VI. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся делают вывод, что человек – это часть Природы, поэтому он должен уважать ее, заботиться о ней, а не покорять.
Прочитать вывод в учебнике на с. 53.
Учитель. Удалось ли человеку покорить природу? Так кем же является человек – сыном Природы или покорителем?
А в заключение я хочу прочитать вам стихотворение С. Викулова «Монолог природы». А вы его внимательно послушайте и постарайтесь сохранить о нем память.
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье
Подарить – в моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой… И, наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги,
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня!
Домашнее задание.
С. 47–53.
«Подумай!», вопрос 3.
«Проверь себя», вопрос 2.
У р о к 10
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ. МЕЖДУНАРОДНАЯ КРАСНАЯ КНИГА
Цели:
1. Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость великих достопримечательностей.
2. Познакомить с Международной Красной книгой+.
3. Познакомить с редкими видами растений и животных.
4. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
О б о р у д о в а н и е:рисунки и фотографии с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга; рисунки с изображением Семи чудес света.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры и о Международной Красной книге.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель проводит графический диктант: читает высказывания, а ученики ставят «+», если высказывание верное, и «–», если высказывание неверное.
Диктант
1. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
2. Человек – властелин и покоритель природы.
3. Историки и археологи – специалисты по экологии.
4. Древние люди преклонялись перед силами природы.
5. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды с полей, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.
6. Вырубка тропических лесов не приведет к изменению климата.
7. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.
8. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.
9. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.
10. Международная экологическая организация Гринпис в переводе с английского языка означает «Зеленый лес».
О т в е т ы на диктант: 1(+), 2(–), 3(–), 4(+), 5(+), 6(–), 7(–), 8(–), 9(+), 10(–).
Учитель собирает на проверку ответы учащихся.
Далее проводит конкурс рисунков «Планета заболела» с кратким комментированием лучших работ.
III. Изучение новой темы.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение экологических проблем нашего земного шара. Запишите тему урока «Сокровища Земли под охраной человечества».
Мы познакомимся с удивительными сокровищами Земли и узнаем о работе людей по охране этих достопримечательностей.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника «Всемирное наследие» на с. 54–55.
Учащиеся читают самостоятельно.
Учитель. В древности необычные творения рук человека, которые поражали современников своей красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света».
Учитель демонстрирует рисунки с изображением семи чудес света:
1. Пирамиды в Гизе (Египет).
2. Висячие сады Семирамиды (Ирак).
3. Могила царя Мавсола (Турция).
4. Храм Артемиды Эфесской (Турция).
5. Статуя Зевса (Олимп, Греция).
6. Родосский колосс (Греция).
7. Фарос, маяк Александрийский (Египет).
Учитель. В настоящее время сохранились только египетские пирамиды. Все прочие чудеса были уничтожены пожарами, землетрясениями, набегами иноземных захватчиков. Великая пирамида Хеопса была построена в период между третьим и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Сто тысяч человек в течение 20 лет укладывали 2.300.000 каменных плит, каждая из которых весила около двух тонн. Чтобы поставить одну плиту на место, требовались усилия 40 человек. Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид, ее высота – 146 метров.
Чтобы мир не лишался этих бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
– Какие две части объединены названием «Всемирное наследие»?
Ученики. Всемирное наследие включает объекты природы и объекты творения человеческих рук.
Учитель. Как называются эти две части?
Ученики. «Всемирное природное наследие» – это объекты природы, а объекты творения человеческих рук – это «Всемирное культурное наследие».
Учитель предлагает заполнить схему:
Учитель. Рассмотрите эмблему Всемирного наследия. Как связаны эти две части между собой?
Ученики.Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема «Всемирного наследия». Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творения человеческих рук.
Учитель. В настоящее время создан список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть объекты природы и культуры нашей страны.