Тема: Возрастные особенности висцеральных систем организма
(17-20 декабря)
Тематика рефератов, презентаций и методические рекомендации
По их выполнению
1. Функциональное созревание зрительной сенсорной системы.
2. Функциональное созревание слуховой и вестибулярной сенсорных систем.
3. Функциональное созревание двигательной сенсорной системы.
4. Возрастные особенности системы крови.
5. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
6. Возрастные особенности дыхательной системы.
7. Возрастные особенности органов выделения.
8. Возрастные особенности строения и функций кожи.
9. Возрастные особенности органов пищеварения.
10. Особенности обмена веществ и энергии в организме детей и подростков.
11. Возрастные особенности скелета детей и подростков.
12. Возрастные особенности мышечной системы детей и подростков.
13. Влияние наследственности и окружающей среды на физическое и функциональное развитие организма.
14. Возрастные особенности управления движениями.
15. Особенности возрастного развития физических качеств.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению реферата
Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Этапы работы над рефератом
1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
3. Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы
Выполнение этого этапа начинается с поиска источников (работа с систематическими и алфавитными каталогами библиотек). Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. Подготовительный этап работы завершается созданием конспекта, фиксирующего основные тезисы и аргументы. По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Изложение результатов
Текст реферата должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.
Устное сообщение
Студент представляет реферат публично на занятие. Выступление не должно быть более 5-7 минут.
Структура реферата
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, основную часть, библиографию, приложение (если оно имеется).
Титульный лист (заполняется по единой форме).
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (содержание), в котором указаны названия всех разделов реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники.
Приложение может включать графики, таблицы.
Библиография (список литературы) указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата
Объем реферата от 8 до18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А4.
Шрифт: гарнитура – Times New Roman, начертание – обычный, размер – 14, в некоторых случаях допускается полужирное и курсивное начертание.
Абзац: выравнивание (заголовок – по центру, основной текст – по ширине), межстрочный интервал – одинарный, первая строка – абзацный отступ – 1,25 см.
Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении (содержании).
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Тема: Физиология вегетативной нервной системы
(отчет 4 октября)
Конспектирование в рабочей тетради
Работа предполагает составление конспекта-схемы по заданным вопросам в отдельной тетради и собеседование с преподавателем.
1. Морфофункциональные особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы (центральная и периферическая части отдела; ганглии; преганглионарные и постгангионарные нервные волокна; природа медиаторов).
2. Морфофункциональные особенности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (центральная и периферическая части отдела; ганглии; преганглионарные и постгангионарные нервные волокна; природа медиаторов).
3. Физиологические эффекты возбуждения симпатических нервов.
4. Физиологические эффекты возбуждения парасимпатических нервов.
5. Взаимосвязь соматических и вегетативных функций в процессе жизнедеятельности.
6. Изменения вегетативной регуляции при мышечной деятельности.
Тема: Физиология системы крови
(отчет 25 октября)
Глоссарий базовых понятий
Работа выполняется в отдельной тетради. Обязательным условием для получения зачета по этому виду самостоятельной работы является написание диктанта физиологических понятий.
Система крови; периферическая кровь; гематокрит; буферные системы крови; сыворотка крови; ацидоз (мышечный ацидоз); алкалоз; раствор изотонический; раствор гипотонический; раствор гипертонический; гемолиз; миоглобин; кислородная емкость крови; оксигемоглобин; карбогемоглобин; лейкоцитоз (мышечный лейкоцитоз); лейкопения; лейкоцитарная формула; гемопоэз; гемопоэтины; органы кроветворения; органы кроверазрушения; гемостаз; адгезия; агрегация; ретракция; фибринолиз; агглютинины; агглютиногены; реакция агглютинации; иммунитет; фагоциты.
Количественные показатели: количество крови в организме человека; гематокрит; эритроциты; гемоглобин; лейкоциты; тромбоциты.