Вопрос 12 Сознание как вербализация ощущений, восприятий, понимание речи.
сознание является интегральным понятием, отражающим одну очень важную сторону всех психических процессов – это четкое субъективное представление о конечных результатах этих процессов, т.е. знание о конечных результатах происходящего. Оно является конечным результатом отдельных психических процессов, в основе которых лежат физиологические процессы
Подходы к определению понятия «сознание».В «Словаре физиологических терминов» (1987) дается такое определение: «Сознание – специфически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью второй сигнальной системы (слов, математических символов, образов художественных произведений) может быть передано другим людям, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Передавая свои знания другому, наделенному сознанием человеку, человек тем самым отделяет себя от этого другого и от мира, знание о котором он передает. Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания. Внутреннее «Я», судящее о собственных поступках, есть ничто иное как интерноризированный «другой» человек.
становление сознания может быть осуществлено только на основании словесно-знакового мышления.
концепция коммуникативной природы сознания, П. В. Симонова 1981 год. сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов сообщества, какими являлись наши предки. Однако поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, передача сведений от одного человека к другому может происходить лишь путем абстракции, т. е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения. На основе общения возникает и сознание как высшая форма психического, свойственная только людям. Концепция, однако, не исключает, что помимо речи, существуют еще другие формы проявления сознания, реализация которых, однако, связана только с деятельностью префронтальной коры. На этой основе возникает и способность к прогнозу и планированию, что также представляет собой одно из свойств сознания.
А.М. Иваницкий отмечает, что термином «сознание» обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значении сознание есть просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным. Вторая трактовка слова «сознание» означает высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и с социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку
Х. Дельгадо, указывал, что сознание это организованная группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы.
В физиологической и психологической литературе часто понятие «сознание» отождествляют с понятием «сознательное мышление».
С нашей точки зрения, определение «Сознание – это вербализация ощущений, восприятий, способность понимать речь и способность говорить» наиболее точно отражает это сложное понятие, хотя и оно не лишено недостатков.
Онтогенетические аспекты сознания. Можно утверждать, что новорожденный ребенок сознанием не обладает, так как у него еще нет знаний. Их он приобретает постепенно, в процессе воспитания, в том числе по мере становления речи, т.е. по мере приобщения к общечеловеческим знаниям. Первыми признаками появляющегося сознания, по мнению Дж. Экклса, является способность ребенка узнавать себя в зеркале – то есть способность выделять себя из окружающей среды (животные, за исключением отдельных видов высших обезьян, таким свойством не обладают). Дальнейший этап формирования сознания заключается в приобретении ребенком способности употреблять местоимение «Я». Уровень приобщения индивидуума к человеческому знанию определяет и уровень его сознания, поэтому сознание всегда многоэтажно и флюктуабельно.