Тема: Страна, открывшая путь в космос

Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время.

Формируемые УУД: познавательные - самостоятельно фор­мулировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточ­ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — форму­лировать учебные задачи, определять последовательность проме­жуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; лич­ностные - устанавливать связи между целью учебной деятельно­сти и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Ю. Гагарина.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Какие героические страницы Великой Отечественной войны вам известны?

Карточка 2

Какие российские города получили звание «город-герой»?

Блицопрос

• Когда началась Вторая мировая война? (В 1939г.)

• Когда фашистская Германия напала на Советский Союз? {22 июня 1941 г.)

• Кто руководил захватом нашей Родины? (Адольф Гитлер.)

• Какая битва стала первым поражением врага? (Битва под Москвой.)

• Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)

• Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

• Когда Советская армия перешла в наступление? (В 1942 г.)

• Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом 1943 г.)

• Когда территория Советского Союза была полностью осво­бождена от захватчиков? (В 1944 г.)

• Когда начался штурм Берлина? (В апреле 1945 г.)

• Кто им руководил? (Г.К. Жуков.)

• Какой день стал Днем Победы? (9 мая.)

• Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свы­ше 27 млн.)

• Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года.)

Тест

(Учитель может использовать задания теста 15 «Великая Оте­чественная война» из пособия «Окружающий мир. Разноуровне­вые задания. 4 класс».)

Дополнительные сообщения

— Какие сообщения вы приготовили по данной теме?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звезд. (Ракета.)

— О чем будем говорить на уроке? (Наверное, о космосе.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страна, открывшая путь в космос».)

— Что можете сказать? (Наша страна первой проложила дорогу к звездам.)

— Что вы уже знаете по этой теме? (Высказывания детей.)

— Что вам хотелось бы еще узнать? Сформулируйте свои во­просы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебникуС. 147

— Прочитайте текст на с. 147. Что нового вы узнали из этого текста? (Ответы детей.)

— Какое событие произошло в 1957 г.? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.)

— Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил космический полет.)

— Как назывался его космический корабль? («Восток».)

Рассказ учителя

ВСША и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное войной хозяй­ство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать.

Однако 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся со­бытие произвело огромное впечатление. А 12 апреля 1961 г. весь мир облетело новое ошеломляющее известие — впервые в космо­се человек! Им был Юрий Гагарин. Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.

Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спут­ники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ли­квидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции ис­пользуются в качестве космических баз. С февраля 1986 г. на око­лоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 г. эта станция была затоплена в океане.

V. Первичное закрепление

Наши рекомендации