Особенности методики установления времени выполнения рукописей

Методика определения времени выполнения рукописи либо возраста лица, ее исполнившего, имеет некоторые особенности. В одних случаях исследование может заключаться в выявлении признаков в объектах, пред­ставленных на экспертизу, и последующей их оценке, в других — в проведении сравнительного исследования по­черка в рукописи и образцах (имеется в виду исследо­вание без соответствующих по времени образцов письма).

Примером первого случая может служить изучение почерка учащихся с целью определения класса, в кото­ром учился исполнитель рукописи. Такое исследование предполагает установление в исследуемой рукописи опре­деленных признаков письма и сопоставление их с дан­ными об особенностях письма учащихся, о степени откло­нения от типовых прописей и появлении идентификаци­онных признаков в почерке в период учебы в школе. Завершается исследование оценкой выявленных призна­ков путем сравнения с данными, характеризующими письмо учащихся в различных классах средней школы, и решением вопроса о примерном возрасте исполнителя текста.

Каковы же возможности установления того, в каком классе учился предполагаемый исполнитель рукописи?

Дифференцировать письмо учащихся определенного класса трудно, поскольку у школьников, обучающихся в одном и том же классе, степень формирования почерка неодинакова. Кроме того, различная методика обучения письму в начальных классах также вносит своеобразие в закономерности процесса становления почерка. Поэто­му решить вопрос о том, в каком классе учится предпо­лагаемое лицо (соответственно и о его возрасте), можно лишь в определенных пределах. Располагая сведениями о том, по какой методике обучался письму предпола­гаемый исполнитель, можно установить, выполнена ли рукопись учащимся начальных классов. И только самый ориентировочный (в предположительной форме) вывод может быть дан об ученике первого класса, поскольку письмо первоклассников наиболее несовершенно (в нем наблюдаются лишь незначительные, единичные отклоне­ния от типовых прописей).

В предположительной форме может быть решен во­прос и об исполнении текста учащимся четвертого—I шестого класса, поскольку в это время происходит ста­новление индивидуального почерка. Этот процесс в почерке школьников, обучающихся письму по новой методике, наступает несколько раньше, что и не позво­ляет конкретнее определить время написания документа.

Неодинаковая степень развития почерка учащихся седьмых—десятых классов дает возможность установить лишь то, что рукопись выполнена школьником старшего класса (соответственно в возрасте 14—17 лет). / Рассматриваемая методика (когда исследуются при­знаки почерка в рукописях и затем сравниваются с дан­ными о закономерностях развития письма на определен­ных этапах его формирования) применяется также при исследовании текстов, выполненных сформированным почерком. Наличие в нем признаков, свидетельствующих о сформированное™ письменно-двигательного навыка, может служить основанием для вы8ода о том, что рукопись выполнена не школьником. Однако установле­нию более узкой возрастной границы будет препятство­вать то обстоятельство, что без знания данных об испол­нителе (а главными из них являются сведения об объеме письменной практики) невозможно определить степень развития его почерка в последующий после учебы в школе период.

И наконец, эта методика применяется при опреде­лении преклонного возраста исполнителей рукописей на основе соответствия признаков, выявленных в исследуе­мых документах, признакам, характеризующим почерк лиц в преклонном возрасте. Причем определенный вы­вод может быть сделан только в положительной форме. При отсутствии в рукописи таких признаков отрицатель­ный вывод, однако, нельзя делать, потому что не у всех людей преклонного возраста происходит деградация почеркового навыка (например, если рукопись написана лицом преклонного возраста, имеющим значительную
письменную практику).

Аналогична и методика исследования подписей, вы­полненных, скажем, на завещаниях, лицами преклонного возраста, находившимися в болезненном состоянии и подписавшими документ в необычной позе.

Особенностью методики исследования рукописи с целью установления, в частности, возрастной группы лица, исполнившего ее, либо определения последователь­ности исполнения текстов является сравнительное исследование. Для этого исследуют признаки письма в рукописях и образцах, относящихся к каждому из перио­дов формирования почерка предполагаемого исполни­теля, либо в образцах определенного периода, если решается вопрос об одинаковом времени исполнения рукописей.

       
  особенности методики установления времени выполнения рукописей - student2.ru   особенности методики установления времени выполнения рукописей - student2.ru
 

       
   
Подпись С., выполненная за несколько лет до смерти.
 
Подпись С., выполненная им во время болезни незадолго до смерти.

При наличии соответствующих образцов почерка можно решать вопрос и об определенном классе, в кото­ром учился ученик в момент написания рукописи; и об относительном возрасте исполнителя документа, обла­дающего формирующимся почерком; и об относитель­ном времени (имеются в виду значительные его отрез­ки) выполнения рукописи лицом, обладающим уже сформированным почерком; и о преклонном возрасте исполнителя.

Во всех случаях решения вопросов о времени испол­нения рукописей либо о возрасте их исполнителя, о по­следовательности написания документов, сделанных со значительным разрывом во времени, предъявляются осо­бые требования к материалам, направляемым на экспер­тизу.

Во-первых, исследуемые рукописи и особенно образ­цы почерка их исполнителей должны быть достаточ­ными по объему. Письмо школьников, представляемое в качестве образцов, должно быть по объему не менее ученической тетради. Желательно располагать несколь­кими тетрадями — по одной за разные периоды (начало, середину и конец) учебного года. Значительными по объему отбираются образцы сформированного почерка, так как выводы эксперту приходится обосновывать час­тотой встречаемости частных признаков в различные периоды жизни исполнителя. В отдельных случаях, осо­бенно при решении вопроса о времени выполнения рукописи сформированным почерком, необходимы образ­цы (объемом по 10—15 страниц) за длительный отрезок времени, исчисляемый иногда десятками лет.

Во-вторых, эксперту необходимо сообщать сведения, характеризующие исполнителей исследуемых рукописей. Например, о школьниках нужно сообщать следующее: методику, по которой они обучались письму, сведения об успеваемости в начальных классах, год рождения (иногда по времени поступления в школу можно опре­делить и методику обучения письму). При этом эксперт должен располагать типовыми прописями для обучения письму по старой и новой методикам.

При изучении почерка взрослых людей эксперту необходимы сведения об их возрасте, образовании, тру­довой деятельности и профессии (для определения объе­ма их письменной практики), о состоянии здоровья.

Безусловно, экспертные исследования с целью опре­деления приблизительного возраста писавшего и отно­сительного времени исполнения рукописей сопряжены со значительными трудностями. Поэтому в большинстве случаев решать эти вопросы можно лишь в вероятной форме. Однако иногда, когда объем исследуемого мате­риала достаточен (особенно важно располагать значи­тельным объемом образцов почерка за длительный период времени) и имеются полные сведения об испол­нителях исследуемых рукописей, возможны и категори­ческие выводы.

Литература:

- А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова. А. Р. Ш л я х о в, Пред­мет, система, метод и задачи судебного почерковедения. — В кн.: «Вопросы совершенствования методики судебно-почерковедческой экспертизы», М., 1968, стр. 5;

- Криминалистическая экспертиза. Справочное пособие под ред. Е. И. Зуева, М., изд. ВНИИ МООП, 1967, стр. 42—43; И. М. Можар, О возможностях решения неидентификационных вопросов при исследовании рукописей, выполненных со значительным разрывом во времени. — В кн.: «Криминалистика и судебная экспертиза», вып. 5, К., 1968, стр. 194; Возможности решения неидентифи­кационных задач почерковедческой экспертизой. — В кн.: «Вопросы криминалистики и судебной экспертизы», Душанбе, 1962, стр. 143—144;

- Г. В. Рожкова, Устойчивость признаков почерка в зависи­мости от позы пишущего. — В кн.: «Криминалистика и судеб­ная экспертиза», К., 1957, стр. 47—48; З.М. Соколовский, О влиянии условий нанесения подписи на ее идентификационные признаки. — В кн.: «Материалы научной конференции, посвященной проблемам криминалистической экспертизы», М., 1958, стр. 87—92; М. А. Багдасарова, Д. Б. Соломонова, М. Салихова, Устойчивость признаков в подписях в зависимости от условий их выполнения. — В кн.: «Вопросы судебной экспертизы и уголовного процесса», Ташкент, 1965, стр. 87—100;

- С. И. Тихенко, Проблема индивидуальности и устойчивости признаков почерка в судебной экспертизе письма. — В кн.: «Кри­миналистика и научно-судебная экспертиза», вып. 2, К., 1948, стр. 127—148; В. П. Бурчанинов, М. Г. Богатырев, А. Д. Топольский, В. Ф. Берзин, Устойчивость признаков почерка при умышленном его изменении. — В кн.: «Криминалистика и судебная экспертиза», К., 1957, стр. 37—41; Устойчивость признаков почерка при умышленном искажении. — В кн.: «Рефераты докладов объеди­ненной научной конференции», Харьков, 1959, стр. 30—33; «Теория и практика криминалистической экспертизы», М., 1961, 6-7, стр. 172— 205; В. Ф. Берзин, Н. И. Клименко и др., Устойчивость при­знаков почерка при умышленном его искажении, Сборник научных работ, вып. 1, Вильнюс, 1963; А. И. Колонутова, Установление, не выполнен ли исследуемый текст измененным почерком — одна из основных задач эксперта. — В кн.: «Экспертная практика», вып. 2, М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1968, стр. 49-60.

- К. И. Костенко, Т. К. Нефедова и др., К вопросу об изменении почерка в зависимости от физического состояния пишу­щего (опьянения). — В кн.: «Проблемы судебной экспертизы», № 2, М„ 1961, стр. 70—72; К. П. Костенко, Т. К. Нефедова, Н. И. Асафьева, Устойчивость и изменяемость признаков почер­ка в зависимости от степени алкогольного опьянения пишущего. — В кн.: «Экспертная практика», вып. 13, М., 1967, стр. 14—30.

- Обзор зарубежной литературы 'по вопросам криминалистиче­ской экспертизы документов (1964—1967 гг.), М., 1968, стр. 8—S. К. S. Puri — Effects of Intoxication on Handwriting — The Yournal of Criminal Law Criminalogy and Policie Science, 1965, № 3, стр. 372 — 373;

- А. И. Манцветова, И. П. Неумывакин и др., Исследование координации движений при письме в условиях косми­ческого полета. — В кн.: «Медико-биологические исследования неве­сомости», М, 1968, стр. 384—397; А. И. Манцветова, В. Ф. Ор­лова, В. А. Трубникова, Исследование координации движений при письме в условиях космического полета. — В кн.: «Экспертная практика», вып. 21. М., 1967, стр. 55—68;

- Криминалистическая техника, М., 1959, стр. 428—429; В. В. Томилин, Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма, М., 1963, стр. 52—83; В. А. Трубникова, М. В. Шванкова, Признаки письма в рукописях лиц, перенесших травму мозга. — В кн.: «Экспертная практика», вып. 21, стр. 33—54; В. Н. Суровкин, В. П. Юдин, К особенностям почерка психи­ческих больных. — В кн.: «Судебная экспертиза», Труды областного НИИСЭ Ивановской промышленной области, вып. 1, Иваново, 1934;

- Совпадающие и различающиеся признаки в сходных почерках подробно рассмотрены в статье А. Б. Уродской (см. А. Б. Брод­ская, Криминалистическое исследование сходных почерков. — В кн.: «Проблемы судебной экспертизы», вып. 2, М., 1961, стр. 41—45). О пределах совпадений и различий признаков подписей см. А. Б. Бродская, О пределах сходства подписей однофамильцев. — В кн.: «Криминалистика и судебная экспертиза», вып. 1, К., 1964, стр. 27—34; В. В. Липовский, О некоторых вопросах проб­лемы индивидуальности подписи, «Рефераты второй научной конфе­ренции НИИСЭ», Ташкент, 1961. стр. 96—99;

- По данному вопросу см. П. Г. Кулагин, И. И. Ефимов, А. И. Колонутова, К вопросу об установлении пола исполни­теля рукописи по почерку. — В кн.: «Криминалистика на службе следствия», Вильнюс, 1967, стр. 66—67; П. Г. Кулагин, О воз­можности дифференциации рукописей на мужские и женские. — В кн.: «Проблемы правовой кибернетики», М., 1968, стр. 198—199; П. Г. Кулагин, И. И. Ефимов, И. А. Колонутова, К вопро­су об установлении пола исполнителя по почерку. — В кн.: «Труды ВНИИ МВД СССР», вып. 12, М., 1968, стр. 40—46, и др.

- В статье, опубликованной в кн.: «Вопросы криминалистики и судебной экспертизы», Душанбе, 1962, стр. 144, установление дан­ного факта нами неправильно относилось к числу неидентификационных исследований;

- «Forum der Kriminalistik», 1969, № 1, стр. 42—46;

- М. И. Виноградов. Физиология трудовых процессов (глава «Утомление»), Изд-во ЛГУ. 1958, стр. 332;

- И. П Павлов Поли. собр. соч., изд. 2-е, т. III, кн. 2, М., 1951, стр. 402;

- Г. В. Фольборт, Процессы истощения и восстановления как основа физиологического понимания утомления и отдыха. — В кн.: «Проблемы советской физиологии, биохимии и фармакологии», 1949;

- В. В. Розенблатт, Проблема утомления, М., Медгиз, 1961. стр. 62—73;

- А. А. Ухтомский, Физиология двигательного аппарата, Л.. 1927, стр. 139;

- Г. Л. Комендантов, Физиологические основы утомления, М., 1963;

- К.X. Кекчеев, Влияние утомления и физиологических сти­муляторов на координацию движений, «Известия АПН РСФСР», 1947, N° 8, стр. 54; А. А. Наумова, Некоторые электрографи­ческие данные к вопросу о физиологическом механизме коорди­нации мышечного усилия в разных условиях. — В кн.: «Новые исследования в педагогических науках», IX, М., 1966; В. А. Нови, К вопросу об изменении некоторых проявлений функционального состояния коры головного мозга человека при мускульной деятель­ности.— В кн.: «Вопросы физиологии процессов утомления и восста­новления», К., 1952;

- X. И. Ваинштеин, Утомление, Южно-Уральское изд-во, 1967; М. И. Виноградов, Цитированная работа; Г. А. Березина, И. Г. Тазетдинов, Координация движений. Исследование двига­тельных актов письма. — В сб.: «Информационные материалы ВИНИТИ», М., 1969, № 7;

- В. Ф. Орлова, Изучение координации движений при иссле­довании почерка. — В кн.: «Теория и практика криминалистической экспертизы», № 2, М., 1956; А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, Оценка координационной сложности движений пишущего в судебно-почерковедческой экспертизе. — В кн.: «Методика криминалистической экспертизы», вып. 4, М., 1962;

- Теория и практика криминалистической экспертизы, вып. 6-7, М., Госюриздат, 1961, стр. 176—180;

- В. Ф. Орлова, Изучение координации движений при иссле­довании почерка. В кн.: «Теория и практика криминалистической экспертизы», вып. 2, М., 1952, стр. 98;

- Е. Ф. Буринский, Судебная экспертиза документов, СПб., 1903, стр. 180;

- С. Оттоленги, Экспертиза почерка и графическая иденти­фикация, М., 1926, стр. 8;

- А. Р. Лурия, Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Мозг человека и психические процессы, М., 1963;

- В. Н. Образцов, Письмо душевнобольных, Казань, 1904; Е. Я. Барановский, Аграфические нарушения при корковых очагах различной локализации. — В кн.: «Труды 14 сессии Украин­ского психоневрологического института», 1947;

- Е. В. Гурьянов, Психология обучения письму, М., 1959; Е. В. Гурьянов, М. К. Щербак, Психология и методика обу­чения письму в букварный период, М., 1950;

- В. В. Томилин Цитированная работа, В. Н. Суровикин, В. П. Юдин, К особенностям почерка психических больных. — В кн.: «Судебная экспертиза», Труды Областного НИИСЭ Иванов­ской промышленной области, вып. 1, Иваново, 1934.

- Р. М. Ланцман, Физиологические проблемы судебного почер­коведения.— В кн.: «Вопросы советской криминалистики», Алма-Ата, 1959; А. И. Манцветова, Формирование письменно-двигательного навыка.— В кн.: «Труды ЦНИИСЭ», вып. 1, М., 1967; А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, Некоторые объективные методы фиксации в процессе письма. — В кн.: «Материалы конфе­ренции по методам физиологических исследований человека», М., 1962;

- А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, Оценка координацион­ной сложности движений пишущего в судебно-почерковедческой экспертизе. — В кн.: «Методика криминалистической экспертизы», вып. 4; В. Ф. О р л о в а, Изучение координации движений при иссле­довании почерка.— В кн.: «Теория и практика криминалистической экспертизы», вып. 2; А. И. Славуцкая, Физиологические основы письма. — В кн.: «Труды ЦНИИСЭ», вып. 1;

- В. А. Трубникова, В. А. Шванкова, Признаки письма в рукописях лиц, перенесших травму мозга. — В кн.: «Экспертная практика», вып. 21; В. В. Томилин. Цитированная работа;

- Е. Я. Барановский, Нарушения письма при очаговых заболеваниях головного мозга, Автореф. докт. дисс., 1962;

- A. Legrun, Zum Ausdruck der Erregung in der Schrift, „Krimi-nalistik", Hamburg, Mai, 1965, стр. 5;

- В. А. Браун, Об изменениях почерка в зависимости от неко­торых физиологических состояний. — В кн.: «Вопросы судебной экс­пертизы и уголовного права», Фрунзе, 1961;

- А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, И. А. Славуцкая, Теоретические основы судебного почерковедения. — В кн.: «Труды ЦНИИСЭ», вып. 1; В. В. Т о м и л и н, Цитированная работа;

- П. К. Анохин, Теория функциональной системы как пред­посылка к построению физиологической кибернетики. — В кн.: «Био­логические аспекты кибернетики», М., 1962; Н. Бернштеин, О построении движений, М., 1967;

- А. Р. Лурия, Высшие корковые функции человека, и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962;

- О. П. Кауфман, Оптическая аграфия при локальном ране­нии мозга. — В кн.: «Неврология военного времени», т. 1, 1949;

- В. Вуйчик, Прощальные письма самоубийц. — В кн.: «Проб­лемы криминалистики», № 46, стр. 780—793 (перев. с польского);

- Г. А. Березина, И. Г. Тазетдинов, Координация дви­жений. Исследование двигательных актов письма. — В кн.: «Инфор­мационные материалы», вып. 7 (32), М., Изд-во АН СССР, 1969, стр. 16;

- Некоторые общие примеры отступлений от типовых прописей при формировании почерка приведены в кн.: «Техника экспертизы документов», М., 1965, стр. 24—26;

- С 1969/70 учебного года во всех школах страны введена новая методика обучения письму (см. приказ министра просвещения СССР М. А. Прокофьева о графике перехода на новые учебные планы и программы, «Учительская газета» от 3 апреля 1969г).

Наши рекомендации