Чем живое отличается от неживого. Части 1 и 2
Чем живое отличается от неживого. Части 1 и 2
Мы разделили всю природу на Мир живого и Мир неживого. Но если по виду нам неясно, что перед нами: живой организм или неживой предмет, — как быть? Есть четыре главных признака, которыми обладает всё живое.
Всё живое умеет размножаться, расти, питаться и состоит из клеток. Но бывает, что неживые предметы по некоторым признакам похожи на живые. Во второй части урока мы разберём пару непростых случаев.
Царства живой природы. Части 1 и 2
Учёные делят живую природу на царства. Давайте разберемся, кто живет в этих царствах, и нарисуем их на карте Мира живого.
Четыре главных царства живой природы учёные открыли уже давно. А карта у нас что-то получилась совсем новенькая. Давайте-ка придадим ей вид измученный и дряхлый.
Признаки животных
Наше путешествие по Миру живого начнётся с Царства Животных. Давайте разберёмся, какими общими свойствами обладают жители этого царства.
Беспозвоночные
Царство Животных делится на две большие «области». Мы сначала будем знакомиться с беспозвоночными животными — то есть с теми, у кого нет внутреннего скелета.
Медузы, кораллы и актинии
Эти простые и древние беспозвоночные живут на нашей карте в одном и том же «районе». На первый взгляд они не кажутся родственниками. Но на самом деле устроены они довольно похоже.
Губки
Почти все животные двигаются, чтобы добывать себе пищу. Но вот губки умеют питаться, сидя на месте. Как они это делают, вы узнаете из видео.
06. Черви. Части 1 и 2
Дождевого червя видели все. А знакомы ли вы с червями, похожими на ленты, листики и птичьи перья?
Мы поговорили о червях, живущих в море и в почве. Но бывают и такие, которые поселяются в животе у человека. Роман Борисович расскажет, чем такие черви опасны и как ими не заразиться.
Брюхоногие моллюски
Этими непростыми научными словами называются существа, которых вы на самом деле хорошо знаете: улитки и их родственники.
Двустворчатые моллюски
Головоногие моллюски
Кто такие членистоногие
Членистоногие — самые разнообразные животные. Мы поговорим о четырех группах членистоногих: ракообразных, паукообразных, многоножках и насекомых. Но для начала давайте разберемся, что у всех них общего и почему их так назвали: «членисто-ногие».
Ракообразные
Из членистоногих мы первым делом познакомимся с родственниками рака.
Пауки
Пауки — не единственные представители паукообразных, но, наверное, самые вам знакомые. Роман Борисович расскажет, чем пауки похожи и какие из них водятся в нашей стране.
Клещи и скорпионы
Многоножки
10. Насекомые. Части 1 и 2
Зачем пчеле волосатые ноги? Чем раскрашены крылья бабочки? Почему гусеницы превращаются в куколок, а люди нет? На эти вопросы мы ответим в первой части урока.
Из второй части урока вы узнаете, что ест божья коровка, как жуки могут уничтожить целый лес и какая польза от комаров.
Иглокожие. Морские звёзды и ежи
Как морские звёзды передвигаются? Где у них рот? И что они этим ртом едят? На эти вопросы ответит Роман Борисович, а лисёнок Шерлок поможет ему рассказать о родственниках морских звёзд — о морских ежах.
Иглокожие. Офиуры, голотурии и морские лилии
За этими загадочными названиями скрываются другие родственники морских звёзд.
Позвоночные. Хрящевые рыбы
Мы переходим в «княжество» позвоночных животных. Давайте для начала поймём, с кем нам предстоит познакомиться и в каком порядке.
Костные рыбы
Карп, щука, ёрш, треска — всем эти названия знакомы. Но как эти рыбы выглядят, где живут, чем питаются? Рассказывает Роман Борисович.
13. Земноводные. Части 1 и 2
От рыб мы переходим к земноводным. Давайте разберёмся, удобно ли это: жить и на суше, и в воде?
Все знают лягушку. А с её родственниками вы знакомы? Во второй части урока Роман Борисович расскажет о разнообразии земноводных.
Пресмыкающиеся
Пресмыкающиеся — это родственники ящерицы. Правда, на вид они мало похожи друг на друга. У одних совсем нет ног. У других кости растут не только внутри, но и снаружи тела. А третьи умеют менять свой цвет, когда захотят.
15. Птицы. Части 1, 2 и 3
Зачем утке плоский клюв? Жена ли ворОна вОрону? За что сов называют летучими кошками? На эти и другие вопросы ответит Роман Борисович в первой части большого урока о птицах.
Мы продолжим знакомиться с птицами и обсудим, почему воробью не подходят ласточкины крылья, зачем павлину разноцветный хвост и как выбраться из воды на крутую льдину.
Мы уже познакомились с главными птичьими семьями. В последней части урока Роман Борисович расскажет о жизни перелётных птиц и о том, какую пользу птицы приносят нашим огородам.
16. Млекопитающие. Части 1, 2 и 3
Мы переходим к зверям, или млекопитающим. Первый урок по этой теме посвящён родственникам мыши — грызунам, а ещё тем, кого иногда с грызунами путают. Роман Борисович расскажет, чем зайцы отличаются от кроликов, зачем бобр грызёт деревья и хорошо ли иметь домашнего ежа.
Теперь поговорим о копытных. Роман Борисович расскажет, что такое копыто и зачем оно нужно. А лисёнок Шерлок поможет вам запомнить тех, кто относится к парнокопытным.
Чем плохо быть самым большим? Как отрастить пять рук? Кто из зверей самый близкий родственник человека? А лиса? Разбираемся с этими вопросами в последнем уроке о царстве Животных.
Знакомство с растениями
Мы переходим в новое царство — к растениям!
18. Строение растений. Части 1 и 2
Разбираемся, из каких основных частей состоят растения и зачем им эти части нужны.
Роман Борисович рассказывает, почему не стоит называть растения «цветами», что такое цветки и всем ли они нужны.
19. Нецветковые растения. Части 1 и 2
Первые растения, с которыми мы познакомимся ближе, — это водоросли и мхи. Вы узнаете, чем полезны людям мхи, что вкусного можно сделать из водорослей и относятся ли к ним кувшинки.
Сколько человек может поместиться на пне? Что необычного в листьях папоротника? Какое растение похоже на чей-то хвостик (и даже называется похоже)? Отвечаем во второй части нашего рассказа о нецветковых растениях.
20. Цветковые деревья. Части 1 и 2
Мы переходим к цветковым растениям и для начала поговорим о цветковых деревьях. У одних деревьев цветки крупные и душистые, а у других еле заметные. Почему? Разбираемся вместе с Романом Борисовичем и лисёнком Шерлоком.
Как по-научному называются шляпка жёлудя и кленовые вертолётики? Зачем тополям столько пуха? И зачем их, несмотря на этот пух, сажают в городах? Рассказываем во второй части урока о цветковых деревьях и кустарниках.
Цветковые кустарники
Какие вы знаете кустарники с цветками и плодами? Попробуйте назвать все, что вспомните, а потом посмотрите наш ролик и проверьте себя!
22. Цветковые травы. Части 1 и 2
Травянистые цветковые растения такие разные! У кого-то только один крупный и яркий цветок, а у кого-то много-много мелких. Одни пахнут приятно, а другие — тухлым мясом.
А есть среди цветковых трав настоящие обманщицы. Например, ромашка или одуванчик. Как они нас обманывают и зачем, вы узнаете из второй части урока.
Овощи. Картофель.
Роман Борисович и лисёнок Шерлок рассказывают и показывают, как картофель выращивают и какие блюда из него делают.
Овощи. Капуста
Овощи. Корнеплоды и бобовые
Животноводство. Часть 1
Урок посвящён животным, которых люди выращивают для еды. Мы расскажем, чем кормят кур и свиней и какой путь проходит молоко от коровьего вымени до нашего стола.
Животноводство. Часть 2
Люди разводят животных не только ради пищи: на этом уроке мы вспомним тех, кто помогает нам согреваться в мороз, перемещаться и перевозить грузы. А ещё разберёмся, что такое породы и зачем они нужны.
Знакомство с грибами
Мы переходим в новое царство и знакомимся с тем, как устроены его жители и чем они отличаются от растений и животных.
Знакомство с бактериями
Мы переходим в новое царство — Царство бактерий! Его крошечные жители поставили сразу несколько мировых рекордов. Роман Борисович расскажет о них в этом уроке и наградит бактерий заслуженными золотыми медалями.
Роль бактерий в природе
Лишайники. Часть 1
На нашем острове осталась ещё одна точка, в которой мы пока не были — Город лишайников. На этом уроке мы зайдём в него и узнаем, как устроены лишайники и что означает научное слово «симбиоз».
Лишайники. Часть 2
Теперь давайте разберёмся, какими лишайники бывают, где их можно встретить и чем они полезны людям.
Знакомство с вирусами
Сообщество леса. Часть 1
Сообщество леса. Часть 2
Сообщество луга
Сообщество озера. Часть 1
Сообщество озера. Часть 2
Охрана природы.
44. Летние задания
Центр Педагогического Мастерства «Дети и наука». Все серии по 5-10 минут. Общий объем 2,8 Гб.
Все материалы взяты в свободном доступе интернет. Для желающих смотреть эти уроки offline (без рекламы) могу предоставить их на компакт-диске.
Чем живое отличается от неживого. Части 1 и 2
Мы разделили всю природу на Мир живого и Мир неживого. Но если по виду нам неясно, что перед нами: живой организм или неживой предмет, — как быть? Есть четыре главных признака, которыми обладает всё живое.
Всё живое умеет размножаться, расти, питаться и состоит из клеток. Но бывает, что неживые предметы по некоторым признакам похожи на живые. Во второй части урока мы разберём пару непростых случаев.