Глава 8. орудия для обработки почвы
Бессмысленное переворачивание почвы глубокой обработкой вызвало не менее бессмысленную конструкцию плугов, грубберов, культиваторов и т.д.
Орудия эти, как справедливо заметил Дегерен, должны быть в музеях древностей, наряду с осмоленным колом древних народов, но мы однако не перестаем платить за них наши трудовые деньги.
Самым большим бессмыслием в построении земледельческих орудий отличаются немцы. Больше смысла в производстве с.-х. орудий проявляют англичане. Американцы же наряду с хорошими вещами, делают орудия, которые представляют из себя ничто иное, как блаж.
Однако мы постоянно покупаем немецкие изделия, как бы считая своей обязанностью увеличивать те миллионы марок, которые немцы предназначают на колонизацию нашего края.
Характерным здесь является поддержка нами немецких заводов и наша вера в превосходство немецкой «культуры».
Мы забываем, что народ, который постоянно направляет все свои силы на угнетение соседей - славян, прежде под видом распространения христианства, теперь во имя «культуры», не может служить образцом для земледельцев. Земледельческие народы не угнетают соседей и не идут в Китай и Париж за добычей.
Германский милитаризм тем более отвратителен, что он маскируется то распространением христианства, то культурой. Открытый разбой орд Аттилы, Чингизхана и Тамерлана вызывает меньшее презрение. Соколы и орлы, убивающие днем не возбуждают такого презрения и отвращения, как гиены и совы, убивающие ночью.
У немцев можно учиться военной организации, можно покупать у Крупа пушки, но напрасно искать там хорошие земледельческие орудия, потому что легче дойти до Парижа и переделать там «кенига» на «кайзера», чем рационально сконструировать земледельческое орудие.
Однако, мы, как загипнотизированный взглядом питона кролик, сами бросаемся в пасть германизма, ослепленные его военными добычами, забывая, что война и земледелие две разные вещи и что именно быстрое развитие милитаризма в Германии служит доказательством неспособности этого народа к разумному, спокойному и честному земледельческому труду. Кто умеет разумно и честно работать, тот своих ближних не обижает.
Однако мы несем потом заработанные гроши немцам за их дрянной товар, даже не думая о возможности вырваться из этих когтей. Так, например, на конкурсах земледельческих орудий, которые мы устраивали в последнее время, фигурировали исключительно только немецкие изделия - лучших английских или американских не было вовсе. Кажется, что нужно только знать, какие из гнилых яблок самые вкусные, ибо о хороших мы не можем даже и мечтать. Немецкие заводы представляют нашим складам более выгодный кредит и делают большие скидки (из нашего кармана), поэтому-то они и наводнили наш рынок своим плохим товаром. Но времена теперь настолько тяжелые, что пора прекращать эту забаву, которая неминуемо приведет нас к разорению. Не говоря уже о том, что ради тех миллионов марок, при помощи которых немцы выживают нас из Познани, мы вообще не должны у них ничего покупать.
Однако в настоящее время наши склады завалены немецким товаром, вследствие чего земледельцам трудно судить о преимуществах английских изделий. Но достаточно только раз увидеть в работе английские и немецкие орудия, чтобы убедиться в превосходстве первых.
Тяжелый немецкий ум, занятый борьбой за первенство грубой силы перед истиной, не может понять, как должен быть сконструирован плужок, чтобы он не забивался пожнивными остатками на плодородных и чистых почвах, и сорными травами на полях еще не приведенных в порядок.
Немцы думают, что достаточно сделать стойки плужка выше, чтобы он не забивался. Однако этого мало, здесь гораздо большую роль играет рациональное размещение корпусов. Поэтому немецкие 3-корпусные плужки (не говоря уж о 4-корпусных) у нас на богатых землях Подолии очень скоро выбрасывают за ненадобностью.
У меня пошли на свалку старой рухляди трехкорпусные Сака (различных типов), Эккерта, Шютих и Бетке, Шварц и Зонн, Дрешера и др. Из английских же плугов пальму первенства получил трехкорпусный плужок Рансона марок СКМ, СВМ и ДВМ. Последний однотипен СБМ, но более прочный.
Цена 3-корпусного плужка по каталогу 56 руб. В последнее время я выписал со склада в Одессе 25 плужков, причем склад сделал мне скидку 5%, так что превосходный солидный плужок обошелся мне в 53 руб. Почти столько же берут с нас и немцы за свой брак.
Английские плужки имеют то преимущество перед немецкими, что корпуса их размещены рациональнее и вследствие этого не забиваются так пожнивными остатками и сорняками, как немецкие. Кроме того, отвалы Рансона имеют математически выверенную форму, немцы же выдают кусок выгнутого неизвестно как листового железа за отвал «дробящий». Над рациональной формой отвала, что сделать не так-то легко, немцы не ломают себе голову, совершенно не признавая законов механики при конструировании своих орудий, Лемеха на английских плужках Рансона изготавливаются по особой технологии, составляющей секрет завода. Они при работе сами затачиваются и очень прочны. Немецкие же изнашиваются очень быстро и постоянно должны отправляться в кузницу на заточку.
Итак, обработку почвы я базирую на трехлемешковых плужках Рансона марок СКМ и СВМ, в последнем отвал гораздо длиннее. Если нужно перевернуть как следует пласт, например при заделке семян, то я отдаю предпочтение марке СВМ.
При получении с завода плужка, я добавляю пару зарубок на сегменте регулятора, чтобы плужок пахал мельче. После такой незначительной модернизации плужок работает как требуется. Будущее даст нам лучшее орудие, но в настоящее время 3-корпусные плужки Рансона безусловно лучше всего отвечают своему назначению.
В этот плужок я запрягаю две пары волов или лошадей для работы на засоренных полях, на чистых полях достаточно пары волов или пары лошадей. Для работы достаточно одного человека, но на сильно засоренных полях я выделяю два человека. За летний день на волах можно вспать 3 морга, на лошадях - больше.
Работа обходится баснословно дешево. Я пашу весной пока земля влажная, потому что сухую землю мелко вспахать невозможно.
Трехкорпусные плужки работают чрезвычайно производительно. Так например, в этом году (1898) вспашку парового поля я закончил в первых числах мая, несмотря на то, что весна была поздняя, и у меня не было зяби, что значительно затрудняло полевые работы.
Теперь перейдем к орудиям непереворачивающим пласт. Эти сделаны еще более бессмысленно, чем плуги. Сошники у них обычно размещены редко, лапы похожи на зубья конных грабель или согнуты под прямым углом, что способствует забиванию их пожнивными остатками и сорными растениями. Сорняки эти орудия оставляют неподрезанными, почва же рыхлится на разную глубину.
Последнее обстоятельство полностью нами игнорируется. Происходит это потому, что при глубокой обработке мы привыкли пассивно ожидать дождь. При новой системе земледелия каждое зерно должно взойти без дождя. Здесь-то плохая работа общепринятых культиваторов, экстирпаторов и прочих сразу видна.
Чтобы понять недостатки конструкций этих орудий, мы должны вспомнить условия, при которых зерно всходит без дождя. Произойдет это только тогда, когда зерно ляжет на влажный, капиллярный слой почвы и будет прикрыто сверху тонким и мягким слоем почвы.
При мелкой вспашке эта цель вполне достигается. У нас получается влажная, ровная капиллярная плоскость, на которую падают зерна при посеве и всходят без дождя одновременно, так как они все будут находиться на одинаковой глубине.
Культиваторы, экстирпаторы, вследствие редко расставленных лап рыхлят почву на разную глубину и дают неровную капиллярную поверхность. Поэтому при посеве часть семян попадает на капиллярную поверхность (где мельче взрыхлено), а другая часть (где взрыхлено глубже) - будет находиться в рыхлом, быстро пересыхающем слое почвы. Поэтому получаются изреженные всходы в сухую весну (у яровых) или осень (у озимых).
Поэтому все так восхваляемые пружинные культиваторы (Рансона, Массе, Гарриса и др) отправлены мной на свалку. Скачущие пружинные лапы и сорняки не все подрезают и капиллярную поверхность дают не ровную.
По этим причинам я работаю исключительно экстирпаторами собственного изготовления. Лапы в них я расставляю часто, чтобы они подрезали все сорняки, и крепко их осаживаю, чтобы не скакали как американские пружинные лапы и давалибы совершенно ровную капиллярную поверхность. Такое орудие превосходно работает. Кто не изготовит у себя такого экстирпатора, совершит большую ошибку и поймается на пружинные и тарельчатые культиваторы американской конструкции, которые не соответствуют требованиям земледельческой техники и представляют из себя не что иное, как пустую затею.
Бороны я тоже изготавливаю сам - деревянные с железными зубьями. Делаю также и катки, которые впрочем использую редко и очень осмотрительно. Таким образом, кроме 3-корпусных плужков для обработки почвы никаких других орудий я не покупаю.
Поэтому и почва у меня всегда идеально чистая от сорняков и растения всходят и растут без дождя. Пора нам перестать обольщаться плохим немецким товаром и американскими выдумками, Собственный наш кузнец под нашим присмотром сделает орудие гораздо лучшее, а стоимость его будет без сравнения меньшая.
Как видим, средства, которыми я достигаю своей цели просты, дешевы и доступны каждому. Я от всей души желаю братьям по плугу, чтобы они перестали отдавать немецким фабрикантам с таким трудом заработанные гроши, а обрабатывали бы почву орудиями самостоятельно изготовленными, как это всегда делается у меня. Как использовать и как делать эти орудия мы рассмотрим в специальной главе.