Условный защитный (мигательный) рефлекс
У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы окружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.
Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использовать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищалку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и роговицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.
Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до выработки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10—15 раз с интервалом не менее 5 с.
Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образовании условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может говорить о неправильно проведенном опыте или некоторой инертности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.
Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.
Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.
Практическая работа №2
Условный зрачковый рефлекс
При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.
Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затемнения глаза испытуемого.
Содержание работы. Исследование проводят на испытуемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя лицом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому закрыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлекса на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их индифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.
После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20—30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20—30 с, и т. д.
После 10—12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок — расширение зрачка несмотря на освещение глаза.
Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3—5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произнесите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расширение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".
Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдаемым фактам.
Практическая работа №3
Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов
Тип нервной системы — совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуальной жизни.
Сила нервных процессов — способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.
Уравновешенность — одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.
Подвижность — скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову—Гиппократу)
Сильный — уравновешенный — подвижный (сангвиник).
Сильный — уравновешенный — инертный (флегматик).
Сильный — неуравновешенный — подвижный (холерик).
Слабый — неуравновешенный — малоподвижный и инертный (меланхолик).
И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фенотип — склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связывал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип — с понятием "характер".
Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Оснащение: опросники.
Содержание работы. Ответьте на 42 вопроса, характеризующие силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность. Дайте ответы, выраженные в баллах. При оценке своих ответов пользуйтесь шкалой баллов.
Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы
Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы | Баллы |
Утвердительный ответ: | |
а) высшей степени б) средней степени в) малой степени Неопределённый ответ: Отрицательный ответ: а) малой степени б) средней степени в) высшей степени | +3 +2 +1 -1 -2 -3 |