ТЕМА: Регуляция сердца и сосудов. Методы исследования сердца и сосудов.
Сердечная деятельность динамично изменяется в соответствии с потребностями организма. Существует несколько путей регулирования – гемодинамический, нервный и гуморальный, работающие содружественно и согласованно. Согласно закону гемодинамической регуляции, сила сердечных сокращений прямо пропорциональна растяжению сердца во время диастолы. Внутрисердечная регуляция осуществляется интракардиальными периферическими рефлексами, внесердечная – центробежными вегетативными нервами сердца. Значительную роль в рефлекторной регуляции деятельности сердца играют рецепторные образования рефлексогенных зон кровеносных сосудов – дуги аорты, сонного синуса, верхней полой вены, правого предсердия, а также брыжейки, желудка, кишечника и др. Гуморальная регуляция опосредуется веществами, находящимися в крови и в тканях миокарда.
Работа сердца сопровождается рядом проявлений, которые можно зарегистрировать и использовать в качестве показателей его функционально состояния. Современные методы исследования многообразны – это электрокардиография (ЭКГ), мониторинг Холтера, компьютерный анализ показателей вариабельности сердечного ритма, эхокардиография (УЗИ сердца), рентгенокардиография и др.
Основными методами исследования сосудов являются сфигмография, флебография и плетизмография.
Цель занятия:
2) знать:
- регуляцию сердца и сосудов;
- характер влияния симпатической и парасимпатической систем на частоту, силу сокращения, проводимость и сократимость миокарда;
- механические, звуковые и электрические проявления деятельности сердца и методы их оценки;
- методы исследования сосудов.
2) уметь:
- объяснить механизм влияния гормональных факторов в регуляции сердца – катехоламинов, тироксина и др.;
- объяснить механизм влияния вагосимпатического раздражения на работу сердца лягушки;
- применить значимость закона Франка-Старлинга при различных функциональных особенностях организма;
- нарисовать ЭКГ и показать на ней зубцы, сегменты, интервалы.
Методическое и техническое оснащение занятия:
Основная литература:
1) Физиология человека под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. М.: Медицина, 1998 г.
2) Физиология человека. Курс лекций под редакцией Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Сотис, 1998 г.
3) Физиология. Курс лекций под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 2000 г.
4) Практикум по нормальной физиологии. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов, 1996 г.
5) Задания на самоподготовку к практическим занятиям по нормальной физиологии./ Под ред. Ю.Г. Ткаченко. Курск, 1993 г.
6) Руководство к практическим занятиям по физиологии./ Под ред. К.В. Судакова.- М.: Медицина, 2002 г.
Дополнительная литература:
1) Нормальная физиология: учебное пособие для студ. вузов: в 3-х томах. Частная физиология/ В.Н.Яковлев, И.Э. Есауленко, А.В. Сергиенко и др. Под ред. Яковлева В.Н. – М.: Академия, 2006 г.
2) Физиология человека: Учебник в 3-х томах./ М. Циммерман, В. Ениг, В. Вутке и др. Пер. с англ. Алипова Н.Н. и др. под ред. Костюка П.Г. – 2-е изд. доп., перераб.- М.: Мир,1996 г.
3) Словарь физиологических терминов. / Под ред. О.Г. Газенко. - М., " Наука ", 1987 г.
4) Учебные таблицы, видеофильмы, набор тестов.
Основные вопросы темы, подлежащие тестированию и обсуждению:
1) Иннервация сердца. Влияние симпатической и парасимпатической стимуляции на работу сердца.
2) Гемодинамическая регуляция. Закон Франка - Старлинга. Феномен Анрепа. Лестница Боудича.
3) Гуморальная регуляция сердечной деятельности.
4) Рефлекторная регуляция деятельности сердца.
5) Нервная и гуморальная регуляция сосудов.
6) Рефлекторна регуляция сосудов. Собственные и сопряжённые рефлексы.
7) Методы исследования сосудов (сфигмография, флебография, плетизмография, реография). Артериальный и венозный пульс. Факторы, определяющие движение крови по венам.
8) Методы исследования сердца (аускультация, фонокардиография и т. д.).
9) Электрокардиограмма: зубцы, сегменты, интервалы.
10) Возникновение электрического тока в сердце. Дипольная теория.
11) Электрическая ось сердца.
12) ЭКГ – отведения.
Задания для самостоятельной работы на занятии:
Практическая работа №1
Глазосердечный рефлекс (Ашнера) у человека
Наблюдение проводят на человеке. Суть рефлекса заключается в замедлении ритма сердца при надавливании на глазные яблоки, богатые афферентными окончаниями блуждающих нервов. Сильное механическое раздражение этих рефлексогенных зон приводит к повышению тонуса центров блуждающих нервов. Естественное тормозное влияние их ядер на сердце при этом еще более усиливается.
Цель работы: определить глазосердечный рефлекс Ашнера.
Содержание работы. Подсчитайте у испытуемого пульс. Попросите его закрыть глаза. Указательный и большой пальцы одной руки поместите на глазных яблоках (латеральные области) исследуемого и нерезко, постепенно надавливайте на них в течение 10—30 с.
Таблица 1. Данные ЧСС при надавливании и после прекращения воздействия на глазные яблоки
Показатель | Исходное значение | При надавливании на глазные яблоки | После прекращения воздействия | ||||||
5 с | 10 с | 20 с | 30 с | 5 с | 10 с | 20 с | 30 с | ||
ЧСС, уд. |
Примечание. Рефлекс Ашнера может быть положительным (замедление пульса); отрицательным (давление на глазные яблоки не вызывает ни замедления, ни ускорения пульса); извращённым (давление на глазные яблоки вызывает учащение пульса на 15—20 уд/мин).
Другой рукой подсчитывайте пульс. Через 10—30 с от начала надавливания можно наблюдать замедление пульса (на 8—10 уд/мин).
Пульс подсчитывайте в течение 30с 3—4 раза, продолжая подсчёт и после прекращения надавливания.
Оформление протокола. 1. Постройте по полученным данным таблицу. 2. Постройте по этим данным график: сплошной линией обозначьте исходные данные; пунктиром — во время воздействия; цветным — после окончания воздействия. 3. Сделайте заключение, в котором объясните происхождение и механизм глазосердечного рефлекса.
Практическая работа №2
Дыхательно-сердечный рефлекс (Геринга) у человека
Терминальные и дыхательные бронхиолы лёгких содержат механорецепторы блуждающих нервов. При значительном их растяжении (глубокое форсированное дыхание) афферентация от лёгких в центры продолговатого мозга резко усиливается, что, как и при раздражении других рефлексогенных зон блуждающих нервов, вызывает замедление работы сердца. Наблюдение проводят на человеке.
Цель работы: определить рефлекс Геринга у человека.
Содержание работы. Подсчитайте у испытуемого пульс. Затем предложите ему сделать серию глубоких и усиленных, до чувства легкого дискомфорта, дыхательных движений. В течение всего времени наблюдения подсчитывайте пульс и сравните его с исходным. У большинства людей регистрируется небольшое замедление пульса. При вегетативных нарушениях рефлекс может резко усиливаться.
Оформление протокола. Данные опыта занесите в тетрадь и объясните происхождение рефлекса Геринга.
Практическая работа №3
Электрокардиография (ЭКГ)
Электрокардиография - запись электрических явлений, связанных возникновением и распространением возбуждения в сердце.
Электрокардиограмму регистрируют с помощью 3-х стандартных биполярных отведений от конечностей: от правой и левой руки - 1-ое отведение, от правой pуки и левой ноги - 2-ое отведение, а также от левой руки и левой ноги - 3-е отведение. Кроме того имеются униполярные (усиленные) отведения от конечностей: от правой руки – аVR, от левой руки - aVL, от левой ноги - aVF и шесть грудных отведений по Вильсону – V1 –V6.
Цель работы: снять ЭКГ.
Оснащение: электрокардиограф (например, ЭК1Т-03), электроды, 5 — 10% раствор NaCI, марля. Объект исследования — человек.
Проведение работы. Подготавливают электрокардиограф к работе согласно инструкции. Испытуемого укладывают на кушетку. Подключив кабель отведения к электрокардиографу, на испытуемого накладывают электроды. Красный провод соединяют с электродом на правой руке, жёлтый - с электродом на левой руке, зелёный - с электродом на левой ноге, чёрный - с электродом на правой ноге, белый провод служит для соединения с грудными электродами. Для лучшего контакта между кожей и электродами помещают прокладки из марли или фильтровальной бумаги, смоченные в растворе NaCI и слегка отжатые.
Нажимая и отпуская кнопку «Успокоение», ручкой смещения нулевой линии выводят её на середину бумаги. Затем включают лентопротяжный механизм и, нажима на кнопку калибровки «I мV», записывают калибровочный сигнал. Ручкой регулятора чувствительности добиваются того, чтобы амплитуда сигнала составляла 10 мм.
Включив кнопку «Успокоение», переводят переключатель отведения в положение «I». Повторным нажатием устанавливают кнопку «Успокоение» в выключенное положение и производят запись ЭКГ в I, II и Ш-ем отведениях при скорости протяжки бумаги 100 или 50 мм/с. Аналогично записывают ЭКГ и в других отведениях.
Оформление протокола. ЭКГ, зарегистрированную в трёх стандартных отведениях, разрежьте и вклейте в протокол опыта. Отметьте соответствующими обозначениями вид отведений, зубцы и интервалы. Определите по ЭКГ продолжительность сердечного цикла (R-R), чacтотy сердечных сокращений (ЧСС) по формуле 60/R-R и положение электрической оси сердца. Определите амплитуду зубцов: Р, Q, R, S, Т. Измерьте интервалы Р-Q, Q-T. Сопоставьте полученные данные с типичной ЭКГ.
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:
Задача №1
Каково физиологическое значение «закона сердца» Франка - Старлинга для кровообращения?
Задача №2
Что произойдет с частотой сердечных сокращений после перерезки иннервирующих его симпатических нервов в эксперименте? О чём свидетельствует этот факт?
Задача №3
Какое положение занимает сердце, если амплитуда зубца R самая большая в III стандартном отведении?
Задача №4
Ниже приведены вещества, обладающие сосудорасширяющим и сосудосуживающим действиями. Назовите, какие из них относятся к вазодилататорам, какие к вазоконстрикторам: адреналин, ацетилхолин, ренин, гистамин, вазопрессин, кортизол, норадреналин, никотиновая кислота, брадикинин, ангиотензин II?
Задача №5
В эксперименте раздражается центральный конец перерезанного нерва Геринга. Как в этом случае изменится работа сердца и уровень АД?
Задача №6
Основными компенсаторными исполнительными механизмами функциональной системы при внезапном падении кровяного давления (обморок) являются повышение сосудистого тонуса и усиление работы сердца, которые приводят к нормализации АД. Чем вызвано нейрогенное сужение сосудов? Что вызывает нейрогенное усиление работы сердца? Назовите гормоны или БАВ, обеспечивающие гуморальное сужение сосудов. Назовите гормоны или ионы, вызывающие гуморальное усиление работы сердца.
ЗАНЯТИЕ №9