Кактусы на питательных растворах
Сейчас, когда гидропоника все шире входит в повседневный быт, довольно часто возникает вопрос: нельзя ли и кактусы выращивать таким образом.
Все больше кактусистов-любителей начинают интересоваться этим теоретически, а кое-кто и на практике переводит свои коллекции с переменным успехом на гидропонную культуру. Как у каждого нового дела, у гидропоники есть свои сторонники и противники. Первые с энтузиазмом восхваляют ее преимущества, вторые яростно нападают на ее недостатки, но очень многие, в том числе и я, занимают среднюю позицию, придерживаясь мнения, что гидропоника превосходна для эпифитных влаголюбивых кактусов, но не оправдана или даже излишня для сухолюбивых родов, выращивание которых в условиях постоянной влажности корней просто-напросто противоестественно.
Сторонники гидропоники указывают, что она избавляет любителя от трудоемкой ежегодной пересадки и связанных с нею хлопот по заготовке земли. Конечно, это соблазнительно, но мне кажется, что круглогодовая возня с заготовкой растворов и ежемесячной их сменой ничуть не проще, а, пожалуй, и сложнее. Общее же оборудование содержания коллекции делается значительно более громоздким и гораздо менее транспортабельным, так что дело тут не в удобствах.
Другой аргумент, приводимый в пользу гидропоники, это то, что она способствует более обильному цветению. Говорить об этом трудно, так как никаких точных материалов по данному вопросу не имеется. Скажу только, что при правильном режиме кактусы и в обычных горшках с землей цветут очень обильно — совсем не редкость 12, 14, 16 цветков за лето на одном экземпляре. А легко цветущие ребуции нередко дают 20-30 цветков за месяц, раскрывая одновременно по 5-8 цветков, держащихся по нескольку дней.
Поэтому, верная принципу не навязывать читателю своего субъективного мнения, я предпочитаю оставить вопрос о гидропонике для сухолюбивых кактусов открытым, ограничившись советом: ни в коем случае не переводить на водную культуру всю коллекцию сразу, а предварительно проверить этот способ выращивания минимум в течение года на нескольких экземплярах. Другое дело — влаголюбивые роды
(рипсалисы , эпифиллюмы), которые по своим физиологическим особенностям резко отличаются от сухолюбивых тем, что:
- обладают быстрым ростом и сильно ветвящимися тонкими стеблями с большой площадью поверхности по отношению к объему, что значительно увеличивает их потребность в питании и способность к его усвоению;
- очень плохо переносят даже кратковременное высыхание корней;
- нуждаются во влажном воздухе;
- не прекращают рост в течение всего года и поэтому не требуют сухой и холодной зимовки.
Все эти особенности делают эпифитные кактусы очень подходящими для выращивания на водных растворах, что можно сделать одним из трех способов. Во-первых, можно «посадить» растение в банку или колбу, засыпав его корни крупным гравием или щебнем, после чего сосуд на две трети заполнить питательным раствором. Посуда должна быть прозрачной, чтобы на стенках ее образовывались водоросли, снабжающие корни кактуса кислородом. Во-вторых, растение можно посадить в гравий, используя обычный цветочный горшок, который вставляется в другой сосуд, на две трети заполняемый питательным раствором.
И, наконец, в-третьих, питательный раствор может быть использован для полива растения, посаженного в смесь листовой земли, торфа, крупного песка и угля, насыпанных в цветочный горшок любого типа.
Поскольку влаголюбивые кактусы по своим потребностям близки к обычным лиственным растениям, для питательного раствора не нужен какой-либо особый состав: можно использовать раствор Кнопа или Абеле, а также любой другой применяемый в гидропонике при выращивании лиственных растений.
Кроме эпифитных кактусов (Rhipsalis, Zygocactus, Epiphyl-lum), хорошо удается гидропонная культура таких родов, которые в природе растут как в виде эпифитных, так и наземных растений, например селеницереус, который на своей родине, в Центральной Америке, в Вест-Индии, одинаково часто встречается и стелющимся по земле, и свисающим с деревьев в виде мощных, сильно кустящихся лиан. Этот род, обладающий необычайно красивыми и крупными цветками до 36 сантиметров в диаметре, редко цветет в комнатах. Но в литературе встречаются сведения, что в гидропонной культуре он быстро развивает мощную корневую систему и легко зацветает. Незачем говорить, что наравне с обильным питанием и влажностью кактус должен получать максимальное количество свежего воздуха и солнца, так как полноценного развития, необходимого для цветения, растение может достичь лишь при гармоничном сочетании всех нужных ему условий жизни.
Как ни странно, но мне очень часто приходилось сталкиваться с полнейшим непониманием этой простой истины. Любители, показывая мне свои коллекции, часто поражали меня сетованиями вроде: «Вот никак не зацветает, а уж какую хорошую землю я ему дала, и зимовал холодно...» или «Ну, что ты будешь делать, сохнет и сохнет, а уж я его по два раза в день поливаю и опрыскиваю».
От меня ждали сочувствия, а я обращала внимание владельцев «капризных растений» на то, что одно стоит на полочке, подвешенной поперек постоянно закрытого окна, и не только страдает от недостатка свежего воздуха, но еще и теряет корни в накаленном солнцем горшке, а другое почти совсем лишено эпидермиса, объеденного беспрепятственно размножающимися клещами, и поэтому от растений никак нельзя ждать ни сочного, растущего стебля, ни тем более цветения.
Кактус, как и всякое растение, — сложный живой организм, и его нельзя рассматривать, как губку, которая набухает, если ее положат в воду. Для того чтобы сухой кактус стал сочным, надо добиться, чтобы он пошел в рост, а это возможно только, если он здоров.
ШЕСТАЯ «ЛАТИНСКАЯ МИНУТА»
Лофофора (кактус из группы североамериканских эхинокактусов) — от греческого слова lophus — гребень на шлеме. Название связано с пучками белых шерстисых волос на ареолах кактуса. Вторая половина названия — от греческого phoreo — ношу, а все название можно перевести как гребненосительница.
Ферокактус — от латинского слова ferox — свирепый; род ферокактус отличается мощными и густыми колючка-
Ферокактусхистрикс — в переводе означает дикобраз.
Эхиноцереус — ежовый шэреус.
Монстрозная форма—от латинского слова monstrum — чудовище, то есть чудовищная форма.
Эпифит, эпифитные растения, поселяющиеся в дуплах, на ветвях и в развилках деревьев и лиан. Название происходит от греческих слов epi — на и phyton — растение. Не следует считать эпифит равнозначным паразиту: последние питаются соками растения, на котором они поселились, а эпифиты добывают себе питание самостоятельно, пуская корни в скопления перегнивших листьев в дупле или на ветви, а также имеют воздушные корешки для поглощения дополнительной влаги из воздуха.