на этом слайде, учитель говорит «Весна идет, встречайте весну!».
На фоне демонстрации слайдов читаются стихотворения (на выбор):
Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она, И ей невольно улыбнулась. / Ф. Тютчев | Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. / А. Плещеев |
Итоговая рефлексия.Используется прием «Погода»: учащиеся выбирают погоду, которая преобладала у них на протяжении урока.
Ясно | Переменно | Облачно |
Рис. 3. Карточка для использования приема «Погода»
В заключение урока учитель предлагает сказать спасибо друг другу за интересную и успешную работу, а также нашему Солнышку, которое помогло нам расколдовать весну.
Дополнительный материал к уроку:Многие из раннецветущих растений цветут до распускания листьев на деревьях. В это время в лесу очень светло, много солнечного света. Вот растения и используют светлые деньки для своего развития.
У ветреницы лесной – цветок состоит из пяти лепестков, кроме того, отличается более крупными (примерно в три раза) размерами, расположен на длинной цветоножке. В отличие от предыдущего вида, растение встречается редко, занесено в Красную книгу Республики Беларусь. В ясный день цветок всегда обращен к солнцу. В сырую погоду и на ночь цветок закрывается и поникает. Название растения происходит оттого, что цветок на тонком стебельке качается даже от слабого ветра.
Перелеска благородная или печеночница.Появляется это растение в лесу прямо из-под снега. Цветки его похожи на маленькие ярко-голубые звездочки из-за того, что внутри цветка расположено много красивых белых тычинок, которые украшают его. Необычные листья у этой травки – всю зиму под снегом зимуют зелеными. Да и форма у них необычная – разделены на три части-лопасти и напоминают печень. К тому же и само растение используется при заболеваниях печени. Отсюда и научное название растения. Осторожно, растение ядовитое!
Прострел луговой или сон-трава.Цветок его по форме напоминает колокольчик. Лепестки цветка фиолетовые, а серединка цветка – желтая. Стебелек растения покрыт серебристыми волосками, поэтому очень пушистый. Покрывающие цветок пушистые волоски защищают растение от холода и дневного перегрева. Благодаря волоскам растение буквально серебрится на солнышке и радует нас своим сверканием. Листья растения по форме напоминают перо (перистые). Зацветает одним из первых. Встречается редко, занесено в Красную книгу РБ.
Мать-и-мачеха.У мать-и-мачехи два «лица» – весеннее и летнее. Весеннее «лицо» – желтые цветки-корзинки на коротких с чешуйками стебельках. Зацветает растение очень рано. Цветки его – прекрасное угощение для пчел в то время, когда другие растения еще не цветут. После цветения образуются белые шарики-пуховички. Листья – второе «лицо», летнее. Появляются они в конце мая – начале июня, когда цветение заканчивается. Листья крупные, необычные: сверху зеленые, гладкие и холодные (как мачеха), а снизу беловатые, опушенные и теплые (как мать). Одна сторона греет, другая холодит. Растение целебное, используется для лечения простудных заболеваний, особенно при кашле.
Экскурсия (или целевая прогулка) 21. Ранняя весна. Весна – время пробуждения растений
Цель:организовать наблюдения за изменения в неживой природе, за пробуждением растений, изменениями в жизни животных (птиц, насекомых).
Задачи: создать условия для формирования умений различать растения и животные ближайшего окружения;
– содействовать развитию наблюдательности, способности замечать красоту весенней природы, интереса к изучению природы;
– учить выполнять правила природоохранного поведения в природе, организовать ситуацию, направленную на оказание помощи птицам, формирование гуманного отношения к ним.
Оборудование: корм для птиц, иголка, комочек глины для замазки ран, фотоаппарат.
Методические рекомендации учителюпо проведению экскурсии
Экскурсию, предложенную в учебной программе и тематическом планировании, целесообразно заменить уроком в том случае, если в природе нельзя еще наблюдать признаки наступления весны. В дальнейшем можно провести экскурсию (в этом случае в рамах внеклассной работы), в процессе которой организуется наблюдение за необходимыми объектами. Экскурсия проводится в марте, как только на деревьях начинают набухать почки. В классе учитель, как и в предыдущих случаях, знакомит учащихся с задачами прогулки или экскурсии, напоминает о правилах поведения.
Перед весенней экскурсией или прогулкой можно предложить следующие исследовательские задания: Мы наблюдали с вами зимой грачей, галок, воробьев, ворон, синиц. Изменилось ли их поведение с приходом весны? Какие перелетные птицы уже прилетели с теплых краев? Каких насекомых можно уже встретить в природе? В качестве исследовательской задачи можно использовать и другую ситуацию. По календарю весна наступает 1-го марта, но в природе она наступает позже. Замечено, что о наступлении весны в природе свидетельствует начало движения сока у березы и клена. Интересно, наступила ли уже весна в природе? Как это проверить? (На экскурсии можно осторожно проколоть ветку дерева острым предметом и понаблюдать, выделяется ли сок.После того, как проверка будет осуществлена, прокол (ранку) нужно замазать глиной). Проверить, началось ли сокодвижение у березы и клена – это и есть наша задача.
Учитель отмечает, что птиц нужно подкармливать не только зимой, но и ранней весной, так как