Химический состав семян злаковых и бобовых
Семена | Содержание веществ, в % | ||||
Вода | Белки | Жиры (масла) | Углеводы | Минеральные соли | |
Арахис | 13,4 | 26,3 | 45,2 | 9,9 | 5,2 |
Фасоль | 14,0 | 22,3 | 1,7 | 58,4 | 3,6 |
Рис | 15,0 | 7,4 | 0,4 | 76,4 | 0,8 |
Овёс | 15,0 | 13,0 | 7,0 | 63,0 | 2,0 |
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно псомотреть на рисунки и вспомнить основные отличительные особенности каждого растения. Для арахиса характерны вздутые овальные плоды бобы. У риса высокий стебель с метелкой колосков на конце. Плоды фасоли заключены в длинные стручки. Овес имеет соцвеие метелку.
Ответ: А — арахис, Б — рис, В — фасоль, Г — овёс.
Ответ: арахис&рис&фасоль&овёс
11.Эти растения используются человеком. Под каждым из приведённых ниже примеров подпишите название соответствующего растения, которое имеет практическое значение для человекa.
A | Б | В |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно понять, что изображено на рисунках. На рисунке А. изображен йод. Большое количество йода содержится в водорослях, в том числе морской капусте. Б. Лекарственный препарат Альгипор. Его производят также из водорослей В. Гарниры из цветной и брюссельской капусты.
Ответ: А — морская капуста, Б — морская капуста, В — цветная капуста.
Ответ: морская&морская&цветная
12.Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Бурый медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных наземных хищников. (2)Облик бурого медведя типичен для представителя семейства медвежьих: тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. (3)Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8—10 см; медведи пятипалые, стопоходящие. (4)Окраска бурого медведя очень изменчива, линька у бурых медведей происходит один раз в год — начинается весной и до осени, кончаясь к периоду залегания в берлогу. (5)Сезонная цикличность жизни ярко выражена. (6)К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что бурый медведь впадает в спячку на зиму? Запишите номера выбранных предложений.
Пояснение.
Для того, чтобы выполнить это задание нужно внимательно прочитать тест. В 4, 5 и 6-м предложениях описана сезонная изменчивость в жизни медведя. Зимой он залегает в берлогу и весной просыпается из спячки.
Ответ: 456.
Ответ: 456
13.Прочитайте и сравните описание козы и коровы. В ответе укажите две черты различия этих животных.
Корова — жвачное животное, разводится человеком для получения мяса, молока, кожи. Самцы вида называются быками, а молодняк — телятами. Различают мясные, мясо-молочные и молочные породы коров. Предком домашних коров был дикий бык, в частности, его вымерший в дикой природе подвид — тур. Одомашнивание коров началось во времена каменного века — вслед за одомашниванием коз, овец и свиней.
Коза — одно из первых домашних животных. Предком домашней козы был дикий безоаровый козёл, до сегодняшнего дня встречающийся от греческих островов в Эгейском море до Средней Азии. Коза — нетребовательное животное, довольствуется часто очень скудными пастбищами. Основная продукция, получаемая от коз — мясо, молоко, мех, шерсть и кожа.
Пояснение.
Отличия — 1) коза была одомашнена раньше коровы;
2) от козы получают ещё и шерсть.
Для выполнения этого задания нужно внимательно прочитать оба текста и сравнить их.
ВАРИАНТ 4
1.Рассмотрите изображения.
Покажите стрелками и подпишите на рисунках 1 и 2 корень, лист, соцветие, плод бодяка полевого.
Пояснение.
Ответ: ученик правильно отметил корень, лист, соцветие и плод бодяка полевого.
Для выполнения этого задания нужно вспомнить отличительные особенности каждого из органов растения.
2.В каком из органов оливы: корень, стебель, лист, плод в течение всего лета происходит образование и накопление растительного масла?
Пояснение.
Плод оливы — костянка. Округло-удлиненной формы. Околоплодник плотный и сочный, там запасаются питательные вещества.
Ответ: Плод.
Ответ: плод
3.В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, составляют надземную часть одуванчика. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Цветок, стебель, корень, лист.
Пояснение.
«Выпадающая» из логического ряда часть растения — корень. Стебель, лист, цветок — части растения, располагающиеся над землёй (в некоторых учебниках есть понятие побег). Корень растения располагается в почве.
Ответ: корень.
Объяснение может быть приведено в иной,близкой по смыслу формулировке
4.У дуба весной на концах побегов может появиться сразу несколько новых молодых побегов. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, ветвление, рост, плодоношение.
Пояснение.
Ветвление — процесс появления боковых побегов. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Размножение — процесс увеличения количества особей. Рост — увеличение особи вразмере. Плодоношение — превращение завязи пестика в плод.
Ответ: ветвление.
Ответ: ветвление
5.
Опишите лист картофеля по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листовой пластинки.
А. Тип листа
Б. Жилкование листа
В. Форма листовой пластинки
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В |
Пояснение.
Лист картофеля простой, широкояйцевидной формы. У него перистое жилкованием, так как имеется одна основная жилка и множество более мелких, ответвляющихся от основной и идущих параллельно друг к другу.
Ответ: 132.
Ответ: 132
6.Человек использует бактерии для приготовления продуктов питания. Какие группы бактерий можно использовать для приготовления изображённых на рисунке продуктов? Подпишите названия группы бактерий для каждого рисунка.
A | Б |
Пояснение.
Бактерии обладают способностью к разным типам брожения. Бифидобактерии (молочнокислые) используют для приготовления молочных продуктов. Бактерии спиртового брожения используют для приготовления алкогольной продукции.
Ответ: А — бактерии молочнокислого брожения, Б — бактерии спиртового брожения.
Ответ: молочнокислого брожения&спиртового брожения
7.
Ученик рассматривал под микроскопом клеточное строение листьев различных растений и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки листа он обозначил буквой Б?
Пояснение.
Ядрышко участок ядра, в котором синтезируется РНК, из которой строятся рибосомы. Также в клетке можно отличить крупные прозрачные вакуоли, цитоплазму, клеточную стенку и хлоропласты.
Ответ: ядрышко.
Ответ: ядрышко
8.Вставьте в текст «Обмен веществ у растений» пропущенные слова из предложенного списка.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У РАСТЕНИЙ
Растения — автотрофы. Это значит, что в основе получения веществ у растений лежит процесс __________(А), при котором они с помощью энергии света синтезируют __________(Б). Эти вещества потом используются для процессов __________(В) и получения энергии для всех процессов жизнедеятельности.
Список слов:
1) дыхание
2) pocт
3) фотосинтез
4) минеральные соли
5) органические вещества
6) вода
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В |
Пояснение.
Растения сами для себя производят питательные органические вещества в процессе фотосинтеза . Основной углевод — глюкоза получается под действием света из углекислого газа и воды. Дальше глюкоза используется как источник энергии для жизнедеятельности.
Ответ: 351.
Ответ: 351
9.Используя таблицу «Особенности полового размножения у некоторых позвоночных», ответьте на вопросы.
У какого животного самые крупные яйца?
Какое животноe откладывает caмoe большое количество яиц?
Какие животные строят гнёзда и заботятся о потомстве?
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно сравнить значения третьего столбца "Диаметр яйца". Наибольший показатель соответствует зарянке. Для остальных вопросов действуем по аналогичной схеме. Стоит обратить внимание, что на один вопрос может быть несколько ответов.
Ответ: зарянка; треска; колюшка, зарянка.
10.Ниже приведены изображения животных, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего животного.