По теме «Растительная клетка»
Агрономия
Направленность (профиль) подготовки
Защита растений
Уровень
Бакалавриата
Форма обучения
Очная
Год поступления обучающихся: 2017
Казань - 2017
Составители фонда оценочных средств:
Даминова Аниса Илдаровна, к.с-х.н., доцент
Пахомова Валентина Михайловна, д.б.н., профессор
Фонд оценочных средств обсуждён и одобрен заседании кафедры биотехнологии, животноводства и химии 4 мая 2017 года (протокол № 12)
Заведующий кафедрой, к.с.-х.н., доцент _________________ Шайдуллин Р.Р.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии Агрономического факультета 10 мая 2017 г. (протокол № 9)
Пред. метод. комиссии, д.с-х.н., профессор ____________ Гилязов М.Ю.
Согласовано:
Декан Агрономического факультета,
д.с-х.н., доцент ________________ Сержанов И.М.
Протокол ученого совета Агрономического факультета № 8 от 11 мая 2017 г.
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В результате освоения ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия, по дисциплине «Ботаника», обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения:
Таблица 1.1 – Требования к результатам освоения дисциплины
Код компетенции | Этапы освоения компетенции | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОПК-4 способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции | Первый этап | 1. Знать: анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения, изменения растений 2.Уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения 3. Владеть: навыками и методикой работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений |
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Таблица 2.1 – Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций
Компетенция, этапы освоения компетенции | Планируемые результаты обучения | Критерии оценивания результатов обучения | |||
ОПК-4 -способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции Первый этап | Знать: анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения, изменения растений | Отсутствуют представления об анатомии, морфологии, систематике, закономерностях происхождения, изменения растений | Неполные представления об основных понятиях в анатомии, морфологии, систематике, закономерностях происхождения, изменения растений | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об анатомии, морфологии, систематике, закономерностях происхождения, изменения растений | Сформированные систематические представления об основных понятиях в анатомии, морфологии, систематике, закономерностях происхождения, изменения растений |
Уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения | Не умеет распознавать культурные и дикорастущие растения | В целом успешное, но не систематическое умение распознавать культурные и дикорастущие растения | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы в распознавании культурных и дикорастущих растений | Сформированное умение в распознавании культурных и дикорастущих растений | |
Владеть: навыками и методикой работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений | Не владеет навыками и методикой работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений | В целом успешное, но не систематическое использование навыков в методике работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы в навыках в методике работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений | Успешное и систематическое применение навыков в методике работы со световым микроскопом, методикой определения растений, методикой морфологического описания растений |
Описание шкалы оценивания
1. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не овладевшему ни одним из элементов компетенции, т.е. обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по дисциплине, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине.
2. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать», т.е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой, допустившему неточности в ответе на экзамене, но в основном обладающему необходимыми знаниями для их устранения при корректировке со стороны экзаменатора.
3. Оценка «хорошо» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать» и «уметь», проявившему полное знание программного материала по дисциплине, освоившему основную рекомендованную литературу, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
4. Оценка «отлично» ставится студенту, овладевшему элементами компетенции «знать», «уметь» и «владеть», проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по дисциплине, освоившему основную и дополнительную литературу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
5. Оценка «зачтено» соответствует критериям оценок от «отлично» до «удовлетворительно».
6. Оценка «не зачтено» соответствует критерию оценки «неудовлетворительно».
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольная работа № 1
Контрольная работа № 2
По теме «Ткани растений»
1. Понятие о тканях. Классификация тканей.
2. Система меристематических или образовательных тканей. Первичные и вторичные меристемы.
3. Основные ткани: поглощающая паренхима, ассимиляционная, запасающая, воздухоносная, водоносная.
4. Покровные ткани. Общая характеристика, их краткая классификация.
5. Первичная покровная ткань - эпидерма, строение и функции.
6. Комплекс перидермы, образование и строение чечевичек, функции перидермы.
7. Корка, ее возникновение и функции.
8. Механические ткани: колленхима, склеренхима, склереиды.
9. Проводящие ткани: трахеиды, сосуды, ситовидные трубки.
10. Возникновение проводящих тканей в филогенезе и процесс их формирования в онтогенезе.
11. Гистологические элементы ксилемы, функции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.
12. Гистологические элементы флоэмы (луба), функции флоэмы. Вещества, передвигающиеся по флоэме.
13. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
14. Структуры выделительных тканей внутренней секреции.
15. Структуры выделительных тканей внешней секреции.
Контрольная работа № 3
Контрольная работа № 4
Контрольная работа № 5
Ядерные организмы»
1. Систематика растений. Задачи и методы систематики.
2. Краткая история систематики.
3. Карл Линней и бинарная (двойная) номенклатура.
4. Учение о виде. Основные таксономические категории: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, внутривидовая классификация.
5. Построение филогенетической системы.
6. Надцарство Предъядерные, общая характеристика.
7. Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения.
8. Роль лишайников в природе.
9. Отдел Сине-зеленые водоросли (Цианобактерии).
10. Распространение и хозяйственное значение цианобактерий.
Контрольная работа № 6
Высшие споровые растения».
1. Царство растения. Водоросли. Понятие «низшие» и «высшие» растения.
2. Отдел Зеленые водоросли.
3. Отдел Диатомовые или кремнистые водоросли.
4. Отдел Бурые водоросли.
5. Отдел Красные водоросли.
6. Распространение и экология водорослей.
7. Роль водорослей в процессе почвообразования.
8. Значение водорослей в природе и жизни человека.
9. Высшие споровые растения. Происхождение и пути развития. Приспособления к жизни на суше. Классификация.
10. Отдел Моховидные. Антоцеротовые, печеночники, настоящие мхи, их строение и значение.
11. Отдел Плауновидные.
12. Равноспоровые и разноспоровые плауновидные.
13. Отдел Хвощевидные. Общая характеристика.
14. Отдел Папоротниковидные. Общее направление эволюции папоротниковидных.
15. Равноспоровые и разноспоровые папоротники. Семенные растения. Биологические преимущества семенных растений.
Контрольная работа № 7
Контрольная работа № 8
Вопросы к зачету
1. Ботаника - наука о растениях. Разделы ботаники.
2. Роль растений в природе и жизни человека.
3. Единство происхождения растений и животных.
4. Особенности строения растительной клетки.
5. Химический состав и физические свойства цитоплазмы.
6. Пластиды, их строение и физиологическая роль.
7. Строение хлоропластов и их функции.
8. Митохондрии, их структура и физиологическая роль.
9. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, литические вакуоли.
10. Рибосомы, их строение и функции.
11. Ядро, его физико-химические особенности и функции.
12. Клеточная стенка, ее строение, образование и рост.
13. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение и др.)
14. Поры и плазмодесмы, их значение для растений.
15. Вакуоли, клеточный сок и его состав.
16.Деление ядра и клетки (амитоз и митоз).
17. Редукционное деление ядра (мейоз).
18. Запасные питательные вещества в клетках растений.
19. Физиологически активные вещества клетки - ферменты и фитогормоны.
20. Витамины и их значение в жизни растений.
21. Антибиотики и фитонциды, их роль в растении и использование.
22. Понятие о тканях. Классификация тканей.
23. Образовательные ткани - меристемы.
24. Первичная покровная ткань - эпидермис.
25. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации.
26. Вторичная покровная ткань - пробка. Понятие о перидерме.
27. Возникновение и строение корки, ее роль в жизни растений.
28. Основные ткани, особенности их строения и функции.
29. Механические ткани, их строение и функции.
30. Проводящие ткани, их строение и функции.
31. Строение проводящего пучка. Типы проводящих пучков.
32. Гистологический состав флоэмы.
33. Гистологический состав ксилемы.
34. Внешние выделительные ткани - железистые волоски, нектарники.
35. Внутренние выделительные ткани - железистые клетки, вместилища выделений,
выделительные ходы.
36. Понятие об органах. Закономерности морфологического строения вегетативных органов.
37. Корень, его функции. Морфологическое строение корня.
38. Зоны корня. Корневые волоски и их значение.
39. Первичное анатомическое строение корня.
40. Вторичное анатомическое строение корня.
41. Анатомическое строение корнеплодов моркови и редьки.
42. Анатомическое строение корнеплода свеклы.
43. Клубеньки на корнях бобовых растений и их роль.
44. Микориза и ее значение.
45. Метаморфозы корня, их функции.
46. Стебель, его функции. Морфологическое строение стебля.
47. Анатомическое строение стебля однодольных растений.
48. Первичное анатомическое строение стебля двудольных растений.
49. Вторичное анатомическое строение стебля травянистого двудольного растения.
50. Анатомическое строение стебля древесного растения (липы).
51. Годичные слои в древесине. Ядровая древесина и заболонь.
52. Лист и его функции. Морфологическое строение листьев.
53. Листья простые и сложные.
54. Анатомическое строение листьев двудольных растений.
55. Анатомическое строение листьев однодольных растений (злаков).
56. Анатомическое строение хвоинки сосны.
57. Зависимость строения листьев от экологических условий.
58. Метаморфозы листа, их функции.
59. Особенности морфологического и анатомического строения листа злаков.
60. Гетерофиллия (разнолистность).
61. Понятие о побеге. Почки и их классификация.
62. Рост побега верхушечный и вставочный.
63. Типы ветвления побегов.
64. Метаморфозы побега и их функции.
65. Вегетативное размножение растений, его применение в агрономической практике.
66. Размножение растений частями вегетативных органов – отводками, корневой порослью, черенками.
67. Размножение растений метаморфозами вегетативных органов (клубнями, луковицами, корневищами).
68. Размножение растений прививками.
69. Бесполое размножение растений.
70. Половое размножение. Типы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация.
Систематика растений
1. Задачи и методы систематики растений.
2. Основные таксономические категории.
3. Бинарная номенклатура.
4. Отдел Сине-зеленые водоросли (Цианобактерии). Значение их в природе и жизни человека.
5. Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения.
6. Общая характеристика отдела Зеленые водоросли.
7. Общая характеристика отдела Диатомовые водоросли.
8. Общая характеристика отделов Бурые и Красные водоросли.
9. Общая характеристика отдела Моховидные. Цикл развития кукушкина льна.
10. Общая характеристика отдела Плауновидные.
11. Общая характеристика отдела Хвощевидные.
12. Общая характеристика отдела Папоротниковидные.
13. Водные папоротники (сальвиния плавающая) как представители разноспоровых папоротников.
14. Общая характеристика отдела Голосеменные.
15. Роль семенных папоротников в эволюции семенных растений.
16. Отдел Голосеменные, класс Хвойные (цикл развития сосны обыкновенной).
17. Общая характеристика отдела Покрытосеменные.
18. Цветок и его части. Околоцветник простой и сложный.
19. Формулы и диаграммы цветков.
20. Андроцей и гинецей, их типы.
21. Строение тычинки. Микроспогенез.
22. Строение пестика, типы завязи.
23. Макроспорогенез. Развитие зародышевого мешка.
24. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений.
25. Отличительные особенности класса Однодольные и класса Двудольные.
26. Семейство Льновые.
27. Семейство Лютиковые.
28. Семейство Гречишные.
29. Семейство Маревые.
30. Семейство Тыквенные
31. Семейство Крестоцветные.
32. Семейство Амарантовые.
33. Семейство Лоховые.
34. Семейство Розовые.
35. Семейство Маковые.
36. Семейство Виноградные.
37. Семейство Норичниковые.
38. Семейтсво Губоцветные.
39. Семейство Бобовые.
40. Семейство Зонтичные.
41. Семейство Пасленовые.
42. Семейство Вьюнковые.
43. Семейство Сложноцветные (Астровые).
44. Семейство Лилейные.
45. Семейство Злаковые (Мятликовые).
46. Понятие о флоре и растительности.
47. Общая экология и экология растений. Разделы экологии.
48. Понятие о фитоценозах, их структуре, динамике, влиянии на окружающую среду.
49. Классификация фитоценозов.
50. Агрофитоценозы. Экологические и хозяйственные проблемы создания высокопродуктивных агроценозов.
51. Классификация экологических факторов.
52. Экология популяций. Понятие о типах стратегии жизни у растений.
53. Экология растений и проблемы загрязненности атмосферы.
54. Антропогенные факторы. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения. Экология и агрономия.
55. Жизненные формы как результат приспособления растений к экологическим факторам.
Экзаменационные билеты
Билет № 1
1. Особенности строения растительной клетки.
2. Задачи и методы систематики растений.
3. Понятие о флоре и растительности.
Билет № 2
1. Пластиды, их строение и физиологическая роль. Строение хлоропластов и их функции.
2. Бинарная номенклатура.
3. Общая экология и экология растений. Разделы экологии.
Билет № 3
1. Типы размножения растений.
2. Основные таксономические категории.
3. Классификация экологических факторов.
Билет № 4
1. Митохондрии, их структура и физиологическая роль.
2. Отдел Папоротниковидные.
3. Биотические факторы. Типы влияний организмов друг на друга.
Билет № 5
1. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, литические вакуоли.
2. Отдел Сине-зеленые водоросли (Цианобактерии). Значение их в природе и жизни человека.
3. Антропогенные факторы. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения. Экология и агрономия.
Билет № 6
1. Рибосомы и их функции.
2. Отдел Зеленые водоросли.
3. Жизненные формы как результат приспособления растений к экологическим факторам.
Билет № 7
1. Ядро, его физико-химические особенности и функции.
2. Отдел Диатомовые водоросли.
3. Экология популяций. Понятие о типах стратегии жизни у растений.
Билет № 8
1. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение и др.)
2. Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения.
3. Понятие о фитоценозе. Классификация фитоценозов.
Билет № 9.
1. Клеточная стенка, ее строение, образование и рост.
2. Общая характеристика отдела Зеленые водоросли.
3. Агрофитоценозы. Необходимость создания высокопродуктивных агрофитоценозов.
Билет № 10.
1. Понятие о тканях. Классификация тканей.
2. Общая характеристика отдела Диатомовые водоросли.
3. Семейство Мятликовые.
Билет № 11.
1. Образовательные ткани - меристемы.
2. Общая характеристика отдела Бурые водоросли.
3. Семейство Вьюнковые.
Билет № 12.
1. Первичная покровная ткань - эпидермис. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации.
2. Общая характеристика отдела Красные водоросли.
3. Семейство Амарантовые.
Билет № 13.
1. Листья простые и сложные. Анатомическое строение листьев однодольных и двудольных растений. Хвоинка сосны.
2. Общая характеристика отдела Моховидные. Цикл развития кукушкина льна.
3. Семейство Лилейные.
Билет № 15
1. Вторичная покровная ткань - пробка. Понятие о перидерме.
2. Общая характеристика отдела Плауновидные.
3. Семейство Сложноцветные (Астровые).
Билет № 16
1. Возникновение и строение корки, ее роль в жизни растений.
2. Общая характеристика отдела Хвощевидные.
3. Семейство Губоцветные (Яснотковые).
Билет № 17
1. Основные ткани, особенности их строения и функции.
2. Общая характеристика отдела Папоротниковидные.
3. Семейство Лоховые.
Билет № 18
1. Механические ткани, их строение и функции.
2. Водные папоротники (сальвиния плавающая) как представители разноспоровых папоротников.
3. Семейство Норичниковые.
Билет № 19.
1. Проводящие ткани, их строение и функции. Строение проводящего пучка.
2. Общая характеристика отдела Голосеменные.
3. Семейство Пасленовые.
Билет № 20
1. Внешние выделительные ткани - железистые волоски, нектарники.
2. Роль Семенных папоротников в эволюции семенных растений.
3. Семейство Зонтичные.
Билет № 21
1. Отдел Голосеменные, класс Хвойные (цикл развития сосны обыкновенной).
2. Понятие об органах. Закономерности морфологического строения вегетативных органов. Размножение растений частями вегетативных органов.
3. Семейство Виноградные.
Билет № 22
1. Корень, его функции. Зоны корня. Корневые волоски и их значение.
2. Общая характеристика отдела Покрытосеменные.
3. Семейство Льновые.
Билет № 23
1. Рибосомы и их функции.
2. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений.
2. Семейство Маревые.
Билет № 24
1. Первичное анатомическое строение корня.
2. Теории происхождения цветка.
3. Семейство Бобовые.
Билет № 25
1. Вторичное анатомическое строение корня.
2. Цветок и его части. Околоцветник простой и сложный.
3. Семейство Розовые.
Билет № 26
1. Анатомическое строение корнеплодов моркови и редьки.
2. Формулы и диаграммы цветков. Виды соцветий. Цветение. Растения монокарпические и поликарпические.
3. Семейство Маковые.
Билет № 27
1. Метаморфозы корня, листа и их функции.
2. Андроцей и гинецей, их типы.
3. Семейство Гречишные.
Билет № 28
1. Понятие о побеге. Почки и их классификация. Типы ветвления побегов.
2. Строение тычинки. Микроспогенез.
3. Семейство Лютиковые.
Билет № 29
1. Стебель, его функции. Морфологическое и анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений.
2. Строение пестика, типы завязи. Строение семян и плодов.
3. Семейство Крестоцветные.
Билет № 30
1. Отличительные признаки класса Однодольные и класса Двудольные.
2. Макроспорогенез. Развитие зародышевого мешка. Типы опыления.
3. Семейство Тыквенные.
Примерные тесты для текущего контроля:
1. Клетки растений отличаются от клеток животных и грибов наличием:
а) хлоропластов
б) вакуолей
в) пластид, плотной клеточной стенки, системы вакуолей
г) хромопластов и лейкопластов
2. Содержание воды в протопласте растительных клеток составляет:
а) 10 – 20 %
б) 20 -40 %
в) 40 – 60%
г) 60 – 90 %
3. Белки в сухой массе протопласта содержатся в количестве:
а) 5 – 10 %
б) 10 – 20 %
в) 20 – 40 %
г) 40 – 50 %
4. Содержание нуклеиновых кислот в сухой массе протопласта составляет:
а) 1 – 2 %
б) 2 – 5 %
в) 5 – 10 %
г) 10 – 20 %
5. Ядро отличается высоким содержанием:
а) углеводов
б) нуклеопротеидов
в) липидов
г) фосфопротеидов
6. Содержание ДНК в ядре составляет:
а) 1 – 5 %
б) 5 -10 %
в) 10 – 15 %
г) 15 – 30 %
7. Ткань, благодаря постоянному делению клеток обеспечивает нарастание растений в длину и толщину в течение всей его жизни.
1) меристематическая или образовательная
2) покровная ткань
3) мехпническая ткань
4) проводящая ткань
8. Сколько типов тканей выделяют у высших растений.
1) 6
2) 4
3) 3
4) 5
9. Какая ткань возникает в результате дробления зиготы после оплодотворения яйцеклетки и дает начало первичным постоянным тканям?
1) первичная меристема
2) вторичная меристема
3) камбий
4) феллоген
10. Какая ткань образуется из клеток постоянных тканей или из недифференцированных клеток первичных меристем и дает начало вторичным постоянным тканям.
1) вторичная меристема
2) первичная меристема
3) механическая
4) феллема
11. Как называется меристема кончика корня и точки роста стебля.
1) верхушечная или апикальная
2) боковая или латеральная
3) вставочная или интеркалярная
4) раневая
12. Как называется меристема, расположенная вдоль осевых органов.
1) боковая или латеральная
2) верхушечная или апикальная
3) вставочная или интеркалярная
4) раневая
13. Какая меристема находится в основании междоузлий и обеспечивает вставочный рост у злаков.
1) вставочная или интеркалярная
2) верхушечная или апикальная
3) боковая или латеральная
4) раневая
14. Какая меристема возникает во всех частях растений при повреждении тканей и органов, дифференцируется в клетки любых тканей.
1) раневая
2) верхушечная или апикальная
3) боковая или латеральная
4) вставочная или интеркалярная
15. Дифференцируется в первичные проводящие ткани.
1) прокамбий
2) феллоген или пробковый камбий
3) камбий
4) перицикл
16. Дифференцируется в различные ткани, а также дает начало боковым и придаточным корням.
1) перицикл
2) феллоген или пробковый камбий
3) камбий
4) прокамбий
17. Дифференцируется во вторичные проводящие ткани.
1) камбий
2) феллоген или пробковый камбий
3) перицикл
4) прокамбий
18. Дифференцируется в клетки вторичных покровных тканей – перидермы и корки.
1) феллоген или пробковый камбий
2) камбий
3) перицикл
4) прокамбий
19. Ткань, паренхима которой состоит из живых клеток с тонкими стенками, выполняющих разнообразные функции.
1) основная ткань
2) механическая ткань
3) проводящая ткань
4) покровная ткань
20. Какая паренхима образована фотосинтезирующими клетками (столбчатая и губчатая – в световых листьях, складчатая – в хвоинках).
1) ассимиляционная паренхима
2) основная паренхима
3) воздухоносная паренхима
4) запасающая паренхима
21. Заполняет кору стебля и корня, сердцевину стебля, образует сердцевинные лучи; в клетках ее откладываются запасные питательные вещества.
1) основная паренхима
2) ассимиляционная паренхима
3) воздухоносная паренхима
4) запасающая паренхима
22. Состоит из клеток и крупных межклетников, которые заполнены воздухом; развита у растений, произрастающих в условиях избыточного увлажнения.
1) воздухоносная паренхима
2) ассимиляционная паренхима
3) основная паренхима
4) запасающая паренхима
23. Какие из перечисленных меристем относятся к латеральным.
1) камбий
2) феллема
3) конус нарастания
4) нет правильного ответа
24. В какой основной ткани накапливаются крахмальные и алейроновые зерна.
1) запасающая паренхима
2) поглощающая паренхима
3) ассимиляционная паренхима
4) воздухоносная паренхима
25. Какие меристемы обеспечивают нарастание органов в толщину.
1) камбий
2) феллоген
3) конус нарастания
4) прокамбий
26. Какая основная ткань характерна для листьев водных растений.
1) воздухоносная паренхима
2) поглощающая паренхима
3) запасающая паренхима
4) ассимиляционная паренхима
27. Ткань, которая предохраняет растения от повреждений, высыхания, проникновение внутрь микроорганизмов, а также обеспечивает связь растений с окружающей средой.
1) покровные ткани
2) механические ткани
3) основные ткани
4) проводящие ткани
28. Первичная покровная ткань, которая покрывает такие надземные органы растений как листья, молодые стебли, цветки и плоды.
1) эпидерма
2) корка
3) перидерма
4) эпиблема
29. Различные по форме, строению и функциям одно и многоклеточные образования, возвышающиеся над клетками эпидермы. Увеличивают отражение солнечной радиации и уменьшает испарение воды с поверхности надземных органов, некоторые виды играют роль химической защиты.
1) трихомы
2) устьица
3) шипы
4) усики
30. Участвуют в газообмене и транспирации, они состоят из парных замыкающих клеток, разделенных межклетником. Замыкающие клетки могут иметь разную форму (бобовидную у двудольных растений, вытянутую у злаков и др.), всегда содержат хлоропласты.
1) устьица
2) трихомы
3) шипы
4) усики
31. Первичная ткань, которая покрывает молодые участки корней и участвует во всасывании воды и минеральных веществ из почвы.
1) эпиблема
2) корка
3) перидерма
4) эпидерма
32. Вторичная покровная ткань, которая располагается на поверхности осевых органов и защищает многолетние стебли и корни двудольных, а также голосеменных растений.
1) перидерма
2) корка
3) эпиблема
4) эпидерма
33. Образуется из клеток пробкового камбия феллогена, производные которых кнаружи дифференцируются в феллему (пробку) – слой мертвых клеток с опробковевшими клеточными стенками, а внутрь - в феллодерму – слой живых (часто фотосинтезирующих) клеток.
1) перидерма
2) эпиблема
3) корка
4) эпидерма
34. Бугорки из рыхло-расположенных клеток феллемы, возникающие на месте устьиц; служат для транспирации и газообмена.
1) чечевички
2) трихомы
3) волоски
4) шипы
35. Вторичная ткань, заменяющая пробку у многолетних древесных растений при нарастании стебля и корня в толщину.
1) корка
2) эпиблема
3) перидерма
4) эпидерма
36.Корневой волосокпредставляет собой вырост клетки длиной.
1) 1-2 (3) мм
2) 4-5 мм
3) 5-6 мм
4) 8 мм
37. Состоит из феллемы и слоев отмерших клеток, которые со временем слущиваются. Газообмен и транспирация осуществляется чечевичками.
1) корка
2) эпиблема
3) эпидерма
4) перидерма
38. Образуется вследствие многократного заложения феллогена среди более глубоко лежащих тканей коры.
1) корка
2) перидерма
3) эпиблема
4) эпидерма
39. Каркас (опора), поддерживающий все другие ткани и придающий органам прочность и гибкость.
1) механическая ткань
2) покровная ткань
3) образовательная ткань
4) проводящая ткань
40. Состоит из плотно прилегающих друг к другу паренхимных или прозенхимных клеток. Клетки имеют вторичные целлюлозные или лигнифиционированные клеточные стенки. Протопласты клеток часто отмирают.
1) механическая ткань
2) образовательная ткань
3) покровная ткань
4) проводящая ткань
41. Состоит из проводящих тканей, окруженных перициклом.
1) центральный цилиндр
2) первичная кора
3) вторичная кора
4) нет правильного ответа
42. В какой зоне образуется вторичное анатомическое строение корня из вторичных по происхождению тканей благодаря функционированию клеток камбия и феллогена.
1) зоне проведения
2) зоне всасывания
3) зоне образования
4) зоне растяжения
43. Возникает в центральном цилиндре между лучами первичной ксилемы и тяжами первичной флоэмы из недифференцированных клеток прокамбия, паренхимы, а также перицикла.
1) камбий
2) эндодерма
3) экзодерма
4) мезодерма
44. Комплекс вторичной покровной ткани, формирование которой вызывает отмирание клеток первичной коры.
1) перидерма
2) эпидерма
3) экзодерма
4) эпиблема
45. Состоит из первичной и вторичной флоэмы, а также клеток основной паренхимы.
1) вторичная кора
2) центральный цилиндр
3) первичная кора
4) нет правильного ответа
46. Такие организмы как спирулина, анабена и осциллатория относятся к отделу
1) зеленые водоросли
2) золотистые водоросли
3) цианобактерии
4) красные водоросли
47. Размеры клеток эукариот составляют:
1) 10-100 мкм и более
2) 1-2 мкм
3) 5-7 мкм и менее
48. Контакты между клетками у растений:
1) плазмодесмы
2) плазмалемма
49. Своеобразная группа организмов, тело которых состоит из двух компонентов – автотрофного фикобионта и гетеротрофного – микобионта.
1) лишайники
2) мхи
3) грибы
4) водоросли
50. Индикаторами чистоты воздуха являются...
1) лишайники
2) мхи
3) плауны
4) папоротники
51. Фикобионт у лишайников представлен:
1) цианобактериями
2) грибами
3) мхами
52. Микобионт у лишайников представлен:
1) грибами
2) цианобактериями
3) мхами
53. Ложная ткань, образованная плотно сплетенными гифами грибов составляет основу тела лишайников.
1) плектенхима
2) таллом
3) соредия
54. Лишайники в среднем растут:
1) 1-8 мм в год
2) 1-8 см в год
3) 6-7 см в год
55. Какое слоевище лишайников имеет вид корочек, порошковатых или гладких налетов, плотно срастающихся с субстратом.
1)накипное
2) листоватое
3) кустистое
56. Какое слоевище лишайников имеет вид дорзовентральных пластинок, распростертых по субстрату и срастающихся с ним при помощи ризин – пучков грибных гифов.
1)накипное
2) листоватое
3) кустистое
57. Какое слоевище лишайников имеет форму ветвящихся лент или разветвленных на лопасти стволиков, срастающихся с субстратом только основанием.
1)накипное
2) листоватое
3) кустистое
54. Какое слоевище развиваетсяу накипных и некоторых листоватых лишайников, внутри которых клетки фикобионта равномерно распределены между гифами микобионта.
1) гомеомерное
2) гетеромерное
58. Какое слоевище развивается у некоторых листоватых и кустистых лишайников и характеризуется наличием нескольких слоев.
1) гомеомерное
2) гетеромерное
59. Верхний и нижний коровые слои лишайников состоят из:
1) плотно переплетенных гифов гриба
2) клетками фикобионта
3) рыхло расположенных грибных гифов с большим пустотами, заполненными воздухом
60. Альгальная зона (гонидиальный слой) лишайников образована из:
1) плотно переплетенных гифов гриба
2) клетками фикобионта
3)рыхло расположенных грибных гифов с большим пустотами, заполненными воздухом
61. Сердцевина лишайников состоит из:
1) плотно переплетенных гифов гриба
2) клетками фикобионта
3)рыхло расположенных грибных гифов с большим пустотами, заполненными воздухом
62. Вегетативное размножение лишайников осуществляется:
1) соредиями
2) отводками
3) конидий
63. Микроскопическое образование у лишайников, состоящее из 1-3 клеток фикобионта, оплетенных гифами гриба.
1) соредия
2) изидия
64. Бугорчатые палочковидные выросты на верхней поверхности слоевища, состоящие из фикобионта и микобионта.
1) соредии
2) изидии
65. Бесполое размножение у лишайников осуществляется с помощью:
1) конидий
2) зооспор
3) изидий
4) соредий
66. Кочующие и постоянно прикрепленные к почвам лишайники называются:
1) эпигейными
2) эпифитными
3) эпифильными
4) эпиксильными
67. Лишайники, растущие на ветвях и стволах деревьев, где могут при значительных увлажнениях предопределять разрушение коры, так как затрудняют доступ воздуха к клеткам.
1) эпифитные
2) эпигейные
3) эпифильные
4) эпиксильные
68. Лишайники, растущие на хвое и листьях вечнозеленых пород тропиков и субтропиков.
1) эпифильные
2) амфибийные
3) эпифитные
4) эпиксильные
69. Лишайники, развивающиеся на разрушающейся древесине.
1) эпиксильные
2) эпигейные
3) амфибийные
4) эпифильные
70. Лиш