Управление движениями человека
Итак, совершенно очевидно, что опорно-двигательный аппарат человека — разумно устроенный, самовосстанавливающийся (на определенных этапах) механизм, способный перемещать наше тело и другие предметы в пространстве. Но одной способности мало — необходимо, чтобы кто-то этими движениями управлял. Все движения можно разделить на произвольные и непроизвольные. Произвольные, или сознательные, движения модулируются в коре головного мозга, в центрах движения, и направлены на решение определенной двигательной задачи, например движения, они обеспечивают перемещение тела в пространстве (ходьба, бег, плавание, прыжки и т. п.). К наиболее сложным движениям относятся так называемые специальные движения — трудовые, спортивные, танцевальные. Но в их формировании, регуляции и осуществлении участвует не только кора головного мозга, а все уровни нервной системы: это и спинной мозг, и различные образования головного мозга (коры и подкорковых центров), периферические нервы. К простым, или непроизвольным, движениям мы относим рефлекторные движения, например отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету. Становление и совершенствование движений происходит под влиянием обучения и постоянных тренировок. У новорожденных практически отсутствуют произвольные движения, но на базе врожденных рефлексов (сосательного, поискового и др.) развиваются другие двигательные реакции, например в определенном возрасте ребенок начинает ползать, затем пытается сидеть, вставать на ножки. Устойчивые двигательные навыки приобретаются им при постоянных тренировках. В процессе (в образовании двигательного навыка) можно выделить три стадии: первая — генерализованная — характеризуется широким распространением возбуждения и вовлечением в работу всех групп мышц, в том числе и ненужных. Во второй стадии процессы возбуждения и торможения концентрируются в моторных зонах и координация различных элементов движения улучшается; таким образом формируется так называемое двигательное умение. Движения получаются хорошо, но ведущую роль все же играет мышление. Постепенно данное движение становится привычным, и наступает третья стадия — образуется двигательный стереотип, действия теперь совершаются автоматически и отличаются высокой степенью координации. Это и есть двигательный навык. Со временем на основе одних двигательных навыков можно приобретать новые, более сложные двигательные умения, которые, в свою очередь, тоже становятся двигательными навыками, и т. д. В результате человек, например спортсмен, цирковой гимнаст и т. п., способен совершать настолько сложные и быстрые движения, что это становится его профессией. В координации движений, т. е. в обеспечении согласованной деятельности различных групп мышц, участвуют различные отделы центральной нервной системы. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом: задачи и цель двигательного действия формируются в процессе мышления, что определяет направленность внимания и усилий человека. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Вестибулярный анализатор взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве и отвечает за равновесие тела. Зрение и слух участвуют в ориентировке и коррекции двигательных реакций. Что касается простых рефлекторных движений, наверное, все помнят из школьного курса рефлекторную дугу, включающую в себя рецептор, чувствительный нерв, спинной мозг, двигательный нерв и мышцу, — при ударе по колену возникает безусловный сухожильный рефлекс, и оно разгибается. Безусловные врожденные рефлексы со временем превращаются в условные. Например, ребенок перестает производить сосательные движения, если поднесенный к его губам предмет несъедобен. И хватательный рефлекс со временем становится избирательным, т. е. хватает он не все подряд, а только то, что ему нужно. Расстройство движений может развиваться не только из-за патологий опорно-двигательного аппарата, но и при поражениях центральной нервной системы. Может наблюдаться даже нарушение чувствительности, например глубокой чувствительности ног: пациент плохо чувствует опору при ходьбе и в слабо освещенном помещении или с закрытыми глазами не может прямо передвигаться, его походка становится неуверенной и шатающейся. Это обусловлено расстройством функционирования двигательных центров, которые для своей нормальной работы должны постоянно по путям глубокой чувствительности получать информацию о движении тела и его частей в пространстве.