ТЕМА: Типы пищеварения. Физиологические основы голода и насыщения. Пищеварение в ротовой полости и желудке.
Пищеварение – совокупность физико – химических процессов, обеспечивающих расщепление поступивших в организм сложных пищевых веществ на простые химические соединения, способные ассимилироваться (усваиваться) тканями.
Голод – это биологическая мотивация, возникающая в пищевом центре, сопровождающаяся отрицательными эмоциями о пищевой потребности. Центр голода – латеральные ядра гипоталамуса. Именно здесь происходит трансформация гуморальной пищевой потребности в пищевую мотивацию.
Пищевая мотивация – вызванное доминирующей пищевой потребностью побуждение организма, определяющее формирование пищевого поведения (поиск, добывание и поедание пищи). Субъективным выражением пищевой мотивации являются эмоции негативного характера: ощущение жжения, «сосания под ложечкой», тошнота, слабость, головная боль.
Аппетит (от лат. – стремление, желание) – это более сложная системная реакция организма, включающая в себя голодную мотивацию, отрицательные эмоции, положительные эмоции, связанные с предвидением будущего результата пищедобывательного поведения в акцепторе результата действия. Аппетит формируется на основе возбуждения нейронов коры больших полушарий и лимбической системы.
В полости рта происходит механическая (измельчение, смачивание, формирование пищевого комка) и начинается химическая обработка (под действием ферментов слюны) пищи. В полость рта впадают протоки трёх пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных и множества мелких желез, находящихся на поверхности языка и в слизистой оболочке нёба и щёк. Околоушные железы и железы, расположенные на боковых поверхностях языка, - серозные (белковые). Их секрет содержит много воды, белка и солей. Железы, расположенные на корне языка, твёрдого и мягкого нёба, относятся к слизистым слюнным железам, секрет которых содержит много муцина. Подчелюстные и подъязычные железы являются смешанными.
Пища из ротовой полости поступает в желудок, где она подвергается дальнейшей механической и химической обработке. Кроме того, желудок является пищевым депо. Механическая обработка пищи обеспечивается моторной деятельностью желудка, а химическая обработка осуществляется за счёт ферментов желудочного сока. Размельчённые и химически обработанные пищевые массы в смеси с желудочным соком образуют жидкий или полужидкий химус.
Слюна образуется в два этапа:
Первичная слюна образуется долями слюнных желез. Она изотонична и похожа по составу электролитов на плазму крови, но не идентична ей. Эта слюна возникает в результате секреции, а не как первичная моча – в результате фильтрации. В большинстве слюнных желез белок – переносчик, обеспечивающий перенос в клетку натрия, калия и хлора, встроен в мембрану клеток ацинуса..
На втором этапе в выводящих протоках из слюны реабсорбируются ионы натрия и хлора. Поскольку эпителий протока сравнительно непроницаем для воды, слюна в нём становится гипотоничной. Одновременно небольшое количество калия и гидрокарбоната выделяются эпителием протока в его просвет. По сравнению с плазмой крови слюна бедна ионами натрия и хлора, но богата ионами калия и гидрокарбоната.
Цель занятия:
1) знать:
- сущность пищеварения и его виды;
- пищеварение в полости рта;
- пищеварение в желудке;
- регуляцию слюноотделения, желудочного сокоотделения;
- структуру функциональной системы, поддерживающей питательные вещества;
- механизм голода и насыщения.
2) уметь:
- зарисовать схему главных отделов пищеварительного аппарата;
- проанализировать роль ферментов ротовой полости и желудка;
- правильно произвести пробы: Троммера и йодо – крахмальную.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Значение пищеварения для организма. Пищеварительные и непищеварительные функции.
2) Типы пищеварения.
3) Пищеварение в полости рта. Состав, образование и функции слюны.
4) Нервные и гуморальные механизмы регуляции слюноотделения.
5) Пищеварение в желудке. Функции желудка.
6) Состав и свойства желудочного сока. Функции соляной кислоты.
7) Фазы желудочной секреции.
8) Нервные и гуморальные механизмы отделения желудочного сока.
9) Моторика желудка. Регуляция моторики желудка.
10) Пищевой центр. Физиологические основы голода и насыщения. Пищевая мотивация. Аппетит.
11) Методы исследования деятельности желудочно-кишечного тракта.
12) Функциональная система, поддерживающая постоянство питательных веществ в крови (структура и динамика работы).
Задания для самостоятельной работы на занятии:
Практическая работа №1