Пружинные матрацы, пуховые подушки и липовые простыни
Шалаш заброшенный я встретил на пути.
Здесь мой ночлег, здесь я сниму поклажу,
Из трав лесных себе постель налажу…
П. Комаров.
Сделав зеленую крышу, защищающую вас от дождя, ветра и холода, подумайте и о постели. Никогда не ложитесь на голую землю. Пригретая вашим телом, она будет испарять воду, которая увлажнит одежду, охладит ваше тело и может вызвать простуду. Особенно холодно спать под утро.
У «лесных бродяг» есть правило: чтобы тепло было спать, нужно иметь столько же одеял под собой, сколько и на себе. Наконец, на голой земле спать неудобно: усталое за день тело не отдохнет как следует, и после такого сна вы на следующий день будете плохим охотником.
Итак, попробуйте сделать хорошую постель в своем шалаше.
Нарубите веток ели или сосны. Воткните под углом нижние концы в землю рядами, как черепицу. Положите по краям четыре тонкие жерди (две длинные, две короткие) и скрепите в углах вбитыми в землю колышками. Потрогайте вашу постель: она пружинит, как хороший матрац. На ней не только мягко, но и тепло спать, так как между хвоей много воздуха, как в меховой шубе.
Хороша постель и из вереска. В книге Т. Смоллета «Путешествие Хамфри Клинкера» один из героев романа пишет приятелю: «Нам с дядюшкой отвели отдельные комнаты с пуховиками, которые мы просили заменить подстилками из вереска, и, право же, никогда не случалось мне спать так сладко. Такая постель не только мягка, но и упруга; к тому же вереск, в пору цветения, распространяет приятный аромат, который удивительно освежает и бодрит».
Теперь изготовьте подушку. Вытрясите вещевой мешок и идите на лесную вырубку, где растет знакомый вам иван-чай. Набейте свой вещевой мешок пухом семян иван-чая. Если поблизости его не найдете, то можно использовать пух соцветий также известного вам рогоза, что растет по берегам водоемов.
Прекрасный белый пух дает растущая на болотных кочках и сырых лугах пушица. Белые султанчики ее длинных шелковистых волосков видны издали, как снег среди лета. Пух пушицы напоминает хлопок, вату, и недаром греки назвали пушицу «ериофорум» (Eriophorum), то есть «несущая шерсть». Пушица имеет отдаленное сходство с хлопчатником. В средние века хлопчатник и принимали за ягненка, растущего, как растение.
В «Истории растений» в 1681 году Дюре писал о хлопчатнике: «По виду он был похож на ягненка, и из его пупка рос стебель или корень, посредством которого этот зоофит, или растение-животное, придерживался. Охотники, отправлявшиеся на поиски хлопчатника, не могли захватить его силой, или сдвинуть его с места, пока им не удавалось перерезать стебель, после чего животное тотчас же падало, распростертое на земле, и умирало».
Из этого описания ясно, что Дюре никогда не видел хлопчатника, а писал со слов фантазеров или шутников. О пушице вы таких небылиц не скажете, хотя ее пух и похож на хлопчатник.
Сделав пуховую подушку, нужно подумать о матраце и одеяле.
Сначала сделайте походный ткацкий станок. Вбейте шесть-семь кольев на расстоянии 15— 20 сантиметров друг от друга. Против них на расстоянии 1— 1,5 метра вбейте два кола, к которым привяжите поперек палку. От каждого кола к палке натяните по веревке. Затем привяжите к палке же шесть-семь веревок длиною в 2 метра. Концы этих веревок прикрепите к другой палке, держать которую попросите своего товарища. Пусть ваш товарищ то поднимает, то опускает палку, а вы подсовывайте под веревки то снизу, то сверху длинные пучки соломы, сухой травы или мха, листья рогоза или трехгранные стебли крупных осок, растущих на болоте.
Осока считается «теплой» травой. В полярных странах ее кладут в обувь. Фритьоф Нансен во время первой экспедиции в 1894 году заезжал на побережье полярной Сибири специально за «теплой травой» для обуви.
Закончив матрац, подтяните веревки, отвяжите их от кольев и палок и закрепите на концах матраца.
Вот и все. Если вы брали толстые пучки растений, то у вас будет хороший тюфяк; если тонкие, то получится неплохое одеяло. На таком станке можно соткать и «простыню» — рогожу.
В лиственных лесах встречается замечательное дерево с черным стволом — липа. Приятный аромат его незаметных цветков в июле — августе далеко разносится, привлекая пчел. И недаром пчелы летят к этому дереву.
Одно дерево липы дает столько меда, сколько целый гектар гречишного поля. Большое дерево в период цветения дает до 12 килограммов меда. В одном цветке липы содержится 12 миллиграммов нектара. Липовый мед считается самым лучшим.
Сорвите соцветие зеленовато-желтых цветков липы. Сколько в них лепестков и тычинок? Над пучком или полузонтиком цветков заметно большое крылышко, которое прикрывает их от дождя (цветочная пыльца лопается от воды), а когда из цветков образуются орешки, то это крылышко, как бумеранг, будет способствовать дальности полета их. По этому крылу липе и дано научное название тилия (Tilia), от греческого слова «ptilon» — «крыло». Цветки липы собирают и засушивают для чая, имеющего лекарственное значение.
Чай из липового цвета — старейшее излюбленное лекарство, «изгоняющее простуду потом»; цветки липы применяются при изготовлении ликеров и коньяка. В плодиках липы довольно много, до 12 процентов, съедобного масла, похожего на миндальное. Из мягкой древесины вырезывают ложки, игрушки и другие изделия.
Липа — дерево садов и городских бульваров. В ее изящной густой кроне красиво переливаются свет и тени. Листва на ветвях расположена как бы слоями. Крона лип при обрезке в городах бывает совершенно круглой, яйцевидной или четырехугольной.
Листья у липы сердцевидны. «За нежный красивый облик липы древние славяне посвятили ее Ладе — богине любви и красоты. Липа — одно из наиболее долговечных деревьев.
Обыкновенно липы садят в городах, но был случай, когда город построили у липы.
Это город Нейштадт ан-дер-Линде, то есть «Новый город у липы». Липе, около которой был построен город, 700 лет. В 1504 году ее громадные ветви были подперты шестьюдесятью четырьмя каменными столбами, а через 54 года для сохранности обнесли ее четырехугольной стеною с проездами. Ствол этой липы — 12 метров в обхвате. Старая липа, от которой произошло название города, окружена заботой и почетом всех горожан.
Но сейчас нас интересует луб, находящийся в коре липы. Содранную со срубленной липы кору (лучше весной или в июне, когда кора легче отделяется) разминают и от нее ножом отделяют часть луба. Чем моложе дерево, тем тоньше и мягче луб, или лыко. Из сырого лыка молодых липок плетут лапти, а из луба тридцати-пятидесятилетних лип делают рогожи. При этом кору липы вымачивают месяца два в тихих речках и прудах. От вымоченной коры отдирают луб — мочало.
У нас нет времени ждать, пока мочало вымокнет. Возьмем деревцо помоложе. Длинные ленты луба привяжем на станок, как и веревки, только больше вобьем кольев, чтобы ткань была плотнее.
Таким образом мы изготовим липовую или рогожную простыню, скатерть, занавес или ткань, из которой можно сшить мешок.
Теперь постель у вас готова, и ночью вы будете спать превосходно, не хуже, чем дома. Мягко, тепло, а кругом аромат леса! И зеленая хвойная крыша над вами будет навевать вам приятные сны.
Кстати, знаете ли вы то дерево, ветки которого вы использовали для постройки своего лесного жилья? Вы скажете: «Обыкновенная елка. Что про нее скажешь!» А между тем это очень интересное и полезное дерево.
Ель дает человеку очень много ценного. Из ели получают смолу, отчего по-латыни она и называется пицеа (Picea), от слова «пике» (pix)— «смола». Кора ее идет на дубление кож. Древесину ели перерабатывают в целлюлозу, из которой получают искусственный шелк, или вискозу, бездымный порох — пироксилин — и целлулоид. Из целлулоида изготовляют гребенки, киноленты, фотопластинки. Главная же ценность ели в том, что она способствует развитию культуры; ее древесина идет на бумагу, которой изготовляется в год во всем мире столько, что, разостлав бумажные листы, можно было бы обернуть ими весь земной шар, как головку сыра. Кроме того, ель — «музыкальное» дерево: ее древесина поет в скрипках, виолончелях, роялях.
А елка под Новый год! Сколько радости приносит она детям!
Наряженная в золотистые цепи и блестки, увешанная красивыми игрушками, сияющая горящими лампочками, она вносит зимою в комнату смолистый запах леса.
Еловые леса темны и мрачны. Но если посмотреть на одиноко стоящую ель, то она, создающая вначале впечатление грусти, в то же время своей заостренной кверху готической формой говорит о силе упорства, о возвышенном стремлении ввысь. А маленькие пушистые елочки просто обаятельны.
Вот вы лежите на еловой «пружинной» постели, над вами еловая крыша. Подумайте, как многообразно использует человек давно знакомые вам растения! Как много в зеленом мире еще не открытых тайн, как много интересного в его жизни!