Что вокруг нас может быть опасным?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

характеризовать опасность бытовых предметов;

знать основные правила перехода улицы;

знать сигналы обычного и пешеход­ного светофоров, дорожный знак «Пешеходный переход».

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

формулировать правила перехода улицы;

проводить самопроверку;

видеть потенциальную опасность окружа­ющих предметов и соблюдать осторожность при обращении с ни­ми;

моделировать устройство светофора;

оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

понимать, что даже самые обыч­ные вещи могут оказаться опасными, если с ними неосторожно или неправильно обращаться.

Оборудование. У учителя — набор предметов, представляющих осо­бую опасность (спички, нож, вязальные спицы и др.). У учащих­ся — ножницы, клей для изготовления модели светофора.

Предварительная работа. На урок может быть приглашён сотрудник ГИБДД для беседы о правилах безопасности пешехода. В этом случае заранее готовится его «визитная карточка».

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Мудрая Черепаха появляется на уроке с забинтованной лапкой и сетует на то, что была неосторожной при обращении с обычными ножницами. Муравей Вопросик выражает ей сочувствие и спрашивает: «Что вокруг нас может быть опасным?» Дети высказывают свое мнение, приводя различные примеры, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».

Актуализация знаний и умений. Учитель просит еще раз вспомнить, какие предметы дети видели в доме у Муравьишки. Учитель: «Давайте снова рассмотрим рисунок на с. 42 учебника и скажем Муравьишке, какие предметы в его доме могут представлять опасность и почему». Дети называют предметы, объясняют их потенциальную опасность. Муравьишка может задавать уточняющие вопросы, помогающие анализу рисунка. Учитель: «А теперь, ребята, мысленно перенеситесь к себе домой. Вспомните, что окружает вас дома. Какие из этих предметов могут быть опасными?»

Освоение нового содержания и его применение. Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике (с. 46) и коллективно обсуждают, какие опасности могут нести изоб­раженные предметы, как нужно с ними обращаться, чтобы избежать опасности. Фотографии и рисунки можно рассматривать впроизвольном порядке, а затем систематизировать по характеру опасности: электрический ток, опасность пожара, режущие и колющие предметы, опасность травм, ожогов и др. Некоторые предметы несут сразу несколько видов опасности: например, газовая плита с духовкой может вызвать пожар, утечку газа, ожог. Особое внимание следует обратить на опасности, которые несёт телевизор, если смотреть его подолгу и сидеть близко к экрану (утомление, ухудшение зрения и т.д.).

После завершения работы с рисунками учитель от имени Муравья Вопросика демонст­рирует принесённые в класс предметыи просит повторить, какую опасность они могут представлять и как её избежать.

Приобретенные знания о характере опасности, которую несут различные предметы, применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 32, №1). Дети выполняют его самостоятельно, а затем коллективно проверяют и обсуждают.

Следующий этап урока можно начать с вопроса Муравьишки: «Ребята, а что может быть опасным на улице?» Выслушав детей, учитель подчеркивает, что на улице большую опасность представляют автомобили, а особую осторожность надо соблюдать при переходе улицы. Дети в парах выполняют задание на с. 47 учебника (вверху) с использованием «Страничек для самопроверки».

Затем организуется деятельность моделирования: учащиеся вырезают из Приложения рабочей тетради (с. 63) заго­товку светофора и склеивают его модель. При этом учитель акцен­тирует внимание на безопасности при работе с ножницами,напоминает о том, что случилось с Черепахой. Затем, используя модель, дети повторяют сигналы светофора. На этом этапе в уроке может участ­вовать приглашённый сотрудник ГИБДД. Учитель (или сотрудник ГИБДД) дополняет важнейшие правила перехода улицы практическими советами, рассказывает о тех местах в окрестностях школы, микрорайоне, где нужно быть особенно внимательными.

После этого учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 32, № 2).

В заключительной части урока дети коллективно сочиняют сказ­ку о том, как муравьишки учились переходить улицу (по рисунку на с. 47 учебника).

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что вокруг нас может быть опасным?». Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 47 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 47 учебника. Сотрудник ГИБДД также оценивает работу детей на уроке, вручает им свою «визитную карточку».

Физкультминутки.

Тили-бом! Тили-бом! (Руки перед собой, хлопки.)

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом! (Руки подняты вверх.)

Бежит курочка с ведром (Имитация движений.)

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарём,

А собачка с помелом...

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас! (Хлопки, прыжки.)

Рекомендации для занятий в семье

Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с. 33, №3).

НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что Земля имеет шарообразную фор­му и постоянно движется, что глобус — модель Земли;

приводить простей­шие доказательства шарообразности нашей планеты;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

моделировать форму Земли;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к планете.

Оборудование. У учителя — плоское блюдо, мяч; фигурки для рас­становки на блюде и приклеивания на мяч; динамическая модель с корабликом для доказательства шарообразности Земли; глобус; дет­ский волчок с фигуркой Муравьишки. У учащихся — глобус, пластилин.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Мудрая Черепаха немного опаздывает на урок. Она просит прощения за опоздание и говорит: «Я только что вернулась из путешествия. Была в разных странах. Оказывается, там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. И много удивительных животных! А все вместе мы живем на одной боль­шой планете! Кто знает, как она называется? (Ответы детей.)»

В разговор вступает Муравей Вопросик: «На что по­хожа наша планета?» Учитель предлагает детям ответить на этот вопрос. Пусть дети свободно выскажутся, не следует опровергать любые сравнения и предположения. После этого зачитывается текст в рубрике «Что узнаем, чему научимся».

Актуализация знаний и умений. По заданию учебника (с. 48, вверху) дети рассказывают, что они знают о нашей планете.

Освоение нового содержания и его применение. Выполняется следующее задание на с. 48 учебника. Работа идет фронтально. Чтобы содержание рисунков №1 и №2 было понятнее детям, учитель демонст­рирует большое плоское блюдои мяч.Учитель: «Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нём расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные (расставляет на блюде фигуркидомов, деревьев, людей, животных — пластилиновые или взятые из какого-либо иг­рушечного набора). Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Зем­ля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (приклеивает к мячу несколько фигурок,в том числе «вверх ногами»)».

Учитель просит еще раз рассмотреть рисунки на с. 48 учебника и сказать: «На каком из них показана плоская Земля, а на каком — шарообразная? Какое же изображение правильное? Докажите».

Среди высказываний детей могут прозвучать и такие: «Ecли Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли. Но пока никому из людей это не уда­валось... Если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами, а разве такое возможно?»

В поисках доказательств учитель предлагает рассмотреть рисунок № 3; сообщает, что это наблюдение люди сделали ещё в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля. Дети пробуют объяснить рисунок. С помощью динамической модели учитель демонстрирует суть этого доказатель­ства, предлагает 1—2 учащимся повторить его. Затем просит рас­смотреть и объяснить рисунок №4 (в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, какую форму имеет Земля).

Учитель: «Итак, Земля имеет шарообразную форму. Мы этого не замеча­ем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди дей­ствительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и всё на Земле, удерживает земное притяжение. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удава­лось добраться до края Земли. У неё нет края. Зато люди могут со­вершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место».

Затем учитель демонстрирует глобус и от имени Мудрой Черепахи зачитывает текст на с. 49 учебника. Дети отвечают на прозвучавшие вопросы. Теперь уже учащиеся должны называть предметы шарообразной формы, соответствующей (разумеется, приблизительно) форме Земли.

Приобретенные знания применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 33, №1).

Далее решается вопрос о движении Земли. Дети в парах анализируют рисунки-схемы на с. 49 учебника, на которых движение Земли вокруг Солнца сравнивается с движением самолетика вокруг башни карусели, а вращение Земли вокруг своей оси – с вращением детского волчка. После самостоятельной работы детей проводится коллективное обсуждение. Учитель: «Итак, движется ли наша планета? Кто из вас понял, как она движется? Почему вы так решили?». Учитель демонстрирует волчоки его движение. Для наглядности к волчку можно приклеить фигуркуМу­равьишки.

Затем организуется деятельность моделирования: дети лепят из пластилина модель земли, предварительно наметив мысленный план действий (как и раньше, при изготовлении моделей Солнца и созвездий). Моделирование проходит с помощью глобуса. Под руководством учителя дети находят на глобусе воду и сушу. Поскольку на Земле есть огром­ные моря и океаны, дети предлагают вылепить шары из пластилина голубого цве­та. Чтобы показать сушу, учащиеся предлагают взять пластилин зеленого, жёлтого, коричневого цвета. Не следует добиваться точности выполнения, модель должна отражать лишь самые общие представления о Земле.

В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 33, № 2). Дети раскрашивают рисунок с помощью гло­буса,при этом они должны повернуть глобус к себе той стороной, которая показана на рисунке. При недостатке времени это задание может быть выполнено в группе продленного дня.

В конце урока учитель может предложить детям загадки:

Ни начала, ни конца, На ноге стоит одной,

Ни затылка, ни лица. Крутит-вертит головой.

Знают все, и млад и стар, Нам показывает страны,

Что она — большущий шар. Реки, горы, океаны.

(Земля) (Глобус)

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «На что похожа наша планета?», спрашивает, какие еще выводы мо можем сделать из изученного на уроке? Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 49 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 49 учебника.

В группе продленного дняможет быть выполнено задание в рабочей тетра­ди (с. 33, № 2), если эта работа не была проведена на уроке.

Рекомендации для занятий в семье

Прочитайте ребёнку сказку В. Бианки «Кузяр-Бурундук и Инойка-Медведь». Попросите ребёнка объяснить, почему бурундук пер­вым увидел лучи солнца.

Наши рекомендации