Межполушарная асимметрия и эмоции. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение.
Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциональным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) – при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражение эмоций (мимическое проявление) на левой половине лица. Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая – положительные эмоции. Эти различия (по некоторым данным) проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького. Из клиники известно, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены сильнее, при этом отмечается избирательное ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При левосторонних поражениях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражениями правого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроение и выявить эмоциональные компоненты речи других людей. Клинические наблюдения за больными с патологическим навязчивым смехом или плачем показывают, что патологический смех часто связан с правосторонними поражениями, а патологический плач – с левосторонними. Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с поврежденным правым полушарием страдает больше, чем у людей с поврежденным левым полушарием. Право- и левосторонние поражения по-разному влияют на временные аспекты эмоциональных явлений: с поражением правого полушария чаще связаны внезапные аффективные изменения, а с поражением левого – долговременные эмоциональные переживания. Каждое из полушарий обладает собственным эмоциональным «видением» мира. При этом правое полушарие, которое рассматривается как источник бессознательной мотивации, в отличие от левого, воспринимает окружающий мир в неприятном, угрожающем свете, но именно левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне. Таким образом, корковая регуляция эмоций осуществляется в норме при взаимодействии полушарий.
Самораздражение, инструментальный двигательный условный рефлекс, при котором животное активно (с помощью педали) раздражает электрическим током нервный субстрат положительных эмоций (так называемой зоны «поощрения», «награды», «удовольствия») в собственном мозге. Феномен С. был обнаружен у крыс американским учёным Дж. Олдсом и канадским — П. Милнером в 1954, а затем воспроизведён у кошек, собак, дельфинов, обезьян и других животных. В ряде случаев удалось показать связь С. с мотивациями голода, жажды, половой потребностью, что позволило рассматривать С. как искусственное (мнимое) «насыщение». В других случаях такой связи не наблюдалось, что свидетельствует об известной морфофизиологической самостоятельности нервного аппарата положительных эмоций в гипоталамусе и других отделах мозга. При раздражении глубоких отделов головного мозга человека в лечебных и диагностических целях пациенты нередко сообщают о возникновении у них сильных положительных переживаний, чувства удовольствия, душевного подъёма, что окончательно подтвердило связь феномена С. с мозговым субстратом положительных эмоций. Как специфическая форма поведения С. обладает характерными особенностями. Первые раздражения «центров удовольствия» электрическим током вызывают у животных поисковые движения, обнюхивание, усиленное исследование окружающей среды; в дальнейшем быстро вырабатывается навык С.: надавливание на педаль, замыкающую электрическую цепь. Продолжительное раздражение «центров удовольствия» делает это воздействие эмоционально отрицательным, и животное активно прерывает его, отходя от педали. При полном выключении электрического тока условный рефлекс С., как правило, быстро угасает: после нескольких проб животное перестаёт нажимать на педаль. Т. о., при С. не наблюдается симптомов стойкого привыкания, прекращение С. животные переносят спокойно. Изменения электрической активности мозга и деятельности внутренних органов (дыхание, пульс, кровяное давление и т. д.) при С. существенно отличаются от последствий раздражения «центров» отрицательных эмоций страха и боли, что позволяет говорить об особом состоянии эмоционально положительной активации высших отделов центральной нервной системы. С. — ценная экспериментальная модель для изучения физиологии положительных эмоций, их влияния на деятельность мозга и всего организма.
34.Проблема определения интеллекта в психологии. Символьное отображение стимула. Категоризация стимулов.
«Разумное» поведение, которое связано с развитием интеллекта, обычно противопоставляется инстинкту, хотя и в инстинктах, и в навыках, особенно на высших ступенях, имеются элементы разумности и интеллекта. «Разумность» поведения зависит от характера восприятия. Дифференцирование предметов в ситуации и реагирование на их соотношения – это первичная предпосылка интеллекта в широком, неспецифическом смысле слова. Развитие интеллекта также обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального.
Развитие интеллекта выражается не только в количественном, но и в качественных изменениях. Изменяются и форма, и содержание интеллектуальной деятельности – интеллектуальные операции погружаются в более глубокие слои сущего. Изменяются и другие формы поведения. Инстинкт переходит во влечение, а весь промежуточный процесс, от которого зависит, будет ли оно удовлетворено и как, при каких условиях, – переходит к интеллекту. Радикально меняется и навык: у человека появляются навыки, которые строятся целиком на основе интеллектуальной деятельности.
В психологии существуют различные теории и подходы к рассмотрению структуры интеллекта. В факторно-аналитической теории «генерального фактора» Ч. Спирмен рассматривает интеллект как «умственную энергию», уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого вида. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший – при выполнении сенсорных задач. «Групповые» факторы интеллекта: механическая, лингвистическая, математическая компетентность, те «специальные» факторы, которые вносят свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.
Согласно факторно-аналитической теории Кеттела существуют две разновидности интеллекта: «текучий», который зависит от наследственности и играет главную роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям; «кристаллизованный», в котором отражен прошлый опыт. С возрастом, а особенно после 40 лет, происходит снижение показателей «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» интеллекта остаются в норме.
2. Постулируется процесс самоотождествления, который состоит в том, что специфический паттерн возбуждения, порождаемый стимулом в одной или нескольких областях коры, посредством массированно-параллельных обратных связей передается опять на нейроны этих областей коры. Совпадающие (тождественные) паттерны возбуждения - порождаемый стимулом и передаваемый по обратным проекциям - складываются на одних и тех же нейронных структурах, вызывая их интенсивную разрядку. Этот циклический процесс акцентирует специфичность и увеличивает интенсивность отображения стимула, создавая наилучшие условия его категоризации распределенной долговременной памятью. Результат категоризации - символ или образ, физиологически выражается паттерном нейронной активности, который также включается в цикл самоотождествления, обеспечивая интенсивное отображение субъективного смысла сенсорных характеристик стимула. Символьное отображение стимула означает переход процесса восприятия с физиологического (объективного) на психический (субъективный) уровень. Теоретический анализ и экспериментальные данные показывают, что циклические процессы самоотождествления и символьной интерпретации сенсорных сигналов могут порождать феномен осознания.
3.Как известно, сенсорные системы передают в центральные отделы мозга гораздо больше информации о действующих стимулах, чем те могут переработать, а двигательная система в состоянии реализовать в данный момент. Этот закон «бутылочного горлышка» требует резкого сокращения притока информации, которое обеспечивается разными способами. Один из них —категоризация.
Категоризация — это группировка стимулов по тем или иным свойствам еще на стадии восприятия, благодаря чему целые их совокупности вызывают один и тот же ответ. Способность к такой группировке стимулов животные проявляют как в природных условиях, так и в эксперименте.
Категоризация составляет неотъемлемое свойство восприятия человека, которое обнаружено также и у многих животных, прежде всего человекообразных обезьян. Зоопсихологи неоднократно отмечали стремление шимпанзе классифицировать и соответствующим образом сортировать предметы обихода и игрушки (Иони в опытах Ладыгиной-Коте, 1923) или, например, фотографии людей и животных (Вики в опытах Hayes, Hayes, 1957).