Оценка вегетативного обеспечения деятельности человека в условиях умеренного эмоционального напряжения

Эмоциональное напряжение, сопровождающее психическую деятельность, характеризуется мобилизацией вегетативных меха­низмов.

Оснащение: тонометр с фонендоскопом, секундомер, бланк с бу­квами (корректурный тест). Исследование проводят на человеке.

Цель работы: оценить вегетативное обеспечение деятельности человека в условиях умеренного эмоционального напряжения.

Содержание работы. У испытуемого в состоянии покоя определите АД (мм рт.ст.) и ЧСС (уд/мин). После этого предло­жите ему корректурную пробу-бланк с различными буквами в ко­личестве 40 рядов по 40 букв в каждом и отметьте время начала работы с ней. Время работы — 5 мин. В течение каждой минуты испытуемый по заданию экспериментатора отыскивает в каждом ряду и вычеркивает слева направо определённую букву (напри­мер, "О"). Неоднократно прерывайте работу порицающей крити­кой с указанием "большого количества" ошибок, которые допус­кает обследуемый при "медленной" скорости работы, его недос­таточной собранности и др. с целью создать у него состояние относительного напряжения.

После 1-й, 3-й и 5-й минут работы определите АД (мм рт.ст.) и ЧСС (уд/мин) с последующим расчётом ВИК (%). Регистрацию этих параметров повторите после окончания работы и отметьте, через сколько минут восстановятся исходные показатели.

О скорости работы судите по общему числу просмотренных за 5 мин знаков. О точности — по общему числу допущенных за 5 мин ошибок (незачёркнутые "заданные" буквы или неправильно за­чёркнутые буквы).

Корректурная таблица

И Н О Г С П Ц Э О И Н С И О Ц Э Ц О П Г О Н
Г Ц С И О П Э О Г И Н П Ц С О Э Ц Н Г И П О
Э И О С Н И Ц П И Г Э С Ц П И Г О Э Г И Р С
П Н И С Ц Г Э Н Г О И С Ц П Г И П Н Э С О С
О Н Г О С Э Ц О П Г Н Н И Ц С Э С О Г П Ц И
Н И С И Г И П И Ц И Э И С Н Г П И Ц И Н Э С
С П Н И Ц П Г П Э О Г П Э Ц О Г С Н И Ц Э С
Г П Г Н О Э С Ц О С И П Ц Н Г И С Э Ц Н Г О
Н П И Г Ц П Г Ц П И Н Э Ц С О Г И П Н О С Ц
О Ц Е С Н И Г Э П Э С Н Г О Ц Э П И О Ц Э И
Н П П И Э Ц О О С Ц Г Н П Ц С Э Н Н П И Г С
О Н П И С Э Ц Н Г О П Э С О Ц С Н Е Ц П С Г
П Н Ц И Э С О Ц Н П И Э Ц П Н И Г О Ц С Г П
Г И П Г О Э Ц С И Г П Э Ц И Н И Г Э Ц П С И
Э С О И Ц Н Э С О И Г П Ц Э О С П Г Ц О С Э
Н И П Г Н Э Ц Э С О Ц И Н О П И Г Ц Э С О И
Г Н Н П О Г Э Ц С И Ц Э И Г П Н Ц С П И Н Г
И Г О С Ц С И Н Э Ц Н П И Г О Э Ц С И Г П Н
Э И С Г П И Ц Э Н Г О П И С Ц Н Г О Э С И П
Г П О Ц Н Н Г П О Э И Ц Н Г П И О С И С И О
Ц Н Г Ц Э И О П С И С Н Г П Ц Э Ц И С О Г И
Э О Г Н П Ц И Э О П Г Н Ц С О И Н П Г Э Ц С


Оформление протокола. 1. Заполните таблицу по ре­зультатам исследования (табл. 4).

Таблица 4.Результаты исследования при проведении пробы

Время работы, мин Заданная буква Количество букв, найденных за 1 мин. Ошибка работы   Общее количество знаков, просмотрен-ных за 1 мин.
1 - я 2 - я 3 - я 5 - я        

Примечание: ошибка работы – разность между должным и найденным количеством букв.

2. Результаты изменения АД до, вовремя и после оформите в виде таблицы (Табл.5).

  Показатель   Исходные Вегетативное обеспечение деятельности, мин
значения 1-я 3-я 5-я
АДс, мм рт. ст. АДд, мм рт. ст. ЧСС, уд/мин ВИК, %        

Таблица 5. Результаты измерения АД в динамике

3. Оцените характер вегетативного обеспечения деятельности на основании полученных данных:

- адекватное обеспечение: АДс повышено на 5—15 мм рт.ст., АДд не изменено или повышено на 5—10 мм рт.ст., ЧСС увеличено на 10—14 уд/мин; восстановление всех показате­лей к 3—5-й минуте;

- неадекватное обеспечение: избыточное (больший подъём АДс, ЧСС и особенно АДд, длительный — более 5 мин вос­становительный период) или недостаточное (параметры практически не изменяются).

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знания студентов:

Задача №1

Проклассифицируете по всем классификационным признакам рвотный рефлекс?

Задача №2

Каковы преимущества нервной регуляции в сравнении с гуморальной?

Задача №3

В чём проявляется явление спинного шока?

Задача№4

При раздражении коры собака совершает движения лапами. Какая область коры подвергается раздражению?

Задача №5

Животному введена большая доза аминазина, блокирующего активирующую систему ретикулярной формации мозга. Как изменится его поведение?

Задача №6

Почему при эмоциональном возбуждении у усталого человека увеличивается физическая работоспособность?

Задача №7

Почему у голодного животного снижается сила оборонительного рефлекса?

Задача №8

Какие нервные образования, входящие в состав ствола мозга, опосредуют влияние на двигательные центры двигательного мозга?

Задача №9

Животное поместили на вращающуюся платформу. В какую сторону повернётся голова животного, если вращать платформу по часовой стрелке?

Задача №10

У человека после огнестрельного ранения в область бедра на голени появилась трофическая язва. С чем это связано?

Задача №11

Возможны ли изменения пищевого поведения при раздражении или разрушении ядер гипоталамуса?

Задача №12

Как изменится поведение человека при массивном разрушении структур лимбической системы?

Задача №13

Как изменится диурез при раздражении осморецепторов гипоталамуса повышенным осмотическим давлением?

Задача №14

В какую фазу сна может увеличиваться симпатический тонус?

Задача №15

Распространение возбуждения в ЦНС имеет ряд особенностей, обеспечивающих приём, обработку информации и адекватный ответ мозга на множество разнородных воздействий внешней среды и внутренней среды организма. Как называется процесс распространения возбуждения от одного афферентного нейрона на многие интернейроны? Чем обеспечивается пространственная суммация импульсов? Что понимают под трансформацией ритма возбуждения? Что лежит в основе рефлекторного последействия?

Задача №16

Процессы возбуждения в ЦНС неразрывно связаны с процессами торможения, которые ограничивают, предотвращают или прерывают их. В ряде случаев тормозящее действие реализуется через специальные тормозные нейроны. Назовите специфические тормозные нейроны. Что вызывает медиатор тормозного нейрона на постсинаптической мембране?

ЗАНЯТИЕ №4

Наши рекомендации