Особенности растительного мира крыма. его состояние и охрана
Крым — один из районов нашей страны, где вопрос охраны природы стоит особенно остро. В век урбанизации, интенсификации производства, ускорения ритма жизни организация санаторного лечения и отдыха, массового туризма имеет общегосударственное значение. Поэтому роль Крыма как всемирной здравницы, одного из центров мирового туризма неуклонно возрастает. Ежегодно здесь отдыхают миллионы человек. Территория Крыма невелика, около 26 ООО кв. км. Площадь прибрежной и горной частей полуострова, где концентрируется большинство здравниц и туристических маршрутов — всего 7000 кв. км. Понятно, что рекреационные нагрузки на природу здесь настолько велики, что это может привести к необратимым процессам.
Природные условия Крыма очень разнообразны. Степные равнины северной части полуострова на юге сменяются горами. В горах же, на сравнительно небольшой территории, встречаются и тенистые лесные ущелья и прокаленные солнцем обнажения известняков и безлесные карстовые нагорья — яйлы. А приморские склоны Южного берега напоминают ландшафты средиземноморских стран.
Еще в начале прошлого века, когда ботаника начинала развиваться как наука, первые исследователи флоры Крыма с восторгом писали о ее богатстве и самобытности, задумывались о причинах ее своеобразия, связывая его с историческими особенностями формирования растительного мира полуострова. В результате многолетней работы ботаников флора Крыма к настоящему времени хорошо изучена, однако и сейчас здесь еще встречаются растения новые для науки.
Как нам уже известно, в Крыму насчитывается около 2775 видов высших растений (кроме мхов), имеется также большое число видов грибов, лишайников и водорослей, относящихся к низшим растениям. Распределены эти виды на территории полуострова весьма неравномерно. Преобладающее их большинство обитает в горных районах Крыма.
Если проанализировать общий состав крымской флоры, то окажется, что больше половины ее — виды средиземноморские, около 20% — растения Европы и умеренной зоны Азии, немногим более 10% — виды украинских и казахстанских степей. Изучение крымской флоры и ее географический анализ, выполненный исследователями В. П. Малеевым, Н. И. Рубцовым, Л. А. Приваловой и другими, выявили ряд интересных особенностей. Так, ботаниками установлено, что большое число эндемиков свидетельствует о сложившихся здесь своеобразных условиях окружающей среды, способствующих формообразованию. При этом значительную часть эндемичных видов составляют неоэндемики (новые эндемики), возникшие в сравнительно недавнее время, когда прервались континентальные связи полуострова с другими странами. Крым продолжает оставаться островом в биологическом отношении, так как засоленное побережье Сиваша представляет собой непреодолимую преграду для большинства растений. Некоторые из крымских эндемиков являются пока довольно обычными растениями (подснежник складчатый, ясколка Би- берштейна), другие приурочены к очень ограниченным местообитаниям и встречаются гораздо реже (лагозерис пурпуровый — только на меловых склонах в Бахчисарайском районе, тимьян побережный — на ракушечных песках Арабатской стрелки). Отдельные виды чрезвычайно редки, известны лишь в нескольких или даже единственном местонахождении (волчник крымский, смолевка яйлинская).
Главная отличительная черта всех эндемичных видов — их неповторимость, уникальность. Поэтому даже когда тот или иной эндемик сравнительно широко распространен в Крыму и даже произрастает обильно, надо помнить о миниатюрности самого полуострова и тех рекреационных нагрузках, которым он подвержен. Учитывая это, можно себе представить, насколько относительно это обилие и как легко в короткий срок обычный в Крыму вид может стать редким или даже полностью уничтоженным.
Эндемичные виды представляют не только научный интерес. Многие из них чрезвычайно ценны благодаря своим полезным свойствам. Теряя каждый такой вид, человечество невосполнимо обедняет свои растительные кладовые.
Близка к эндемикам группа растений с очень ограниченной областью распространения, представленной небольшими по площади участками в окружающих Черное море странах. Так, имеются крымско-кавказские, крымско-балканские, крымско-малоазиатские виды или растения, обитающие в Крыму, на Кавказе и в Малой Азии, или в Крыму, на Балканах и на Кавказе. Подобных видов насчитывается здесь около 190. Наличие их не только является ярким свидетельством восточносреди- земноморского происхождения флоры Горного Крыма, но служит подтверждением гипотезы о существовании Понтиды — материка, некогда возвышавшегося на месте современного Черного моря и впоследствии погрузившегося в его пучину. Особенности распространения растений и животных в прилегающих к Черному морю странах являются серьезным доводом в пользу этой гипотезы.
Чрезвычайно интересной группой растений являются реликтовые виды, сохранившиеся от прошлых геологических эпох, живые свидетели истории. Они представляют особую ценность для науки, так как позволяют воссоздать отдельные вехи истории развития растительного мира на Земле.
Характерной особенностью крымской флоры является то, что около 350 видов — растения малочисленные, встречающиеся редко и в небольшом количестве экземпляров. Именно эти виды легко могут быть уничтожены, а среди них есть растения очень ценные в научном и хозяйственном отношении. Вот эта уязвимость уникальной крымской флоры требует принятия срочных и действенных мер по охране зеленого богатства полуострова.
С сожалением приходится признать, что практических, действенных мер по предотвращению всех случаев неразумного вмешательства человека в природные процессы пока принимается недостаточно. В результате в природе нарушаются сложные взаимоотношения, сложившиеся в процессе длительной эволюции.
Так, в результате практиковавшейся прежде неограниченной рубки крымские дубняки сильно деградировали. Сейчас это главным образом низкоствольные леса, состоящие из деревьев порослевого происхождения. В восточной части Южного берега леса в свое время были вырублены вообще, а теперь приходится тратить большие средства на облесение сухих голых холмов, где интенсивно развиваются процессы эрозии. В значительной степени уничтожены можжевеловые леса Южного берега, они сохранились лишь в нескольких урочищах. Даже в недалеком прошлом при строительстве санаторно-курортных комплексов продолжали вырубать остатки этих реликтовых лесов. Развитие жилищного и курортного строительства, создание карьеров по добыче камня, разветвленной сети автомобильных дорог, проведение берегоукрепительных работ — все эти формы хозяйственной деятельности связаны с уничтожением растительности: непоправимым нарушением ландшафтов. Массовая и недостаточно квалифицированная заготовка лекарственных растений в ряде случаев приводит к быстрому оскудению их запасов. Так, на Арабатской стрелке из-за неограниченного использования уничтожены заросли чрезвычайно ценного растения — солодки голой. В настоящее время больших масштабов достигла частная торговля красиво цветущими растениями местной флоры. При этом уничтожаются не только цветы, что сильно сокращает возможности семенного размножения; для продажи часто выкапываются луковицы и клубни. Все это приводит к полному исчезновению растений в тех местах, где в недалеком прошлом они были обычными.
В Крыму есть еще один мощный фактор наступления человека на природу — это туризм. Сознательность туристов часто оставляет желать лучшего. Об этом говорят свалки мусора на привалах, вырубленные для установки палаток деревца, пожары от незатушенных костров. Да и сама «технология» туризма еще не отработана: далеко не везде имеются хорошо оборудованные стоянки, мусоросборники, специальный инвентарь и многое другое, что могло бы заметно уменьшить захламленность, вред, наносимый лесу. Однако надо иметь в виду, что даже в идеальном случае, при прекрасной организации туризма и высокой культуре поведения туристов, сама их многочисленность отрицательно влияет на природу. Ведь не зря Н. Ф. Реймерс и Ф. Р. Штиль- марк писали: «Турист неизбежно несет с собой в заповедник много беспокойства: прошел один человек — взлетела птица с гнезда, прошел другой — еще раз взлетела, прошел третий — взлетела и не вернулась; пропала кладка, погибло гнездо с птенцами. Прошло сто человек — не стало птиц, прошла тысяча — исчезли звери, прошел миллион — исчезла растительность. Такова уж логика природы».
Таким образом, совершенно очевидна необходимость комплексной охраны этих территорий, тем более, что отдельные памятники природы являются одновременно и историческими памятниками (например, куэстовые горы, на которых сохранились пещерные города и древние укрепления). Многие памятники природы расположены группами, в непосредственной близости друг от друга, и было бы целесообразно объединить их в заповедные комплексы.