Понятие и физиологическая основа внимания.
Тема: «Внимание»
Цель: рассмотреть понятие «внимание», изучить его физиологическую основу, свойства и виды.
Задачи:
·обучающая: раскрыть понятия: «внимание», «физиологическая основа», «устойчивость», «объём», «концентрация»; рассмотреть природу внимания, его виды и свойства, связь с другими познавательными процессами;
·развивающая: развивать устойчивость внимания, переключаемость, абстрактное мышление, умение анализировать и классифицировать изучаемый материал, формировать умение внимательно всматриваться в предметы и явления;
·воспитательная: воспитывать всесторонне развитую личность, ориентированную на активную, самостоятельную, внимательную деятельность, целостное восприятие проблемных ситуаций и поиск разнообразных путей их разрешения.
Оборудование: конспект лекции, раздаточный материал (табл.: «Свойства внимания», «Виды внимания и их сравнительные характеристики»), рисунки, пояснительные примеры.
Список литературы:
1. Немов Р. С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. –
С. 99 – 106.
2. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1986. – С. 231 – 247.
3. Платонов К. К. Занимательная психология. – М.: Мол. гвардия, 1986. –
С. 102 – 111.
4. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Сарычев С. В. и др. Технологии в изучении психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество, 2003. – С. 43 – 46.
План
1. Понятие и физиологическая основа внимания.
2. Свойства внимания.
3. Виды внимания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Объяснение нового материала.
Понятие и физиологическая основа внимания.
Несмотря на то, что исследования внимания ведутся уже много десятков лет, среди психологов до сих пор нет полного согласия в отношении того, можно ли считать внимание самостоятельным познавательным процессом. Одни ученые утверждают, что такого познавательного процесса не существует. Внимание выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека.
Внимание занимает особое положение, оно включено в работу всех остальных психических процессов и состояний человека, выступает как их момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом виде» не возможно. Внимание не существует как полностью отдельный познавательный процесс, но его свойства все же можно отделить и изучить отдельно от свойств других психических процессов.
Внимание представляет собой особенный психический процесс и одновременно с этим особенное психическое состояние человека (ни один другой познавательный процесс нельзя одновременно рассматривать и как психическое состояние).
Формально внимание можно определить как процесс, обеспечивающий избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т. п. Действие внимания выражается в сосредоточении психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма.
Внимание – это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой [Немов Р. С. Общая психология].
В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания.
Для иллюстрации сущности внимания как психической деятельности, направленной и сосредоточенной на значимом для человека объекте, используется «воронка» Шеррингтона (рис. 1).
Физиологической основой внимания является наличие в коре головного мозга области оптимального возбуждения и области торможения. Процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках коры мозга.
Например, можно попробовать одновременно читать книжку и слушать тиканье стоящих рядом часов (распределение внимания). Некоторое время это будет удаваться. Если бы при этом мы могли видеть наш мозг и происходящие в нем процессы, то мы бы наблюдали, как очаг возбуждения переходит то в центры, регулирующие чтение, то – слушание.
Свойства внимания.
Внимание человека обладает следующими свойствами: устойчивость, колебания, концентрация, рассеянность, переключаемость, отвлечение, распределение, объем. Рассмотрим каждое из этих свойств в отдельности.
Виды внимания.
Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредованное внимание. Отдельно выделяют и рассматривают послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта. Внимание вызывает все необычное.
Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Решающее значение имеет контраст между действующими на человека раздражителями. Это относится не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям (рис.2, 3).
Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Так, в экспериментальных условиях испытуемый, сосредоточиваясь в соответствии с инструкцией на восприятии сообщения, зачитываемого диктором, и достаточно успешно отвлекаясь от параллельно звучащего голоса другого человека, тем не менее, когда последний произносил имя испытуемого, немедленно обращал на него внимание.
Непроизвольное внимание связано и с общей направленностью личности. Например, новую театральную афишу скорее заметит человек, интересующийся театром, при этом, быть может, не обратив внимания на объявление о предстоящем футбольном матче.
Произвольное внимание, как высший вид внимания, сложилось в процессе труда.
Тема: «Внимание»
Цель: рассмотреть понятие «внимание», изучить его физиологическую основу, свойства и виды.
Задачи:
·обучающая: раскрыть понятия: «внимание», «физиологическая основа», «устойчивость», «объём», «концентрация»; рассмотреть природу внимания, его виды и свойства, связь с другими познавательными процессами;
·развивающая: развивать устойчивость внимания, переключаемость, абстрактное мышление, умение анализировать и классифицировать изучаемый материал, формировать умение внимательно всматриваться в предметы и явления;
·воспитательная: воспитывать всесторонне развитую личность, ориентированную на активную, самостоятельную, внимательную деятельность, целостное восприятие проблемных ситуаций и поиск разнообразных путей их разрешения.
Оборудование: конспект лекции, раздаточный материал (табл.: «Свойства внимания», «Виды внимания и их сравнительные характеристики»), рисунки, пояснительные примеры.
Список литературы:
1. Немов Р. С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. –
С. 99 – 106.
2. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1986. – С. 231 – 247.
3. Платонов К. К. Занимательная психология. – М.: Мол. гвардия, 1986. –
С. 102 – 111.
4. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Сарычев С. В. и др. Технологии в изучении психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество, 2003. – С. 43 – 46.
План
1. Понятие и физиологическая основа внимания.
2. Свойства внимания.
3. Виды внимания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Объяснение нового материала.
Понятие и физиологическая основа внимания.
Несмотря на то, что исследования внимания ведутся уже много десятков лет, среди психологов до сих пор нет полного согласия в отношении того, можно ли считать внимание самостоятельным познавательным процессом. Одни ученые утверждают, что такого познавательного процесса не существует. Внимание выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека.
Внимание занимает особое положение, оно включено в работу всех остальных психических процессов и состояний человека, выступает как их момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом виде» не возможно. Внимание не существует как полностью отдельный познавательный процесс, но его свойства все же можно отделить и изучить отдельно от свойств других психических процессов.
Внимание представляет собой особенный психический процесс и одновременно с этим особенное психическое состояние человека (ни один другой познавательный процесс нельзя одновременно рассматривать и как психическое состояние).
Формально внимание можно определить как процесс, обеспечивающий избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т. п. Действие внимания выражается в сосредоточении психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма.
Внимание – это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой [Немов Р. С. Общая психология].