Загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей
Автомагистрали с интенсивным движением являются наиболее значительным источником загрязнения атмосферы. Количество вредных веществ M, образующихся при сгорании единицы топлива может быть рассчитано по формуле [3]
M = kв× G, (14)
где M - количество выделяющихся вредных веществ, г/с; G - количество расходуемого топлива, г/с; kв- коэффициент, значения которого приведены в табл.3.
Из данных табл.3 следует, что на единицу сжигаемого топлива дизельные двигатели выбрасывают меньше вредных веществ, чем бензиновые, но следует учитывать, что дизельные двигатели как правило устанавливают на грузовых автомобилях, которые имеют большую мощность и затрачивают на единицу пути больше топлива. Кроме того, в выхлопных газах дизельных двигателей в больших количествах присутствует бенз(а)-пирен. Поэтому в некоторых районах крупных городов эксплуатация дизельного транспорта запрещена.
Таблица 3
Значения коэффициента kв для некоторых веществ
Наименование загряняющих веществ | k | |
Тип двигателя | ||
Бензиновый | Дизельный | |
Оксид углерода СО Диоксид азота NO2 Соединения свинца | 0,6 0,04 0,001 | 0,1 0,04 - |
Автомагистраль с интенсивным движением можно рассматривать как линейный стационарный наземный источник выделения вредных веществ.
Среднее число машин N, находящихся на участке автомагистрали, интервал по расстоянию между машинами Dl и интервал по времени Dt выражаются формулами
N = l/Dl , (15)
Dl= Dt×v, (16)
Dt= 60/na, (17)
где l - длина участка магистрали, м; na - число машин, прошедших через контрольный пункт на участке в обе стороны за 1 мин; v - средняя скорость автомобилей, м/с.
Подставляя (16) и (17) в (15), получаем
l×na
N = ----- .
60×v
Если принять, что в среднем легковые и грузовые автомобили тратят на 1 км пути количество топлива g, то за одну секунду расход топлива g одной машины составит
g×v
g = ------ ,
1000
а общий расход G всех машин на рассматриваемом участке
g×l×na
G = ------- . (18)
6×104
С достаточной для практических расчетов точностью среднее значение gможет быть принято равным 100 г/км, тогда формула (18) принимает вид
l×na
G = ----- . (19)
600
Зная суммарный расход топлива G, г/с, можно по формуле (14) определить суммарный выброс вредных веществ, используя данные табл.3.
Концентрация C вредного вещества в контрольной точке для наземного линейного источника загрязнения рассчитывается по формуле [3]
С = Cусл×j (20)
где Cусл - условная концентрация вредного вещества; j - функция, значение которой определяется взаимным расположением источника и точки, в которой оценивается загрязнение атмосферы.
Если участок магистрали проходит вдоль жилого массива по всей длине l, то условную концентрацию Сусл можно определить как
M
Cусл = ---------- , (21)
8×l×H×u
где H - высота источника загрязнения над поверхностью земли; u - расчетная скорость ветра в направлении от магистрали к жилому массиву.
Значение jопределяется по графику рис.5 в зависимости от безразмерных параметровaи b, которые рассчитывают по формулам
a = Y1×Y2 , b = Y3×Y4 . (22)
Значения Y1¸Y4 можно найти по номограммам на рис.6 по соответствующим парам значений безразмерных координатmи n, характеризующих смещение контрольной точки относительно центра источника загрязнений
2×Sоп× Dx 2×Dy
m1= ---------- ; (23) n1= ----- ; (24)
l l
Sоп×Dx Z
m2= --------- ; (25) n2= --- ; (26)
H H
0,9×Sоп×Dx Dy
m3= ------------- ; (27) n3= --------- ; (28)
l/2 + H l/2 + H
0,9×Sоп×Dx Z
m4= ------------ ; (29) n4= ---- . (30)
2H 2H
В формулах (23)_(30) обозначены:
Sоп - опасное значение обобщенного коэффициента диффузии; Dx - расстояние от оси магистрали до контрольной точки в направлении, перпендикулярном оси; Dy - расстояние от центра участка магистрали до контрольной точки в направлении, параллельном ее оси.
На величину концентрации загрязнителей существенно влияют скорость ветра u в направлении жилого массива и обобщенный коэффициент диффузии S, определяющий распределение примесей вследствие турбулентости потока. При расчетах принимают u=0,5 м/с, что соответствует состоянию атмосферы, называемому штилем. Крайние значения коэффициента диффузии лежат в пределах 0,05 ¸ 0,5. На практике при расчетах принимают Sоп = 0,12.
Рис.5. Графики для определения функции j.
Рис.6. Графики для определения Y.