Высокий уровень - 20-24 балла; средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов.
Раздел «РИСОВАНИЕ»
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение изображать предметы по памяти | Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков». Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка) | Задание: послушай стихотворение Г. Лагздынь. ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР В коридорах шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки, А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ёжик, вишня, ночь, винтовка. Утка, заяц, помидор. Знаю я, зачем картинки: Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки. Чтобы помнили Алёшки, Где поставили сапожки, Чтоб Серёжка-карапуз Не остался без рейтуз! Вопросы: - Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают? - Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку? - По каким обозначениям узнают свой шкафчик? Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков. (Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов.) | 3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать. 2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом. 1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе |
Умение передавать сюжетные изображения | 1. Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, лето». Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»). Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки | 1 Задания: — Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето. - Скажите, за что мы любим лето? (Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».) Или задание: послушайте стихотворение Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы: - Что вы себе представили, когда слушали стихотворение? - Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе? Дети. Природа. - Как называется жанр живописи, изображающий картины природы? Дети. Пейзаж. - Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж. Художественное слово. Стихотворение Н. Зидорова «Лето». По тропиночке идёт Золотое лето. Переходит речку вброд, Птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, По цветному лугу, Носит радугу в косе, Заплетённой туго. Встанет, радостно вздохнёт - Ветер встрепенётся. Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся. Даже город навестит. Погостит - и ладно. Принесёт туда в горсти Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса. На асфальте - мокрый лист, Как письмо из леса. Пейзаж Если видишь на картине Поле, речку, лес и луг, Иль заснеженные дали Да с берёзками вокруг, Иль пустынную равнину, Или море, или пляж. Знай: такая вот картина Называется пейзаж! | 3 балла — ребёнок владеет способами графического изображения: - знает и умеет рисовать пейзаж; - передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом); - размещает изображение на листе в соответствии с реальным изображением (передний и задний план); - передаёт движения людей, прорисовывает мелкие детали, характерные особенности для передачи выразительных образов животных, растений; -проявляет самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения; -использует разные материалы, аккуратно закрашивает; - доводит работу до логического конца. 2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения: - знает, что такое пейзаж, но испытывает небольшие затруднения в его передаче; - присутствует незаконченность сюжета; - изображение по всему листу, есть неточности в передаче переднего или заднего плана рисунка; - незначительные искажения в передаче конструктивным способом изображения человека (животного), не всегда прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; - испытывает затруднения в передаче и соотношении объектов по величине; - свободное обращение с цветом, преобладает несколько цветов, но не использует цветовые оттенки; - использует в работе 1-2 вида материала; - технические навыки освоены недостаточно (закрашивает неаккуратно). 1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены) |
Знания о народно-прикладном искусстве. Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская | 1. Дидактическая игра «Узнай узоры». Материал: фрагменты узоров изученных росписей. 2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) | Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм | 3 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей) |