Ресурсоведческие исследования
Целевые задачи:
- получить навыки по проведению ресурсоведческих исследований.
Задание для самоподготовки
Повторите из теоретического курса фармакогнозии следующие вопросы.
1. Определение основных терминов ресурсоведения; биологический и эксплуатационный запас, урожайность, учетная площадка и др.
2. Цель проведения ресурсоведческих исследований.
3. Этапы ресурсоведческих исследований.
4. Методы определения запасов и урожайности ЛР.
Проанализируйте схемы 2-3 Приложения.
Практическая работа
1. Составление плана ресурсоведческих исследований.
2. Выбор заросли растения, определение её формы, площади, сбор материала проводится во время одной из интерактивных экскурсий в растительные сообщества.
3. Взвешивание собранного материала в учебной лаборатории, проведение расчетов урожайности, эксплуатационного запаса, возможного ежегодного объема заготовки.
4. Оформление дневника.
В дневнике необходимо зарисовать схему заросли, способ закладки учетных площадок, привести расчеты.
5. Решение ситуационных задач.
Образцы ситуационных задач
1. В дубняке-леспедецевом равномерно произрастает кровохлебка лекарственная. Предложите: 1- методы определения урожайности и запаса сырья; 2 - методы закладки учетных площадок, их размеры и количество.
2. На осоково-сфагновом болоте равномерно произрастает вахта трехлистная. Предложите: 1- методы определения урожайности и запаса сырья; 2 - методы закладки учетных площадок, их размеры и количество.
3. На территории широколиственного леса произрастает ландыш Кейске, образуя отдельные куртины. Предложите: 1- методы определения урожайности и запаса сырья; 2- методы закладки учетных площадок, их размеры и количество. Как определить площадь, занятую ландышем?
4. На массиве заросли площадью 3,1 км2 произрастает шиповник даурский. Для определения урожайности на 15 площадках (3,0 м2) подсчитано количество стволиков кустарника. Были получены следующие данные: 28, 32, 42, 20, 15, 43, 24, 51, 14, 17, 35, 37, 60, 30, 27. Средняя масса плодов одного экземпляра равна 116,5±1,3 г (сырье сухое). Рассчитайте эксплуатационный запас плодов шиповника если встречаемость его на заросли составляет 10 %. Какой метод определения урожайности был использован? Чему будет равен возможный ежегодный объем заготовок плодов?
5. В окрестностях с. Дормидонтовка выявлены заросли горца перечного площадью 0,9 га. Для определения урожайности с учетных площадок (1 м2) было собрано сырье, масса которого равна (г): 470; 450; 408; 306; 378; 543; 295; 519; 502; 447 (сырье свежее). Рассчитайте эксплуатационный запас и возможный ежегодный объем заготовок травы горца перечного. Объективны ли полученные данные?
6. За с. Полетным площадь зарослей кровохлебки составляет 1 га. Вес 1 экземпляра кровохлебки составляет 18,0±1,0 г (сырье сухое), число экземпляров на 1 м2 - 9±2 шт. Рассчитайте эксплуатационный запас сырья кровохлебки на заросли. Будут ли полученные данные объективны? Объясните.
7. Площадь зарослей крапивы 0,7 га, урожайность 160,0±15,0 г/м2 (сырье свежее). Рассчитайте эксплуатационный запас сырья и возможный ежегодный объем заготовок. Какие еще данные необходимо привлечь для расчета запасов? Будут ли полученные данные объективны? Объясните.
ТЕМА
ОСНОВЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Целевые задачи:
- научиться производить заготовку ЛРС с учетом рационального использования растительных ресурсов.
Задание для самоподготовки
Повторите из теоретического курса фармакогнозии и стандартизации ЛРС следующие вопросы.
1. Заготовительный процесс ЛРС, нормативные документы по заготовке ЛРС.
2. Характеристика этапов заготовительного процесса: время и приемы сбора, первичная переработка ЛРС, сушка, приведение в стандартное состояние.
3. Упаковка, маркировка и хранение ЛРС (см. схему 5 приложения).
4. Правила заготовки ЛРС дальневосточных растений.
По заданию преподавателя составьте инструкцию по заготовке ЛРС (см. схему 4 приложения).
Практическая работа
1. Заготовка ЛРС различных морфологических групп. В соответствии с заданием, каждый студент заготавливает 2-3 вида ЛРС. Масса высушенного ЛРС должна составлять не менее 1,5 кг. Из этой массы ЛРС затем отбирается аналитическая проба (см. тему «Фармакогностический анализ ЛРС»).
Заготовленные виды ЛРС сдаются руководителю в матерчатых мешочках. Мешочек должен быть оформлен двумя этикетками - одна этикетка пришивается, другая - вкладывается в мешок.
Содержание этикетки
Наименование сырья __________________ Дата заготовки __________________ Место заготовки __________________ (район, местообитание) _________________ Фамилия сборщика _________________ |
2. Работа с нормативными документами по хранению ЛРС и с ЛРС, заложенным на хранение. Исследование ЛРС на наличие вредителей запасов.
3. Оформление дневника.
В дневнике необходимо отразить нормативные документы по хранению ЛРС, условия хранения ЛРС; виды упаковки сырья и требования к ней. Выполнение индивидуального задания отражается в дневнике по форме, приведенной на стр. 20.
ТЕМА
ФАРМАКОПЕЙНЫЙ АНАЛИЗ ЛРС
Целевые задачи:
- закрепить навыки проведения фармакопейного анализа ЛРС.
Задание для самоподготовки
Повторите из курса фармакогнозии и стандартизации ЛРС следующие вопросы.
1. Фармакопейный анализ: определение, методы, цель проведения.
2. Правила отбора проб ЛРС на анализ. Анализ проб для проведения испытаний.
3. Методы определения подлинности и доброкачественности ЛРС.
Практическая работа
1. Анализ аналитической пробы ЛРС для определения подлинности, измельченности и посторонних примесей, оформление результатов анализа.
Аналитическая проба отбирается из заготовленного ЛРС. Отобранная проба сдается в матерчатом мешочке с этикеткой, содержание которой приведено ниже.
Содержание этикетки
Наименование сырья ___________________ Масса аналитической пробы __________ № партии ___________________ Масса партии ___________________ Дата отбора пробы ___________________ Дата сбора ЛРС ___________________ Фамилия аналитика, отобравшего пробу ___________________ |
Аналитическая проба должна сопровождаться протоколом испытания. Протокол испытания оформляется на отдельном листе. Форма протокола приведена в приложении 6.
2. Решение ситуационных задач.
Образцы ситуационных задач
1. При анализе цельного сырья мяты установлено содержание эфирного масла – 1,5 %; влаги – 7,5 %; золы общей – 12,5 %; золы, нерастворимой в хлористоводородной кислоте – 4,5 %; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 0,5 мм – 17,0 г; почерневших листьев – 15 г; стеблей – 20,2 г. Органической и минеральной примеси не обнаружено. Сделайте заключение о доброкачественности сырья.
2. При анализе цельного сырья чабреца установлено содержание экстрактивных веществ, извлекаемых 30 % спиртом – 20,1 %; экстрактивных веществ, извлекаемых водой – 19,8 %; влаги – 11,8 %; золы общей – 9,5 %; золы, нерастворимой в хлористоводородной кислоте – 3,4%; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 3 мм – 17,3 г; кусочков стеблей толщиной более 0,5 мм – 25,1 г. Органической и минеральной примеси не обнаружено. Сделайте заключение о доброкачественности сырья.
3. При анализе цельного сырья крапивы установлено содержание влаги – 10,5 %; общей золы – 19,1 %; золы, нерастворимой в хлористоводородной кислоте – 1,4 %; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 3 мм – 10,3 г; листьев почерневших– 15,0 г; органической примеси – 2,5 г. Минеральная примесь не обнаружена. Сделайте заключение о доброкачественности сырья.
4. В лабораторию для проведения полного фармакопейного анализа поступило цельное ЛРС тысячелистника обыкновенного.
Приведите алгоритм проведения полного фармакопейного анализа поступившего ЛРС по схеме:
- перечислите методы фармакопейного анализа, которые будут проведены;
- укажите массы проб ЛРС для испытаний;
- перечислите показатели нормативного документа, которые будут в них определяться.
5. В лабораторию для проведения полного фармакогностического анализа поступило сырье подорожника большого цельное.
Приведите алгоритм проведения полного фармакопейного анализа поступившего ЛРС по схеме,
6. В лабораторию для проведения полного фармакопейного анализа поступило цельное сырье аира болотного.
Приведите алгоритм проведения полного фармакопейного анализа поступившего ЛРС по схеме, приведенной выше.
ТЕМА