Качественный анализ результатов
Дети | Полнота | Глубина | Осознанность | Уровень |
1.Герман Б. | Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет наибольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, не уверенно отвечал на заданные вопросы. | Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялся при ответе на вопрос «Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?» знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | В знаниях имеются пробелы, затрудняется в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, а в задании правильно нашел ошибки и рассказал, что нужно изменить. | 2 (средний) |
2.Анна Б. | Знает все растения, которые находятся в уголке природы их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. | Устанавливает связи между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, помогает другим детям. | Прочно владеет знаниями, правильно выполняет задание. В задании первая нашла ошибки и рассказала, что нужно исправить. | 1 (уровень) |
3.Дарья Б. | Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает растений по внешнему виду, почти ни на один вопрос не ответила. | Не устанавливает связей между происхождением растений и биологоческими потребностями. Затрудняется отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | В знаниях имеются пробелы, не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашла ошибки, но не сумела рассказать, что нужно изменить. | 3 (уровень) |
4.Данил В. | Знает все растения, которые находятся в группе, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. | Устанавливает связь между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, активен в работе. Первый собрал картинку. | Владеет хорошими знаниями о комнатных растениях, правильно выполняет задание. | 1 (уровень) |
5.Алиса В. | Знает одно растение (герань), которое находится в группе, остальные не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. | Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашла одну ошибку, но не сумела рассказать, что нужно изменить. | 3 (уровень) |
6.Анастасия В. | Не знает комнатные растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. | Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Изредка отвечает на заданные вопросы, не знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании с трудом нашла ошибки и не сумела рассказать, что нужно изменить. | 3 (уровень) |
7.Анна Г. | Знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в узнавании растений по внешнему виду, не уверенно отвечала на заданные вопросы. | Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. | 2(средний уровень) |
8.Милания Е. | Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, почти не отвечает на вопросы. | Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Не уверенно отвечает на заданные вопросы, не знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании не нашла ни одну ошибку и не сумела рассказать, что нужно изменить. | 3 (уровень) |
9.Лука Ж. | Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. | Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялся при ответах. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | В знаниях имеются пробелы, затрудняется в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказал, что нужно изменить. | 2 (средний) |
10.Владислав К. | Знает не все растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, не уверенно отвечал на заданные вопросы. | Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Затрудняется в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказал, что нужно изменить. | 2(средний уровень) |
11. Александр К. | Знает большинство растений, которые находятся в группе, имеет небольшие затруднения в узнавании растений по внешнему виду, правильно отвечает на заданные вопросы. | Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Почти на все вопросы ответил правильно. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Затрудняется в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказал, что нужно изменить. | 2(средний уровень) |
12.Марина Р. | Знает большинство растений, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. | Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. | Затрудняется в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. | 2(средний уровень) |
По результатам соотношения детей к конкретному уровню сформированности знаний о комнатных растениях можно сделать количественный анализ:
1 уровень (высокий) | 2 уровень (средний) | 3 уровень (низкий) |
Анна Б. Данил В. | Герман Б. Анна Г. Лука Ж. Владислав К. Александр К. Марина Р. | Дарья Б. Алиса В. Анастасия В. Милания Е. |
В процентном соотношении:
1 уровень (высокий): 17%.
2уровень (средний): 50%.
3уровень (низкий): 33%.
Таким образом, используемые на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы диагностические методы позволили получить определенные представления об имеющихся у детей занятиях и определить их уровень, выявить имеющиеся проблемы, неточности. Необходимо в дальнейшем на формирующем этапе расширить и уточнить знания детей о комнатных растениях (о частях растений и их названия, факторах, влияющих на рост и развитие растений, о влиянии труда на растения), дополнить имеющиеся знания. Познакомить детей с естественной средой произрастания этих растений и на этой основе подобрать трудовые операции по уходу за комнатными растениями.
Формирующий эксперимент:
На этом этапе была проведена большая кропотливая ежедневная работа по ознакомлению детей с растениями (комнатными, цветника, огорода). Обращала внимание на внешний вид растения: есть ли стебель, какой он (гладкий или шероховатый), какие листья у растения (большие, маленькие), какой формы (овальные, круглые, по краю лист гладкий или с маленьким углублением), какой цветок, плод.
Знакомила с тем, что разные растения потребляют различное количество влаги, что кроме полива нужен уход за растениями.
Заключительный эксперимент:
Участвовали те же самые дети, что и в констатирующем эксперименте, с ними проводилась такая же самая работа. Но результаты были намного лучше. Большинство детей со средним и высоким уровнем знаний.
В процентном соотношении:
1уровень (высокий): 50%.
2 уровень (средний): 33%.
3 уровень (низкий): 17%.
Таким образом, воспитатель детского сада должен постоянно проводить большую, повседневную работу по ознакомлению детей с комнатными растениями, растениями цветника и огорода. Знакомить с внешним видом, учить детей сравнивать растения по внешнему виду, одинаковый ли стебель у растения, чем отличаются листья растений, цветы. Большое внимание уделить организации огорода и цветника, где будут проведена работа по ознакомлению и закреплению знаний о растениях.
2.2 Разработка примерных конспектов дидактических игр с образцом дидактического материала и методических рекомендаций к их проведению.
Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5 – 7 лет нужно учить более плотно и точно описывать наблюдаемые растения.
Перед детьми 5 – 7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.
Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками (старшая и подготовительная к школе группы)?
1.Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху).
Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.
2.Описывать предметы и находить их по описанию.
Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.
3.Находить целое по части и часть по целому.
4.Составлять целое из частей.
Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.
5.Группировать предметы по месту произрастания.
6.Группировать предметы по использованию их в жизни.
Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решить поставленные задачи, необходимо пополнять их знания об уже известных растениях.
7.Устанавливать последовательность стадий развития растений.
Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнять, дети должны знать изменяющихся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растения.