ТЕМА: Кровь как внутренняя среда организма. Физиология форменных элементов крови. Свёртывающая и противосвёртывающая системы. Группы крови и резус-фактор.

Кровь – основная жидкая среда организма, постоянно движется в системе замкнутых кровеносных сосудов. Выполняет множество функций: газообменную, трофическую, экскреторную, защитную, креаторную, терморегуляторную и др. Состоит из жидкой части плазмы (55 – 60%) и форменных элементов (40 – 45%). Все форменные элементы крови проходят сложные пути дифференцировки, прежде чем превратятся из общей предшественницы – некоммитированной стволовой клетки в зрелые формы.

Эритроциты имеют вид розоватых округлых дисков, легко определяются по отсутствию ядра. Тромбоциты при малом увеличении выглядят в виде отдельных скоплений; каждый из них в неактивированном виде имеет дисковидную форму, а в активированном – шаровидную, с множеством цитоплазматических выростов. Лейкоциты представлены зернистыми и незернистыми формами.

Совокупность эритроцитарных (агглютиногены) и плазменных (агглютинины) белков определяет разделение крови на группы. Из многочисленных типов классификации наиболее распространена Янского – Ландштейнера (АВО) и резус – принадлежность (Rh+ и Rh-). Открытие групп крови и Rh – фактора сделало возможным её переливание от донора к реципиенту.

Поддержание жидкого состояния крови является обязательным условием сохранения гомеостаза. Антисвёртывающая система представлена совокупностью веществ, препятствующих образованию кровяного сгустка (тромб). Фибринолитическая система обеспечивает растворение уже образовавшегося тромба. При повреждении тканей и кровеносных сосудов активируется свёртывающая система – совокупность тромбоцитарных, тканевых и плазменных факторов, взаимодействие которых по каскадному принципу обеспечивает формирование тромба и остановку кровотечения.

Цель занятия:

1) знать:

- систему крови, её строение и физиологическое значение;

- белки плазмы крови и их функции;

- понятие о жёстких и пластических константах крови;

- гематокрит, вязкость, удельный вес, ph, осмотическое и онкотическое давление крови и факторы их определяющие;

- структуру молекулы гемоглобина, его функции и виды;

- функции, количество и значение форменных элементов крови;

- лейкоцитарную формулу;

скорость оседания эритроцитов (СОЭ);

- специфические и неспецифические механизмы защиты;

- системы групп крови, Rh – фактор;

- правила переливания и принцип определения групп крови;

- кровозамещающие растворы;

- регуляцию свёртывания крови.

2) уметь:

- производить забор крови из пальца;

- производить определение гематокрита;

- определять содержание гемоглобина – в абсолютных и в относительных единицах;

- производить подсчёт количества эритроцитов и лейкоцитов;

- производить определение СОЭ, гемолиза;

- определять группу крови в системе АВО (с помощью цоликлонов);

- рисовать схему коагуляционного гомеостаза.

Методическое и техническое оснащение занятия:

Основная литература:

1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.

2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.

3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.

4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.

5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.

6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.

Дополнительная литература:

1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.

2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.

3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.

4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.

Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:

1) Кровь как внутренняя среда организма. Состав, функции, свойства крови. Основные константы крови.

2) Плазма крови, ее состав. Значение белков плазмы крови. Функции. Липопротеины.

3) Осмотическое и онкотическое давление.

4) Активная реакция крови. Механизмы поддержания кислотно-основного состояния. Ацидоз и алкалоз.

5) Буферные системы крови.

6) Функциональная система, поддерживающая постоянство осмотического давления. Структура и динамика работы.

7) Функциональная система, поддерживающая постоянство форменных элементов крови. Структура и динамика работы.

8) Функциональная система, поддерживающая постоянство кислотно-основного состояния. Структура и динамика работы.

9) Эритроциты, их строение, свойства, количество и физиологическое значение. Гемолиз и его виды.

10) Гемоглобин, его состав. Количество гемоглобина в крови. Виды гемоглобина и его соединения с различными газами. Цветной показатель крови.

11) Лейкоциты, их количество, функции, свойства. Функции гранулоцитов и агранулоцитов. Лейкограмма.

12) Тромбоциты, их строение, количества, свойства. Функции и физиологическое значение.

13) Эритропоэз. Лейкопоэз. Тромбоцитопоэз.

14) Учение о группах крови. Агглютиногены и агглютинины. Определение групповой принадлежности крови. Переливание крови. Кровозамещающие растворы. Резус-фактор. Методика его определения.

15) Процесс свёртывания крови, его сущность и фазы. Виды гемостаза. Плазменные факторы свёртывания крови.

16) Понятие о противосвёртывающей системе. Фибринолиз.

Задания для самостоятельной работы на занятии:

Практическая работы №1

Наши рекомендации