Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Рабочая программа

Наименование курса:Окружающий мир

Класс:

Уровень общего образования начальная школа

Учитель начальных классов Галацкова Марина Ибрагимовна,учитель 1 квалификационной категории

Срок реализации программы: 2014- 2015 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений

начальная школа «Планета Знаний» под редакцией И.А.Петровой М.:АСТ, «Астрель». 2012г.

Учебник: Окружающий мир.3 класс. В 2 ч. Г.Г.Ивченкова,И.В.Потапов.Е.В.Саплина,А.И.Саплин. М.: Астрель,2013г.

Рабочую программу составила ___________Галацкова Марина Ибрагимовна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 года) по учебному предмету «Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, А.И.Саплин, Е.В.Саплина,2011 г), требований к уровню подготовки обучающегося 3-го класса. С учетом особенностей региона (региональный компонент отражен в содержании заданий и упражнений (15-20 минут) и образовательного учреждения МОУ Большекандалинская СШ, а также в соответствии с базисным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недели; по 2 часа в неделю; 70 часов в год.

Особое значение предмета «Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нём.

Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи:

систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

социализация ребенка;

развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

формирование самостоятельной познавательной деятельности;

воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:

Человек и природа.

Человек и общество.

Правила безопасной жизни.

Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принципы:

дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;

целостности, ко­торый достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» поло­жено диалектическое единство системы «природа — чело­век — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для форми­рования у младших школьников представления о приро­де как едином целом, в котором все компоненты взаимо­действуют друг с другом;

развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;

гуманитаризации, который реализуется через расшире­ние социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и без­опасности жизнедеятельности;

культуросообразности, который предполагает: вклю­чение материала о достижениях культуры; воспитание у уча­щихся уважения к истории родной страны и бережного отно­шения к объектам культуры; осознание детьми непреходя­щей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;

спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопро­сам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неод­нократно возвращаются на последующих этапах, но на бо­лее высоком уровне;

вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный под­ход к каждому ученику и реализуется че­рез выделение инвариантного минимума содержания обра­зования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания началь­ного общего образования и требований к уровню подготов­ки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения получен­ных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проект­ной деятельности младших школьников. Проекты ориенти­руют детей на расширение знаний, выходящих за рамки со­держания учебника;

специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:

природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

человечество как многообразие народов, культур, религий;

международное сотрудничество как основа мира на Земле;

патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, маленькой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;

гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;

семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;

здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.

Учебно-тематический план

Разделы рабочей программы Кол-во часов Темы разделов рабочей программы Кол-во часов
Природа вокруг нас 8 ч Что нас окружает Экскурсии Что такое горизонт Ориентирование по компасу и местным признакам Явления природы Свойства тел и веществ   1 ч 3 ч 1 ч 1 ч   1ч 1 ч
Вода, воздух, горные породы и почва 16 ч Свойства воды Вода в природе Круговорот воды в природе Использование и охрана воды   Состав и свойства воздуха Явления природы. Воздух Охрана воздуха Горные породы Полезные ископаемые Использование, добыча и охрана полезных ископаемых Почва     Проектная деятельность     3 ч 3 ч 1 ч 1 ч   1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч   1 ч     1 ч
О царствах живой природы 16 ч Четыре царства живой природы Растения: разнообразие, части растения, дикорастущие и культурные растения, условия, необходимые для жизни Охрана растений Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания Охрана животных Грибы   1 ч 5 ч     1 ч 7 ч     1 ч 1 ч
Человек   11 ч Человек – часть живой природы Общее представление о строении и основных функциях организма человека Эмоции и темперамент   Проектная деятельность     1 ч 8 ч   1 ч   1 ч
Человек в обществе   Всего: 19 ч   70ч Народы нашей страны Путешествие по ленте времени Города России Кремль – центр города   Улицы города Герб – символ города Памятные места городов Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» Современный город   Москва – столица России Что такое государство. Человек – член общества Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте     1 ч 1 ч 2 ч 1 ч   1 ч 1 ч 1 ч 1 ч   1 ч   1 ч 3 ч   5 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Класс (70 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Человек (11ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (19 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Критерии оценивания

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5) использование критериальной системы оценивания;

6) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем.

Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Критерии оценки проверочных работ учащихся по окружающему миру.

«5» (отлично) «4» (хорошо) «3» (удовлетворительно) «2» (неудовлетворительно)
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы. Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям. Верное решение менее 60 процентов заданий.

В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.).

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:

1. Выразительный связный рассказ.

2. Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.

3. Знание терминологии, понятий по теме.

4. Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.

5. Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради)

Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):

1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.

2. Разнообразие источников информации.

3. Выразительный устный рассказ.

4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные», «Животные», «Растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;

глобус, карта России;

наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени;

портреты учёных России (М. Ломоносова, С. Королёв, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);

портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий президент России;

плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;

гербарии растений разных природных сообществ;

демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;

демонстрационные образцы приборов и инструментов;

энциклопедии, справочники, словари.

Электронно-программное обеспечение:

презентации по окружающему миру;

компьютер интерактивная доска;

магнитная доска;

  № Тема урока Дата
план факт
Природа вокруг нас (8 ч) Что нас окружает С.3-9    
Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы».    
Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»    
Что такое горизонт. Ориентирование по солнцу. Экскурсия «Ориентирование на местности» с.10-11    
Ориентирование по компасу и местным признакам. С.12-14    
Явления природы. С.15-17    
Свойства тел и веществ. Тест №1 по теме «Природа вокруг нас» С.18-21    
Проверочная работа №1 по теме: «Природа вокруг нас» С.22-23    
Вода, воздух, горные породы и почва (16 часов) Свойства воды в жидком состоянии. С.26-27    
Вода- растворитель. С28-29    
Свойства льда, снега и пара. С.30-33    
Родники. С.34-35    
Водоемы. С.35-38    
Облака,роса,туман, иней, изморозь. С.38-40    
Круговорот воды в природе.41-42    
Значение воды и её охрана. С.43-46    
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. С.47-50    
Свойства воздуха. С.51-53    
Ветер. С.54-55    
Охрана воздуха. С.56-57    
Горные породы. Полезные ископаемые. С.58-60    
Песок, глина, гранит, известняк. С.61-65    
Добыча и охрана полезных ископаемых. С.66-67    
Почва. С.68-72 Проверочная работа №2 по теме: «Вода, воздух, горные породы и почва».    
О царствах живой природы (16 часов) Четыре царства живой природы. С.78-79    
Строение растений. С.80-84    
Разнообразие растений. С.85-86    
Дикорастущие и культурные растения. С.87-88    
Жизнь растений. С.89-92    
Размножение и развитие растений. С.93-96    
Охрана растений. Контрольный тест. С.97-98 Проверка знаний за 2 четверть.    
Строение животных. С.99-100    
Разнообразие животных. С.101-105    
Домашние и дикие животные. 106-108    
Как животные воспринимают мир. С.109-111    
Передвижение и развитие животных. С.112-115    
Питание животных. С.116-119    
Размножение и развитие животных. С.120-123    
Охрана животных. С.124-125    
Грибы и бактерии. Проверочная работа №3 по теме « О царствах живой природы». С.126-130    
Человек (11 ч.) Человек – часть природы. С.6-10    
Кожа-наша первая «одежда» С.11-14    
Скелет. С.15-18    
Мышцы. С.19-21    
Кровеносная система. С.22-25    
Дыхание. С.26-29    
Питание и выделение. С.30-34    
Органы чувств. С.35-37    
Нервная система. С.38-43    
Эмоции и темперамент. Проверочная работа №4 по теме « Человек».С.44-45    
Физкультура и спорт. Проектная деятельность. С.46-47    
Человек в обществе (19 ч.) Народы нашей страны. С.50-52    
Традиции народов нашей страны. С.53-56    
Путешествие по ленте времени. С.57-60    
Города и сёла. С.61-64    
Названия городов. С.65-68    
Кремль- центр города. С.69-75    
Улицы города. С.76-79    
Герб- символ города. С.80-83    
Памятные места городов. С.84-87    
Экскурсия «Улицы ипамятные места родного города»    
Современный город. С.88-91    
Москва- столица России. С.92-95    
Что такое государство. С.96-100    
Конституция- основной закон нашей страны. С.101-104    
Права ребёнка. С.105-108    
Символы государства. Герб и флаг России. С.109-112    
Государственный гимн. С.113-116    
Государственные награды. Герои нашей Родины.С.117-121    
Проверочная работа №5 по теме «Наше государство» С.121-123    

Класс

Тест 1. Природа

А 1. Что относится к живой природе?

1) микробы

2) ручей

3) гора

4) снег

А 2.Что не относится к признакам живых организмов?

1) дыхание

2) рост

3) течение

4) питание

А 3.Какого царства живой природы не существует?

1) животные

2) цветы

3) бактерии

4) грибы

А 4.Как называется наука, изучающая живую природу?

1) астрономия

2) биология

3) экология

4) филология

В 1.Как называется прибор для изучения крошечных, не видимых глазом организмов?

1) телескоп

2) фоноскоп

3) ультразвук

4) микроскоп

В 2. Какое утверждение верно?

1) Природа не сможет существовать без человека.

2) Человек не сможет жить без природы.

3) реки относятся к живой природе.

4) Микробы – это неживая природа.

С 1. чем полезны бактерии?

1) помогают переваривать пищу

2) их добавляют в тесто

3) очищают воздух

4) делают из молока йогурт

Тест 2. Человек

А 1.Что отличает человека от других живых существ?

1) движение

2) рост

3) дыхание

4) разум

А 2. Какой орган у человека особенно развит по сравнению с другим организмом?

1) сердце

2) желудок

3) головной мозг

4) лёгкие

А 3. Что относится к внутреннему миру человека?

1) чувства

2) настроение

3) возраст

4) характер

А 4. Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

1) органы дыхания

2) органы чувств

3) органы пищеварения

4) органы кровообращения

В 1. Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

1) память

2) воображение

3) восприятие

4) внутренний мир

В 2. Что позволяет делать мышление?

1) запоминать

2) делать выводы

3) представлять

4) чувствовать

С 1. Что помогает человеку познавать окружающий мир?

1) восприятие

2) мышление

3) память

4) переживания

Тест 3. Общество

А 1. Что относится к характеристике семьи?

1) совместное хозяйство

2) свой язык

3) границы

4) государственные символы

А 2. Что относится к характеристике народа?

1) территория

2) национальный костюм

3) совместное хозяйство

4) столица

А 3. Что относится к характеристике страны?

1) государственные символы

2) жизнь под одной крышей

3) цвет кожи

4) национальные песни

А 4. Кто является главой государства в нашей стране?

1) император

2) король

3) президент

4) султан

В 1. Укажи резиденцию главы нашего государства.

1) Белый дом

2) Московский Кремль

3) Букингемский дворец

4) Эрмитаж

В. 2. Что общего имеют члены семьи?

1) отчество

2) имя

3) фамилию

4) возраст

С1. Что относится к символам государства?

1) танец

2) герб

3) язык

4) флаг

Тест 4. Мир глазами эколога

А 1. Что такое окружающая среда?

1) неживая природа

2) живая природа

3) всё, что окружает живое существо

4) окружающий человека мир

А 2. Что изучает экология?

1) дом человека

2) живую природу

3) связи между организмами и окружающей их средой

4) окружающий мир

А 3. Что является окружающей средой для лягушки?

1) водоём, насекомые, Солнце

2) сосна, Солнце, воздух

3) луг, планктон, вода

4) океан, планктон, вода

А 4. Укажи культурное травянистое растение.

1) петрушка

2) одуванчик

3) крапива

4) лебеда

В 1. Укажи пример связи живой и неживой природы.

1) зайцы питаются растениями

2) для питания растениям нужен свет

3) белка ест семена ели

4) орёл – хищная птица

С 1. Что нарушили люди (текст на с. 22-23 учебника)?

1) связи между живой и неживой природой

2) связи между растениями и животными

3) связи между человеком и природой

4) связи между хищниками и растительноядными животными

Тест 5. Природа в опасности!

А 1. Почему исчезают многие виды животных?

1) не могут приспособиться к условиям обитания

2) их истребляют люди

3) их поедают другие животные

4) им не хватает корма

А 2. Какие действия взрослых помогают охране природы?

1) возделывание полей

2) строительство дорог

3) строительство очистных сооружений

4) строительство газопроводов

А 3. Как ты можешь помочь в охране лесов?

1) бороться с лесорубами

2) уничтожать гусениц

3) беречь книги

4) не ходить в лес

А 4. Как ты можешь в охране животных?

1) бороться с браконьерами

2) кормить животных

3) брать домой детёнышей животных

4) не ловить бабочек и жуков

В 1. Природа находится под строгой охраной в:

1) зоопарке

2) заповеднике

3) национальном парке

4) лесу

В 2. Природные музеи под открытым небом – это:

1) зоопарки

2) заповедники

3) национальные парки

4) дельфинарии

С 1. какие заповедники есть в нашей стране?

1) Остров Врангеля

2) Беловежская Пуща

3) Баргузинский

4) Астраханский

Тест 7. Воздух и его охрана

А 1. Какого газа в воздухе больше всего?

1) кислорода

2) углекислого

3) азота

4) водорода

А 2. Какой газ выделяют при дыхании живые существа?

1) кислород

2) водород

3) азот

4) углекислый

А 3. Какое свойство воздуха указано неверно?

1) прозрачен

2) голубого цвета

3) не имеет запаха

4) бесцветен

А 4. Что происходит с воздухом при нагревании?

1) кипит

2) расширяется

3) сжимается

4) превращается в воду

В 1. Почему растения не вымерзают зимой под снегом?

1) воздух при нагревании расширяется

2) воздух при охлаждении сжимается

3) воздух плохо проводит тепло

4) воздух прозрачен

В 2. Как ты можешь помочь в охране воздуха?

1) жечь костры

2) меньше дышать

3) сажать растения

4) не открывать окна

С 1. Как используют то, что воздух плохо проводит тепло?

1) зимой носят шерстяную и пуховую одежду

2) в помещениях ставят двойные рамы

3) молодые саженцы в садах укрывают снегом

4) душные помещения проветривают

Тест 8. Вода

А 1. Сколько воды в теле школьника, если его масса 30 кг?

1) 25 кг

2) 20 кг

3) 14 кг

4) 39 кг

А 2. Какое свойство воды указано неверно?

1) прозрачна

2) не имеет запаха

3) бесцветна

4) солёная на вкус

А 3. Как можно очистить загрязнённую воду?

1) нагревать

2) профильтровать

3) охладить

4) заморозить

А 4. Что происходит с водой при охлаждении?

1) ничего

2) расширяется

3) сжимается

4) мутнеет

В 1. Почему чай становится сладким, если добавить туда сахар?

1) вода прозрачная

2) вода – хороший растворитель

3) вода не имеет запаха

4) вода при нагревании расширяется

В 2. Какое вещество не растворяется в воде?

1) сахар

2) соль

3) глина

4) уксус

С 1. Для чего человек использует способность воды растворять многие вещества?

1) для мытья посуды

2) для приготовлении пищи

3) для охлаждения

4) для питья

Тест 10. Что такое почва?

А 1. Что такое почва?

1) верхний плодородный слой земли

2) слой земли на поверхности

3) слой земли, в который внесли удобрение

4) слой земли, в котором обитают животные

А 2. Что не входит в состав почвы?

1) песок

2) вода

3) дождевой червь

4) воздух

А 3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. наличие чего в почве это доказывает?

1) воздуха

2) солей

3) песка

4) перегноя

А 4. Что растения не могут получить из почвы?

1) воду

2) кислород

3) соли

4) солнечный свет

В 1. Чем богата плодородная почва?

1) перегноем

2) песком

3) глиной

4) известью

В 2. Почему почву трудно восстановить?

1) её разрушают животные

2) она медленно образуется

3) камни долго разрушаются

4) растения впитывают много минеральных солей

С 1. Какие действия человека наносят вред почве?

1) хищническая вырубка леса

2) распахивание почвы на больших участках

3) возделывание одних и тех же растений на одном участке

4) снегозадержание

Тест 12. Охрана растений

А 1. Какое растение занесено в Красную книгу?

1) ятрышник

2) ромашка

3) подорожник

4) клевер

А 2. Почему подснежники стали редко встречаться в природе?

1) из-за загрязнения окружающей среды

2) их поедают растительноядные животные

3) их обрывают ради красивых цветов

4) их вытаптывают

А 3. Какое растение является лекарственным?

1) волчье лыко

2) ветреница

3) пижма

4) купальница

А 4. Из какого растения люди делают ткани?

1) из подорожника

2) из гречихи

3) из тысячелистника

4) из льна

В 1. Что не является причиной исчезновения растений?

1) хозяйственная деятельность людей

2) ухудшение экологической обстановки

3) из них собирают букеты

4) поедание дикими животными

В 2. Почему из-за вырубки хвойных лесов исчезают белки?

1) они боятся людей

2) изменяется их окружающая среда

Тест 17. Организм человека

А 1. Какой орган относится к системе пищеварения?

1) сердце

2) кишечник

3) желудок

4) пищевод

А 2. Какой орган относится к системе кровообращения?

1) почки

2) лёгкие

3) сердце

4) мозг

А 3. К какой системе органов относится мозг?

1) к пищеварительной

2) к кровеносной

3) к нервной

4) к органам дыхания

А 4. Какая система органов управляет деятельностью организма?

1) нервная

2) пищеварительная

3) кровеносная

4) органы дыхания

В 1. Что такое система органов?

1) органы, которые находятся в одной части тела

2) органы, выполняющие общую работу

3) весь организм человека

4) органы, которые работают хорошо

В 2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

1) ботаника

2) зоология

3) биология

4) анатомия

С 1. Какие органы относятся к одной системе?

1) головной мозг

2) сердце

3) спинной мозг

4) нервы

Тест 19. Огонь, вода и газ

А 1. Как действовать при пожаре неправильно?

1) звонить в пожарную охрану

2) помогать выбраться младшим

3) дышать через мокрое полотенце

4) спрятаться в укромное место

А 2. Чего нельзя делать, если в доме прорвало трубу?

1) вызывать водопроводчика

2) перекрывать вентиль

3) устранять утечку самому

4) звонить родителям

А 3. Что нужно сразу сделать, если в квартире запахло газом?

1) убежать

2) зажечь спички

3) включит свет

4) открыть окна

А 4. Где должен лежать список телефонных номеров на случай опасности?

1) возле телефона

2) в портфел

Наши рекомендации