Оценка вегетативного обеспечения деятельности человека в условиях умеренного эмоционального напряжения
Эмоциональное напряжение, сопровождающее психическую деятельность, характеризуется мобилизацией вегетативных механизмов.
Оснащение: тонометр с фонендоскопом, секундомер, бланк с буквами (корректурный тест). Исследование проводят на человеке.
Цель работы: оценить вегетативное обеспечение деятельности человека в условиях умеренного эмоционального напряжения.
Содержание работы. У испытуемого в состоянии покоя определите АД (мм рт.ст.) и ЧСС (уд/мин). После этого предложите ему корректурную пробу-бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом и отметьте время начала работы с ней. Время работы — 5 мин. В течение каждой минуты испытуемый по заданию экспериментатора отыскивает в каждом ряду и вычеркивает слева направо определённую букву (например, "О"). Неоднократно прерывайте работу порицающей критикой с указанием "большого количества" ошибок, которые допускает обследуемый при "медленной" скорости работы, его недостаточной собранности и др. с целью создать у него состояние относительного напряжения.
После 1-й, 3-й и 5-й минут работы определите АД (мм рт.ст.) и ЧСС (уд/мин) с последующим расчётом ВИК (%). Регистрацию этих параметров повторите после окончания работы и отметьте, через сколько минут восстановятся исходные показатели.
О скорости работы судите по общему числу просмотренных за 5 мин знаков. О точности — по общему числу допущенных за 5 мин ошибок (незачёркнутые "заданные" буквы или неправильно зачёркнутые буквы).
Корректурная таблица
И | Н | О | Г | С | П | Ц | Э | О | И | Н | С | И | О | Ц | Э | Ц | О | П | Г | О | Н |
Г | Ц | С | И | О | П | Э | О | Г | И | Н | П | Ц | С | О | Э | Ц | Н | Г | И | П | О |
Э | И | О | С | Н | И | Ц | П | И | Г | Э | С | Ц | П | И | Г | О | Э | Г | И | Р | С |
П | Н | И | С | Ц | Г | Э | Н | Г | О | И | С | Ц | П | Г | И | П | Н | Э | С | О | С |
О | Н | Г | О | С | Э | Ц | О | П | Г | Н | Н | И | Ц | С | Э | С | О | Г | П | Ц | И |
Н | И | С | И | Г | И | П | И | Ц | И | Э | И | С | Н | Г | П | И | Ц | И | Н | Э | С |
С | П | Н | И | Ц | П | Г | П | Э | О | Г | П | Э | Ц | О | Г | С | Н | И | Ц | Э | С |
Г | П | Г | Н | О | Э | С | Ц | О | С | И | П | Ц | Н | Г | И | С | Э | Ц | Н | Г | О |
Н | П | И | Г | Ц | П | Г | Ц | П | И | Н | Э | Ц | С | О | Г | И | П | Н | О | С | Ц |
О | Ц | Е | С | Н | И | Г | Э | П | Э | С | Н | Г | О | Ц | Э | П | И | О | Ц | Э | И |
Н | П | П | И | Э | Ц | О | О | С | Ц | Г | Н | П | Ц | С | Э | Н | Н | П | И | Г | С |
О | Н | П | И | С | Э | Ц | Н | Г | О | П | Э | С | О | Ц | С | Н | Е | Ц | П | С | Г |
П | Н | Ц | И | Э | С | О | Ц | Н | П | И | Э | Ц | П | Н | И | Г | О | Ц | С | Г | П |
Г | И | П | Г | О | Э | Ц | С | И | Г | П | Э | Ц | И | Н | И | Г | Э | Ц | П | С | И |
Э | С | О | И | Ц | Н | Э | С | О | И | Г | П | Ц | Э | О | С | П | Г | Ц | О | С | Э |
Н | И | П | Г | Н | Э | Ц | Э | С | О | Ц | И | Н | О | П | И | Г | Ц | Э | С | О | И |
Г | Н | Н | П | О | Г | Э | Ц | С | И | Ц | Э | И | Г | П | Н | Ц | С | П | И | Н | Г |
И | Г | О | С | Ц | С | И | Н | Э | Ц | Н | П | И | Г | О | Э | Ц | С | И | Г | П | Н |
Э | И | С | Г | П | И | Ц | Э | Н | Г | О | П | И | С | Ц | Н | Г | О | Э | С | И | П |
Г | П | О | Ц | Н | Н | Г | П | О | Э | И | Ц | Н | Г | П | И | О | С | И | С | И | О |
Ц | Н | Г | Ц | Э | И | О | П | С | И | С | Н | Г | П | Ц | Э | Ц | И | С | О | Г | И |
Э | О | Г | Н | П | Ц | И | Э | О | П | Г | Н | Ц | С | О | И | Н | П | Г | Э | Ц | С |
Оформление протокола. 1. Заполните таблицу по результатам исследования (табл. 4).
Таблица 4.Результаты исследования при проведении пробы
Время работы, мин | Заданная буква | Количество букв, найденных за 1 мин. | Ошибка работы | Общее количество знаков, просмотрен-ных за 1 мин. |
1 - я 2 - я 3 - я 5 - я |
Примечание: ошибка работы – разность между должным и найденным количеством букв.
2. Результаты изменения АД до, вовремя и после оформите в виде таблицы (Табл.5).
Показатель | Исходные | Вегетативное обеспечение деятельности, мин | ||
значения | 1-я | 3-я | 5-я | |
АДс, мм рт. ст. АДд, мм рт. ст. ЧСС, уд/мин ВИК, % |
Таблица 5. Результаты измерения АД в динамике
3. Оцените характер вегетативного обеспечения деятельности на основании полученных данных:
- адекватное обеспечение: АДс повышено на 5—15 мм рт.ст., АДд не изменено или повышено на 5—10 мм рт.ст., ЧСС увеличено на 10—14 уд/мин; восстановление всех показателей к 3—5-й минуте;
- неадекватное обеспечение: избыточное (больший подъём АДс, ЧСС и особенно АДд, длительный — более 5 мин восстановительный период) или недостаточное (параметры практически не изменяются).
Ситуационные задачи для определения конечного уровня знания студентов:
Задача №1
Проклассифицируете по всем классификационным признакам рвотный рефлекс?
Задача №2
Каковы преимущества нервной регуляции в сравнении с гуморальной?
Задача №3
В чём проявляется явление спинного шока?
Задача№4
При раздражении коры собака совершает движения лапами. Какая область коры подвергается раздражению?
Задача №5
Животному введена большая доза аминазина, блокирующего активирующую систему ретикулярной формации мозга. Как изменится его поведение?
Задача №6
Почему при эмоциональном возбуждении у усталого человека увеличивается физическая работоспособность?
Задача №7
Почему у голодного животного снижается сила оборонительного рефлекса?
Задача №8
Какие нервные образования, входящие в состав ствола мозга, опосредуют влияние на двигательные центры двигательного мозга?
Задача №9
Животное поместили на вращающуюся платформу. В какую сторону повернётся голова животного, если вращать платформу по часовой стрелке?
Задача №10
У человека после огнестрельного ранения в область бедра на голени появилась трофическая язва. С чем это связано?
Задача №11
Возможны ли изменения пищевого поведения при раздражении или разрушении ядер гипоталамуса?
Задача №12
Как изменится поведение человека при массивном разрушении структур лимбической системы?
Задача №13
Как изменится диурез при раздражении осморецепторов гипоталамуса повышенным осмотическим давлением?
Задача №14
В какую фазу сна может увеличиваться симпатический тонус?
Задача №15
Распространение возбуждения в ЦНС имеет ряд особенностей, обеспечивающих приём, обработку информации и адекватный ответ мозга на множество разнородных воздействий внешней среды и внутренней среды организма. Как называется процесс распространения возбуждения от одного афферентного нейрона на многие интернейроны? Чем обеспечивается пространственная суммация импульсов? Что понимают под трансформацией ритма возбуждения? Что лежит в основе рефлекторного последействия?
Задача №16
Процессы возбуждения в ЦНС неразрывно связаны с процессами торможения, которые ограничивают, предотвращают или прерывают их. В ряде случаев тормозящее действие реализуется через специальные тормозные нейроны. Назовите специфические тормозные нейроны. Что вызывает медиатор тормозного нейрона на постсинаптической мембране?
ЗАНЯТИЕ №4