IV. Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».
Учитель. Мы вернулись на борт нашего космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.
Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?
Ученики. Земля вращается вокруг Солнца.
Учитель. Что вы еще заметили?
Ученики. Земля вращается еще вокруг своей оси.
Учитель. Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?
Ученики. Солнце освещает сначала одну ее часть, а затем другую.
Учитель. Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?
Ученики. В той части Земли, которая освещена Солнцем, будет день. А в другой части Земли, куда не попадают солнечные лучи, будет ночь.
Учитель. Посмотрите на верхний рисунок в учебнике на с. 12. Что вы можете сказать?
Ученики. На рисунке показано, что Земля вращается вокруг своей оси и на освещенной части – день, а на неосвещенной – ночь.
Учитель. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.
Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?
Ученики. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него. На земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу, будет теплее, значит, это будет лето. А в той части, которая дальше от Солнца, холоднее, поэтому там будет зима.
Учитель. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.
Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:
V. Итог урока.
Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод (с. 15).
Домашнее задание.
С. 9–15. Ответы на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.
Ответы на вопросы по схеме:
– Назовите планеты Солнечной системы.
– Назовите самую большую исамую маленькую планеты Солнечной системы.
– Сравните размеры планеты Земля с другими планетами.
– Что вы можете сказать о размерах Солнца по отношению к планетам Солнечной системы?
– Назовите первую и последнюю планету от Солнца.
У р о к 4
ЗВЕЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.
КАК НАБЛЮДАТЬ ЗВЕЗДНОЕ НЕБО?
СОКРОВИЩА ЗВЕЗДНОГО НЕБА
Цели:
1. Дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба.
2. Научить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе.
3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать.
О б о р у д о в а н и е:карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий.
Ход урока