Тема: Возрастные особенности висцеральных систем организма

(17-20 декабря)

Тематика рефератов, презентаций и методические рекомендации

По их выполнению

1. Функциональное созревание зрительной сенсорной системы.

2. Функциональное созревание слуховой и вестибулярной сенсорных систем.

3. Функциональное созревание двигательной сенсорной системы.

4. Возрастные особенности системы крови.

5. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

6. Возрастные особенности дыхательной системы.

7. Возрастные особенности органов выделения.

8. Возрастные особенности строения и функций кожи.

9. Возрастные особенности органов пищеварения.

10. Особенности обмена веществ и энергии в организме детей и подростков.

11. Возрастные особенности скелета детей и подростков.

12. Возрастные особенности мышечной системы детей и подростков.

13. Влияние наследственности и окружающей среды на физическое и функциональное развитие организма.

14. Возрастные особенности управления движениями.

15. Особенности возрастного развития физических качеств.

Методические рекомендации по выполнению и оформлению реферата

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Этапы работы над рефератом

1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы

Выполнение этого этапа начинается с поиска источников (работа с систематическими и алфавитными каталогами библиотек). Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. Подготовительный этап работы завершается созданием конспекта, фиксирующего основные тезисы и аргументы. По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Изложение результатов

Текст реферата должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

Устное сообщение

Студент представляет реферат публично на занятие. Выступление не должно быть более 5-7 минут.

Структура реферата

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, основную часть, библиографию, приложение (если оно имеется).

Титульный лист (заполняется по единой форме).

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (содержание), в котором указаны названия всех разделов реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники.

Приложение может включать графики, таблицы.

Библиография (список литературы) указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата

Объем реферата от 8 до18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А4.

Шрифт: гарнитура – Times New Roman, начертание – обычный, размер – 14, в некоторых случаях допускается полужирное и курсивное начертание.

Абзац: выравнивание (заголовок – по центру, основной текст – по ширине), межстрочный интервал – одинарный, первая строка – абзацный отступ – 1,25 см.

Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.

Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении (содержании).

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема: Физиология вегетативной нервной системы

(отчет 4 октября)

Конспектирование в рабочей тетради

Работа предполагает составление конспекта-схемы по заданным вопросам в отдельной тетради и собеседование с преподавателем.

1. Морфофункциональные особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы (центральная и периферическая части отдела; ганглии; преганглионарные и постгангионарные нервные волокна; природа медиаторов).

2. Морфофункциональные особенности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (центральная и периферическая части отдела; ганглии; преганглионарные и постгангионарные нервные волокна; природа медиаторов).

3. Физиологические эффекты возбуждения симпатических нервов.

4. Физиологические эффекты возбуждения парасимпатических нервов.

5. Взаимосвязь соматических и вегетативных функций в процессе жизнедеятельности.

6. Изменения вегетативной регуляции при мышечной деятельности.

Тема: Физиология системы крови

(отчет 25 октября)

Глоссарий базовых понятий

Работа выполняется в отдельной тетради. Обязательным условием для получения зачета по этому виду самостоятельной работы является написание диктанта физиологических понятий.

Система крови; периферическая кровь; гематокрит; буферные системы крови; сыворотка крови; ацидоз (мышечный ацидоз); алкалоз; раствор изотонический; раствор гипотонический; раствор гипертонический; гемолиз; миоглобин; кислородная емкость крови; оксигемоглобин; карбогемоглобин; лейкоцитоз (мышечный лейкоцитоз); лейкопения; лейкоцитарная формула; гемопоэз; гемопоэтины; органы кроветворения; органы кроверазрушения; гемостаз; адгезия; агрегация; ретракция; фибринолиз; агглютинины; агглютиногены; реакция агглютинации; иммунитет; фагоциты.

Количественные показатели: количество крови в организме человека; гематокрит; эритроциты; гемоглобин; лейкоциты; тромбоциты.

Наши рекомендации