Тема: Такие разные праздники
Цель:сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
Оборудование:электронное приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Блицопрос
• Что изображено на Государственном гербе России?
• Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
• Что вам известно о Знамени Победы?
• Что вы знаете о Государственном гимне России?
Сообщения учащихся
— Какие символы для своего класса или своей семьи вы придумали?
(Ученики показывают свою работу и комментируют.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске даты праздников: 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.)
— Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске? (Это праздники.)
— О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о праздниках.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие разные праздники».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по данной теме.)
— Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
— А что такое праздник? (Торжество в честь какого-либо события.)
— Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)
— Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.)
— А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)
— Узнайте что-то новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст, делятся новой информацией.)
— Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка...».)
— А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.)
— И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)
— Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать многолетнюю традицию и указ самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.)
— А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)
— А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цветной бумаги, фольги, ниток.)
(Учитель рассказывает о том, как празднуют Новый год в различных странах. См. дополнительный материал к уроку.)
— А какие новогодние традиции существуют в России? (Украшают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за праздничным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал-маскарад и т. д.)
— Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февраля — День защитника Отечества.)
— А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно-исторические викторины и т. д.)
Сообщения учащихся
23 февраля.Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Воины, защитники Отечества есть в каждой семье.
Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а народ просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь.
О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — русском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит — пальчики оближешь!
День защитника Отечества - праздник всенародный. Дома и на работе, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. И пусть девочки поздравляют мальчишек-одноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время, потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества.
А в этот день они могут показать свою силу, ловкость, выносливость. В школе можно провести спортивный праздник или военную игру. Ловкость, смелость, умение ориентироваться на местности, принимать решения в самых сложных ситуациях еще ни одному мужчине не помешали.
8 Марта.Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революционерка Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин.
Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов.
9 Мая.«Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Победы поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.
Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воинских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.
1 июня.Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации. В этот день проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.