Психологические теории ощущений и восприятий

В психологии существует большое количество разнооб­разных теорий, направленных на объяснение процессов по-

строения первичных образов окружающего мира с опорой на органы чувств — процессов ощущений и восприятий. Такие теории могут иметь как общепсихологический, так и более частный характер, а также различаться по множеству разно­образных оснований.

К числу первых естественно-научных подходов к объясне­нию процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-гольца.

Большое значение для исследования психологических закономерностей ощущений и восприятий имели общепси­хологические подходы к исследованию психических явле­ний, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гешталътпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строи­лись на широком использовании феноменологических ме­тодов исследования.

В настоящее время большой известностью в мировой психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснитель­ных принципов, которые являются принципиальными и для отечественной теоретической психологии.

В отечественной психологии наиболее методологиче­ски обоснованным, опирающимся на широкие естествен­но-научные эволюционно-биологические объяснитель­ные принципы является деятельностный подход к форми­рованию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А. Н. Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкрети­зировался и дополнялся многими выдающимися отечест­венными психологами.

Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?

Фехнер Густав Теодор (1801-1887)

1. Ощущения и вызывающие их внешние стимулы при­
надлежат к двум разным сферам — явлений психических и
явлений физических.

• Психические и физические явления нельзя непосредст­
венно сравнивать друг с другом.

• Внутри каждой из этих сфер возможны специфические из­
мерения.

2. Ощущение есть простейший психический процесс, ко­
торый обозначает границу между психическими и физиоло­
гическими явлениями.

3. Сенсорная система человека — это «измерительный
прибор», который регистрирует особенности внешних фи­
зических стимулов и преобразует их в психические явле­
ния.

4. Процесс возникновения психического образа имеет
следующую последовательность:

• внешнее раздражение, воздействующее на рецептор (фи­
зическое явление);

• процессы в рецепторе и проводящих нервных волокнах
(физиологическое явление);

• возникновение ощущения в ЦНС (психическое явле­
ние);

• суждения (психические явления, подчиняющиеся логи­
ке).

5. Психофизические характеристики людей распределе­
ны по нормальному закону как любые антропологические
характеристики.

Иоганнес Мюллер (1801—1858),

Герман фон Гельмгольц (1821—1894)

Теория специфических энергий органов чувств

1. Сенсорный опыт определяется функциональным со­
стоянием сенсорных нервов и их мозговой проекцией (лока­
лизацией).

2. Каждый орган чувств в ответ на воздействующие сти­
мулы вырабатывает «специфические энергии» или качест­
ва.

• Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает
разные качества переживаний.

• Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к оди­
наковому сенсорному качеству.

3. В ощущениях выражается не столько природа физиче­
ского воздействия, сколько природа и состояние органов
чувств.

Психофизиологический закон и измерение ощущений .

Факты

• Ощущения меняются не прямо пропорционально силе
физических стимулов, действующих на органы чувств.

• Интенсивность ощущений, как правило, растет медлен­
нее, чем величина измеряемых физических стимулов (как
исключение — более быстрый рост чувствительности к из­
менению напряжения электрического тока).

Эрнст Г. Вебер (1795-1878)

Человек ощущает не абсолютные, а относительные раз­личия между физическими стимулами одной модально­сти.

Закон Бугера — Вебера: отношение изменения интенсив­ности физического стимула, которое регистрируется субъек­том как едва заметное изменение интенсивности ощущения,





к исходной интенсивности физического стимула есть вели­чина постоянная.

Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физиче­ского раздражителя увеличивается в геометрической про­грессии, то интенсивность ощущения растет в арифмети­ческой прогрессии (интенсивность ощущений растет про­порционально логарифму интенсивности физического раздражителя).

• Отношения между стимулами и ощущением устанавлива­
ются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное
различие в возрастании интенсивности физической сти­
муляции.

• Едва заметное отличие выступает в качестве условной еди­
ницы измерения.

Закон С. С. Стивенса: величина ощущений растет про­порционально интенсивности изменения физического раз­дражителя, возведенной в определенную степень.

Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалиро­вания:

• субъект фиксирует ощущение, которое вызывается опре­
деленным эталонным физическим стимулом и которому
приписывается определенное числовое значение;

• вслед за этим предъявляется множество физических сти­
мулов, изменяющихся только по одному параметру, ощу­
щения от которых субъект должен сопоставить с величи­
ной эталонного стимула и выразить различия в условных
числовых значениях.

Теория обнаружения сигналов

(информационный подход в когнитивной психологии)

1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который под­чиняется кривой нормального распределения.

.

2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех —
«шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала
определяется двумя видами альтернатив:

• стимульными альтернативами: «шум без сигнала»; «шум с
сигналом»;

• возможные альтернативные решения субъекта о наличии
сигнала: «сигнал есть»; «сигнал отсутствует».

3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых сти­
мулов часто представляет для субъекта процесс принятия ре­
шения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, мо­
жет иметь четыре варианта:

• правильное обнаружение — положительный ответ при на­
личии сигнала;

• пропуск — отрицательный ответ при наличии сигнала;

• ложная тревога — положительный ответ при отсутствии
сигнала;

• правильное отрицание — отрицательный ответ при отсут­
ствии сигнала.

4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала
может влиять ряд факторов:

• интенсивность стимула (физическая энергия и контраст­
ность по отношению к фону);

• содержание задачи;

• ожидание наблюдателя: ожидается появление или не ожи­
дается появление сигнала;

• возможные последствия принятого решения: наказание
или поощрение и их величины.

5. Перед принятием решения субъект устанавливает неко­
торый субъективный критерий (интуитивный или осознавае­
мый), в соответствии с которым делается вывод о наличии
или отсутствии сигнала.


Наши рекомендации