Физиологических исследований
При проведении лабораторных работ на кафедре нормальной физиологии студенты пользуются медицинскими инструментами, растворами кислот, электронной аппаратурой и т.п., что требует проявления осторожности и продуманности совершаемых действий. Объектом исследования служат пациенты и лабораторные животные. Поэтому во время выполнения исследований необходимо соблюдать ряд правил, главные из которых указаны ниже.
1. Заземлить электронный прибор.
2. Ознакомиться с устройством прибора, назначением всех его узлов, проверить правильность работы переключателей прибора.
3. Проверить изоляцию проводов, несущих электрический ток.
4. Проверить клеммы подключения электродов.
5. Вилки электродов раздражения подключать только к электростимулятору.
6. Проверить соответствие напряжения электрического тока прибора напряжению сетевого тока.
7. Включить прибор в сеть и убедиться в исправной работе индикаторной лампочки.
8. После включения прибора выждать 1-2 минуты для его прогрева, после чего обеспечивается стабильная работа прибора.
9. Все вопросы по качеству работы прибора рассматривать только с преподавателем.
10. При выполнении лабораторных работ, требующих наличия пипеток, мундштуков и т.п., необходимо проводить их предварительную дезинфекцию 70% этиловым спиртом.
11. Острые инструменты (иглы, скальпели, ножницы и т.п.) рассматриваются как потенциально инфицированные, поэтому ими надо пользоваться с особой осторожностью во избежание ранений.
12. Проведение физиологических исследований на человеке требуется добровольное согласие испытуемого.
14. После выполнения исследования необходима тщательная уборка приборов, инструментария и рабочего места.
Ознакомлен
Дата___ ___
ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
З А Н Я Т И Е № 1« » __________ 2017
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Введение в предмет «нормальная физиология» и в раздел «Физиология висцеральных функций»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. Предмет физиология. Связь физиологии с другими естественными и медицинскими науками.
2. Понятие о внутренней среде организма и гомеостазе.
3. Понятие о функции, уровни и механизмы её регуляции.
4. Понятие о регуляции функций. Виды регуляций физиологических функций (механическая, нервная, гуморальная, нейро-гуморальная). Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций.
5. Принцип саморегуляции гомеостатических констант организма. Учение о функциональных системах.
Литература для подготовки к занятиям приведена
В конце рабочей тетради
СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
РАБОТА № 1. Анализ схемы функциональной системы
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Проанализировать структурно-функциональ-ную организацию функциональной системы.
ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО: Цветные карандаши, линейка, схемы функциональных систем.
ХОД РАБОТЫ: Зарисовать схему функциональной системы
ВЫВОД:(указать, что является системообразующим фактором в функциональной системе).
Подпись преподавателя
РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА: Физиология пищеварения
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА. Усвоить знания необходимые для принципиального понимания механизмов процессов:
1 - формирования голода и насыщения;
2 - поддержания постоянства питательных веществ во внутренней среде организма;
3 - пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта (ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной и других отделах тонкой и толстой кишки) и его регуляции;
4 - всасывания веществ в пищеварительном тракте и его регуляции.
З А Н Я Т И Е №2« » __________ 2017
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие вопросы пищеварения. Механизмы голода и насыщения. Пищеварительная функция полости рта. Моторный и секреторный компоненты жевания.
Пищеварение в желудке
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Пищеварение, его значение. Пищеварительный конвейер, особенности его организации и функционирования.
2. Общие принципы нейро-гуморальной регуляции функций пищеварительного конвейера.
3. Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.
4. Механизмы голода и насыщения.
5. Функциональная система поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови и анализ ее компонентов.
6. Роль и значение пищеварения в полости рта в функциональной системе питания.
7. Понятие мастикациографии и мастикациограммы. Фазы мастикациограммы и принципы анализа.
8. Особенности мастикациограммы при жевании пищи различной консистенции.
9. Пищеварение в полости рта, его роль и значение. Механическая и обработка пищи в полости рта.
10. Моторный компонент жевания. Биомеханика жевания.
11. Особенности жевательных движений при пережевывании пищи различной консистенции.
12. Методы изучения механической функции жевания (электромиография).
13. Секреторный компонент жевания.
14. Слюнные железы. Роль слюнных желез в пищеварительной функции полости рта.
15. Состав и свойства и функции слюны.
16. Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в ротовую полость пищевых и отвергаемых веществ.
17. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.
18. Функции желудка. Пищеварение в желудке.
19. Роль желудка в пищеварительном конвейере.
20. Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудочного сока. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка.
21. Функции соляной кислоты и других компонентов желудочного сока.
22. Фазы желудочной секреции: сложно-рефлекторная (мозговая), её безусловной условно-рефлекторные компоненты; нейрогуморальная, ее желудочный и кишечный компоненты.
23. Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных факторов на секреторную функцию желудка.
24. Экспериментальное изучение механизмов регуляции секреторной функции желудка.
25. Моторная деятельность желудка.
26. Виды сокращений желудка, механизм их возникновения и роль в процессах механической обработки пищи.
27. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную функцию желудка.