Загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей

Автомагистрали с интенсивным движением являются наиболее значительным источником загрязнения атмосферы. Количество вредных веществ M, образующихся при сгорании единицы топлива может быть рассчитано по формуле [3]

M = kв× G, (14)

где M - количество выделяющихся вредных веществ, г/с; G - коли­чество расходуемого топлива, г/с; kв- коэффициент, значения кото­рого приведены в табл.3.

Из данных табл.3 следует, что на единицу сжигаемого топлива дизельные двигатели выбрасывают меньше вредных веществ, чем бен­зиновые, но следует учитывать, что дизельные двигатели как прави­ло устанавливают на грузовых автомобилях, которые имеют большую мощность и затрачивают на единицу пути больше топлива. Кроме того, в выхлопных газах дизельных двигателей в больших количествах при­сутствует бенз(а)-пирен. Поэтому в некоторых районах крупных го­родов эксплуатация дизельного транспорта запрещена.

Таблица 3

Значения коэффициента kв для некоторых веществ

Наименование загряняющих веществ k
Тип двигателя
Бензиновый Дизельный
Оксид углерода СО Диоксид азота NO2 Соединения свинца 0,6 0,04 0,001 0,1 0,04 -

Автомагистраль с интенсивным движением можно рассматривать как линейный стационарный наземный источник выделения вредных ве­ществ.

Среднее число машин N, находящихся на участке автомагистрали, интервал по расстоянию между машинами Dl и интервал по времени Dt выражаются формулами

N = l/Dl , (15)

Dl= Dt×v, (16)

Dt= 60/na, (17)

где l - длина участка магистрали, м; na - число машин, прошедших через контрольный пункт на участке в обе стороны за 1 мин; v - средняя скорость автомобилей, м/с.

Подставляя (16) и (17) в (15), получаем

l×na

N = ----- .

60×v

Если принять, что в среднем легковые и грузовые автомобили тратят на 1 км пути количество топлива g, то за одну секунду рас­ход топлива g одной машины составит

g×v

g = ------ ,

1000

а общий расход G всех машин на рассматриваемом участке

g×l×na

G = ------- . (18)

6×104

С достаточной для практических расчетов точностью среднее значение gможет быть принято равным 100 г/км, тогда формула (18) принимает вид

l×na

G = ----- . (19)

600

Зная суммарный расход топлива G, г/с, можно по формуле (14) опре­делить суммарный выброс вредных веществ, используя данные табл.3.

Концентрация C вредного вещества в контрольной точке для на­земного линейного источника загрязнения рассчитывается по формуле [3]

С = Cусл×j (20)

где Cусл - условная концентрация вредного вещества; j - функция, значение которой определяется взаимным расположением источника и точки, в которой оценивается загрязнение атмосферы.

Если участок магистрали проходит вдоль жилого массива по всей длине l, то условную концентрацию Сусл можно определить как

M

Cусл = ---------- , (21)

8×l×H×u

где H - высота источника загрязнения над поверхностью земли; u - расчетная скорость ветра в направлении от магистрали к жилому массиву.

Значение jопределяется по графику рис.5 в зависимости от безразмерных параметровaи b, которые рассчитывают по формулам

a = Y1×Y2 , b = Y3×Y4 . (22)

Значения Y1¸Y4 можно найти по номограммам на рис.6 по соот­ветствующим парам значений безразмерных координатmи n, характе­ризующих смещение контрольной точки относительно центра источника загрязнений

2×Sоп× Dx 2×Dy

m1= ---------- ; (23) n1= ----- ; (24)

l l

Sоп×Dx Z

m2= --------- ; (25) n2= --- ; (26)

H H

0,9×Sоп×Dx Dy

m3= ------------- ; (27) n3= --------- ; (28)

l/2 + H l/2 + H

0,9×Sоп×Dx Z

m4= ------------ ; (29) n4= ---- . (30)

2H 2H

В формулах (23)_(30) обозначены:

Sоп - опасное значение обобщенного коэффициента диффузии; Dx - расстояние от оси магистрали до контрольной точки в направлении, перпендикулярном оси; Dy - расстояние от центра участка магистра­ли до контрольной точки в направлении, параллельном ее оси.

На величину концентрации загрязнителей существенно влияют скорость ветра u в направлении жилого массива и обобщенный коэф­фициент диффузии S, определяющий распределение примесей вследс­твие турбулентости потока. При расчетах принимают u=0,5 м/с, что соответствует состоянию атмосферы, называемому штилем. Крайние значения коэффициента диффузии лежат в пределах 0,05 ¸ 0,5. На практике при расчетах принимают Sоп = 0,12.

Загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей - student2.ru

Рис.5. Графики для определения функции j.

Загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей - student2.ru

Рис.6. Графики для определения Y.

Наши рекомендации