Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Уч.год
Класс
Задания части I.
Выбрать правильный ответ.
1. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты:
1) абстрактное мышление 3) разные виды торможения
2) условные рефлексы 4) большие полушария головного мозга
2. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в:
1) камерах сердца
2) артериях большого круга кровообращения
3) венах малого круга кровообращения
4) капиллярах большого круга кровообращения
В каких продуктах содержится наибольшее количество углеводов, необходимых человеку?
1) сыре и твороге
2) хлебе и картофеле
3) мясе и рыбе
4) растительном масле
4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:
1) задержка роста у детей
2) отдергивание руки от огня
3) дрожь
4) приступ кашля
5. Отличительным признаком покрытосеменных растений является наличие:
1) семени 3) цветка
2) камбия 4) проводящих сосудов
6. На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:
1) речного рака 3) клеща
2) паука – каракурта 4) мухи
7. Плесень мукор относится к:
1) грибам 3) бактериям
2) растениям 4) лишайникам
8. Какой из процессов происходит в клетках любого строения и функции:
1) синтез белков 3) обмен веществ
2) митоз 4) мейоз
9. При недостатке кислорода в мышцах активнее функционируют:
1) рибосомы 3) митохондрии
2) лизосомы 4) аппарат Гольджи
10. Основными производителями органического вещества в сосновом лесу являются:
1) бактерии 3) белки
2) сосны 4) насекомые
11.Что из перечисленного поступает из пищеварительного тракта млекопитающих в кровь?
1) крахмал 3) глюкоза
2) гликоген 4) белки
12. Развитие с пм превращением называется:
1) метаморфоз 3) дробление
2) эмбриогенез 4) гаструляция
13. Конечными продуктами окисления гликогена в клетке являются:
1) АТФ и вода 3) вода и углекислый газ
2) кислород и углекислый газ 4) АТФ и кислород
14. Историческое развитие организмов называется:
1) онтогенез 3) овогенез
2) гаметогенез 4) филогенез
15. Большой круг кровообращения у человека заканчивается в:
1) правом предсердии 3) левом предсердии
2) правом желудочке 4) левом желудочке
16. Условные рефлексы:
1) одинаковы у всех особей вида
2) постоянны
3) индивидуальны
4) контролируются спинным мозгом
17. Сходство прокариотических и эукариотических организмов заключается в том, что они:
1) многоклеточны 3) состоят из клеток
2) одноклеточны 4) принадлежат одному царству
18. Все существующие виды бактерий – это:
1) паразиты 3) гетеротрофные организмы
2) автотрофные организмы 4) разнообразные по способу питания формы
19. Наиболее древними земноводными считаются:
1) ихтиозавры 3) тритоны
2) стегоцефалы 4) жабы
20. Содержание адреналина в организме регулируется гормоном:
1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы
2) надпочечников 4) яичника
21. Экология – это:
1) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
2) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;
3) природа;
4) охрана природы и рациональное природопользование
22. К абиотическим природным факторам относятся:
1) климат;
2) загрязнение окружающей среды человеком;
3) конкуренция за источник питания;
4) паразитизм
23.Территория, занимаемая видом или популяцией, называется:
1) пространством;
2) ареалом;
3) зоной;
4) участком
24. По вине человека в атмосфере уменьшается доля:
1) диоксида серы SO2 ;
2) диоксида углерода СО2 ;
3) кислорода О2 ;
4) диоксида азота NO2
25. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:
1) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;
2) к увеличению радиационного фона на земле;
3) к отравлению организмов;
4) к понижению температуры нижних слоев атмосферы
26. Причина возникновения «озоновых дыр»:
1) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;
2) увеличение выбросов в атмосферу пыли;
3) уменьшение в атмосфере доли кислорода;
4) увеличение выбросов в атмосферу фреонов
27. Основной источник загрязнения атмосферы:
1) загрязнение от автотранспорта;
2) кислотные дожди;
3) испарение сточных вод;
4) ветровая эрозия почв
28. Все факторы, воздействующие на организм называются:
1) абиотическими;
2) биотическими;
3) антропогенными;
4) экологическими
29. Где сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов:
1) в каменной пустыне;
2) на островах;
3) в тропических лесах;
4) в таежных лесах
30. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда:
1) консумент;
2) доминант;
3) редуцент;
4) продуцент
Задания части II
Часть Б. Задание включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа. За каждый правильный ответ – 2 балла.
1. Признаки, характерные для семейства пасленовых:
а) листья простые без прилистников;
б) травянистые растения, полукустарники, а в тропиках кустарники и деревья;
в) плод ягода или коробочка;
г) соцветие кисть, двойной завиток;
д) формула цветка *Ч(5)Л5Т(5)П(2).
2. Признаки характерные для пиявок:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) гермафродитизм;
г) всегда 23 сегмента тела;
д) отсутствие щетинок.
3. Мозжечок хорошо развит у:
а) рыб и амфибий;
б) рыб и птиц;
в) амфибий и рептилий;
г) рептилий и млекопитающих;
д) птиц и млекопитающих.
Соплодия образуют
а) апельсин
б) инжир
в) ананас
г) гранат
д) малина
Задания части III
Задание части IV
В1. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами
Структура анализатора | Анализатор |
1) улитка 2) наковальня 3) стекловидное тело 4) палочки 5) колбочки 6) евстахиева труба | А) Зрительный Б) Слуховой |
В2. Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями
Особенности | |
| А) Рыбы Б) Рептилии |
В3. Соотнесите факторы среды с их классификацией
1 Искусственные гнездовья 2 Мазут в озере 3 Влажность воздуха 4 Плотность населения 5 соленость почвы 6 Строительство дорог | А) Абиотические Б) Антропогенные |
В4. Определите последовательность реакций матричного синтеза белка
А) Объединение и-РНК с рибосомой
Б) Ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК
В) Синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК
Г) Объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона
Д) Присоединение аминокислоты к т - РНК
Е) Отделение белковой цепи от т - РНК
Матрица ответов
на задания теоретического тура школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. год
9класс [максимально 67 баллов]
Часть I А. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]
Выбрать правильный ответ.
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 |
Часть 2Б. [мах. 20 баллов, по 2балла за каждый верный ответ]
1-10 | абв | абв | бд | ав | бв | д | бвгд | аб | авг | бвд |
Задания части III [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]
Установите соответствие
В1 | Б | Б | А | А | А | Б |
В2 | Б | А | А | Б | А | Б |
В3 | Б | Б | А | Б | А | Б |
В4 | Б | В | А | Д | Г | Е |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Уч.год
Класс
Задания части I.
Выбрать правильный ответ.
1. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты:
1) абстрактное мышление 3) разные виды торможения
2) условные рефлексы 4) большие полушария головного мозга
2. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в:
1) камерах сердца
2) артериях большого круга кровообращения
3) венах малого круга кровообращения
4) капиллярах большого круга кровообращения