Виды эмоциональных состояний
Настроение = эмоциональный фон, душевное состояние (самочувствие).
Характеристики настроения:
§ слабая интенсивность (отсутствие яркой выраженности переживания);
§ длительность (значительная продолжительность, «хроническое эмоциональное состояние»);
§ неясность и безотчетность (причина настроения может не всегда осознаваться);
§ диффузность (настроение как специфический для личности фон = контекст восприятия всех мыслей, действий, отношений человека в определенный временной момент).
Рассмотрим структуру настроения по Л.В. Куликову [7], где в структуре настроения выделяется 5 базовых компонентов.
1. Релятивный компонент («отношение») – отношение личности к происходящему; главным является степень соответствия «реального» и «желаемого» (включает особенности самооценки, самопринятия, гармоничность – дисгармоничность систем отношений).
2. Эмоциональный компонент – влияние определенного эмоционального состояния (эмоциональная доминанта выражается в переживании благополучия/ неблагополучия, в т.ч. физического).
3. Когнитивный компонент – понимание, оценка и интерпретация (в т.ч. будущие перспективы) происходящего (данный компонент включает представление личности о собственном «Я»).
4. Мотивационный компонент – взаимосвязь мотивации и эмоциональных переживаний.
5. Компонент физического самочувствия – отражает взаимосвязь физиологических проявлений и «общего эмоционального тона».
Страсть– интенсивноеи продолжительное переживание, захватывающее власть над другими устремлениями человека. Может ощущаться как нечто навязчивое и тягостное или приниматься личностью. Для этого состояния характерно обобщение эмоциональных и волевых компонентов в направленности на объект (предмет) желания.
Аффект(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) -«сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффект развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций» [1].
Характеристики аффекта (как проявления сильно выраженной эмоции):
1. высокая скорость возникновения;
2. высокая интенсивность эмоционального переживания;
3. кратковременность выражения;
4. экспрессия во внешнем проявлении;
5. «сужение» сознательной организации и контроля (безотчетность);
6. «захват» всей личностной структуры аффективными переживаниями с понижением переключаемости внимания (концентрация только на объекте, вызвавшем аффект), дезорганизация мнемических процессов, снижение волевого контроля за действиями.
В медицинской психологии и психиатрии принято различать патологический аффект (определяется судебно – психиатрической экспертизой) и физиологический (эмоциональное состояние в крайних пределах нормы) (табл. 2).
Вид аффекта | Причины возникновения | Особенности начальной стадии аффекта | Особенности динамики состояния | Влияние на сознание и деятельность |
Патологический аффект | Конфликтный характер ситуации, травмирующей личность, в сочетании с нервно - психической недостаточностью | Возникает всегда внезапно | Кратковременное интенсивное по эмоциональной насыщенности состояние с автоматизированными движениями и иногда последующим сном | Полное выключение сознания, последующая амнезия совершенных действий |
Физиологический аффект | Конфликтный характер ситуации, субъективная невозможность найти выход из нее в данный момент | 1. Внезапное возникновение. 2.Результат аккумуляции повторных травмирующих действий | Кратковременное интенсивное эмоциональное состояние с резкими изменениями в разных сферах психической деятельности, потеря гибкости поведения с явлениями автоматизма | Отсутствие помрачения сознания. Снижение способности контролировать свои действия и руководить ими |
[Табл. 2 - из работы М.М. Кочнева «Судебно-психологическая экспертиза»]
Депрессивные состояниярассматриваются как реакция на ситуации потери или утраты (смерть, разрыв отношений и т.д.) с фиксацией на психотравмирующих обстоятельствах.
По мнению А. Бека депрессивные состояния проявляются в сферах:
1. эмоциональной – угнетенное настроение, пессимистичность («все плохо»), ощущение беспомощности, печаль, потеря ощущения удовольствия, дисфория;
2. когнитивной – наделение себя всевозможными недостатками, самоуничижение; при этом, если удается добиться успеха – он приписывается удаче, в случае провала – личным особенностям: неспособностью с чем-либо справиться («я - неудачник»); склонность к чрезмерному обобщению («меня никто никогда не полюбит», «я никому не нужна», «нет выхода» и др.); примитивные способы мышления («я должен всем нравиться», «я не смогу жить без тебя», «счастье – достигнуть успеха во всем» и др.); саморазрущающий образ и избирательная абстракция («я во всем виноват», «я - посмешище», - сосредоточение в разговоре на «шероховатостях», вычленение из общего контекста фраз/ слов, «подтверждающих» негативное мнение о себе);
3. мотивационной – абулия (болезненное безволие), пассивность, апатия, безынициативность;
4. физической и физиологической – расстройство сна, снижение или отсутствие аппетита, ощущение хронической усталости, головная боль, неприятные ощущения в области сердца и др.
Фрустрация (лат. frustration – крушение/ расстройство, провал) – «(от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.» [1].
С. Розенцвейг, исследовавший природу фрустрации, отмечал, что реакции на данное состояние могут быть трех типов: экстрапунитивного, интрапунитивного и импунитивного.
Экстрапунитивные реакции – реакция направлена вовне, на объект (внешнее обвинение, гнев, оскорбления, физическая агрессия и др.).
Интрапунитивные реакции – обвинение в неуспехе, провале себя (сопровождается чувствами вины и стыда; аутоагрессией).
Импунитивные реакции – не связаны с обвинением себя, других людей или обстоятельств, - ситуация принимается как данность, неизбежное (или малозначащее - как «капля в море»), проходящее со временем.
Замечено, что люди со слабой нервной системой чаще предрасположены к интрапунитивным реакциям, а с сильной – к экстрапунитивным.
Рассматривают также различные формы реагирования на фрустрацию:
§ хаотичные реакции, двигательная ажитация;
§ апатия;
§ агрессивное поведение;
§ регрессия – более ранние и упрощенные модели поведения (в возрастном контексте);
§ стереотипия – бесцельные однообразные повторяющиеся движения.
Напряженное состояние, вызываемое фрустрирующей ситуацией, необязательно рассматривается только как негативное, - во многих случаях оно имеет мобилизующий к действию эффект, активизируя все психологические и физические ресурсы человека. Однако если не удается достигнуть цели, напряжение усиливается, принимая разрушительный характер (концепция фрустрации - агрессии). Частые фрустрации могут приводить к чувству вины, неудовлетворенности, неуверенности в себе и озлобленности.
Существует термин – фрустрационная толерантность, отражающий устойчивость личности к фрустраторам.
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях» [1].
В работах Ганса Селье - канадского врача, создавшего теорию стресса, стресс понимается как «общий адаптационный синдром». В данном контексте стресс – это система реагирования организма на возникшие затруднения, обеспечивающая адаптацию.
На физиологическом уровне стресс проявляется в виде учащения дыхания, пульса, повышения давления, напряжения мышц, увеличения сахара в крови и др., - все это свидетельствует о подготовке организма к интенсивной нагрузке (например: сопротивление, нападение, бегство).
Выделяют три фазы стресса:
1. тревога (подготовка к борьбе со стрессом, активизация защитных сил),
2. резистентность = сопротивление (мобилизация всех ресурсов для преодоления стрессовой ситуации и активное сопротивление),
3. истощение (иссякание резервов организма, нарушение адаптационного процесса).
По видам стресс может быть:
1. физиологическим,
2. психологическим:
§ информационный – в случае информационных перегрузок + при ограничении времени на решение задач + при высокой ответственности/ значимости последствий;
§ эмоциональный – в ситуациях угрозы, переживании унижения, обиды, фрустрации, конфликтов и др.; может проявляться в форме паники, страха, беспокойства, повышенной тревоги, раздражении, ярости и др.
Отмечается, что стресс может положительно влиять: способствовать мобилизации, активизировать функциональный резерв организма (эустресс = «хороший стресс»), так и оказывать негативное воздействие – разрушительное и дезорганизующее (дистресс = «плохой стресс»).
Адекватному и эффективному поведению в стрессовой ситуации способствует объективная оценка вредности (опасности) стрессора, информированность, грамотное применение запасных вариантов решения проблем, использование копинг - стратегий.